Что держит мужчину за порогом храма?
Я служу в заволжском городе Ершове, где зимой бывают очень сильные ветра и суровые морозы. И нередко мне приходилось становиться свидетелем такой картины: муж подвозит жену на службу, а сам остается за порогом. Пока жена молится, он вопреки здравому смыслу и разумной экономии сидит в машине с работающим двигателем, но в храм не заходит. Возникает вопрос: почему даже мороз не может заставить мужчину переступить порог храма?
На этот вопрос можно ответить по-разному: кто-то не хочет никакой церковной жизни, потому что его все и так устраивает. Другие говорят: «Мы верующие, но только вера у нас своя, а Бог в душе». Как распространено сегодня это заблуждение, на которое я обычно отвечаю: «Если бы действительно в душе был Бог! Тогда люди, которые так говорят, стремились бы туда, где всё говорит про Бога, где славится Его имя, где находятся Его изображения, где ощущается Его особое присутствие, Его благодать. Они бы стремились жить так, как Бог велит, чтили Его заповеди».
Есть категория мужчин, которые положительно относятся к Православию, но духовную жизнь воспринимают на уровне исполнения обряда: свечку поставить, помянуть усопшего, покрестить новорожденного — и всё.
Во время отпевания я часто вижу, как мужчины стоят во дворе дома, курят или разговаривают о своих проблемах. Приходится лично каждого приглашать, чтобы вместе помолиться за душу усопшего раба Божия. И что интересно: за два года пребывания в Ершове ни разу не встречал отказ. Все заходят в дом, стараются молитвенно участвовать в отпевании. Но преодолеть предрассудки, которые складывались десятилетиями, очень сложно. Во время проповеди говорю о том, что родственникам необходимо приходить в храм, чтобы участвовать в церковных службах, поминать усопшего, что нельзя поминать алкогольными напитками. А в ответ приходится слышать: «Да Вы что, нас же люди не поймут. Так всегда было принято».
Когда возвращаюсь с отпевания, меня всегда подвозят до храма мужчины — родственники усопшего, которые слышали проповедь. Они обязательно говорят мне в ответ на нее: «Нас не воспитывали в вере. Теперь уже поздно менять свое мировоззрение». Стараюсь всегда на это ответить: «Менять его все равно придется: когда душа покинет тело, и мы увидим совершенно точно, что всё, что сказано в Библии, это правда. Что есть иной мир — Ангелов и бесов — в котором нам нужно только то, что щедро предлагала нам Святая Церковь все годы нашей здешней жизни. В этой жизни можно еще всё изменить и спасти свою душу. В будущей будет только вечное раскаяние. Но тогда уже действительно будет поздно».
Порой люди не ходят в храм из-за предрассудков, а то и из-за простой человеческой лени. Но человек так устроен, что ему всегда хочется найти благовидный предлог. Однажды знакомые мужчины, с которыми мы вместе в гараже чинили машину, так объяснили свое отсутствие в храме: «У вас храм маленький и переоборудован из обычного дома. Вот когда построят новый большой храм, вот тогда мы и будем ходит в него». Как больно бывает слышать такое от неглупых, порядочных мужчин, вполне, может быть, ответственных в повседневной жизни, но так потребительски настроенных по отношению к Церкви.
Но это еще не самые обидные примеры человеческого равнодушия и потребительского отношения. Однажды раздался звонок моего телефона. Я взял трубку и слышу: «А, это, поп, можно квартиру почистить? Сколько эта процедура будет стоить?». Возникает вопрос: зачем этим явно нецерковным людям понадобилось совершать в доме обряд освящения? Ответ прост: хочется, чтобы покомфортнее было жить, спокойнее спать в квартире. После освящения стараешься хозяев жилища призвать к благочестивой жизни, чтобы хранили мир в семье, но не всегда видишь отклик в их глазах. Помню, как на одном таком освящении пришел, начинаю раскладывать необходимые богослужебные предметы, поворачиваюсь — а хозяев нет. Они ушли в другую комнату и смотрят телевизор. Сложно таким людям что-то объяснить.
Но бывают и простые мужчины, добрые, искренние, которые в храм не ходят, не знают церковных правил, но в то же время они готовы помочь храму, священнику, прихожанам. А бывает, что человек не может переступить порог церкви из-за обиды на жизненные трудности или из-за того, что пришел когда-то в храм Божий и не встретил понимания, поддержки верующих.
С другой стороны, многие люди просто стесняются зайти в храм без чей-то помощи. Их надо постараться «расшевелить». Есть много примеров удачной проповеди прихожан своим родственникам, соседям, сослуживцам по работе. Кто-то, к примеру, святой воды принесет, а кто-то даст почитать хорошую православную книгу. Например, известная книга архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» очень помогает людям задуматься. И многие действительно начинают обращаться к Церкви. Так что вариантов проповеди очень много, лишь бы была она ненавязчива и с любовью.
Помогать людям переступить порог храма должны не только священники, но и миряне. Священник не всегда, в силу своей занятости, может уделить должное внимание тем, кто пришел первый раз. Приходит человек в храм в воскресенье, а там идет Божественная литургия. Понятно, что священники заняты: служат, исповедуют. И вот тут очень важно, кто из прихожан встретит этого человека и что ему скажет. К сожалению, порой он получает недобрый прием: «Против царских врат не стойте. Покройте, женщина, голову. Креститься не так нужно, что вы, будто мух гоняете? Вы сейчас икону расшибете, кто так поклоны кладет?» — и т. д. и т. п. А ведь если бы этого человека встретили с любовью и вниманием, он мог бы стать прихожанином, изменить свою жизнь. Не страшно ли стать соблазном для кого-то, помешать человеку прийти к Богу?
В семье процесс воцерковления, как правило, начинается с женщины. Думаю, причина в том, что женщине проще склонить голову пред Богом, покаяться, смириться, ощутить над собой власть. Кроме того, женщина — хранительница очага. В ней заложено стремление к миру, к спасению кого-то.
Порой женам удается (пусть и не сразу) привести мужа к Богу, в храм. Но это бывает нечасто. У мужчин другие занятия: гараж, машина, рыбалка, охота. И не получается доказать, что хотя все эти занятия хороши, полезны, но воскресенье надо посвящать Богу. Порой даже серьезные жизненные обстоятельства не подвигают на то, чтобы задуматься о своей бессмертной душе.
Мужчинам больше хочется борьбы, самоутверждения, осознания лидерства. Жаль, что они не понимают, что прийти к Богу — это шаг, и шаг достойный, требующий не меньших сил и ответственности, чем любой жизненный выбор. У меня всегда вызывают глубокое уважение верующие мужчины, когда они стоят в храме, склонив голову в молитве. Это и есть настоящая сила — быть кротким, смиренным. Сколько смысла в строчках: «Блаженны нищие духом…». Это сила — осознать себя нищим пред Богом. И на это не у каждого мужчины хватает смелости. Но зато когда мужчина приходит в храм и воцерковляется, это всегда опора и поддержка для священника. Исповедуются мужчины кратко, без всяких эмоциональных всплесков. Их воцерковление осознанное, степенное.
Несмотря на все сложности нашего времени, люди искренне тянутся к духовной жизни и желают узнать о Православии, просто процесс воцерковления не такой быстрый и легкий. Не надо забывать, что приход человека к Богу — это все-таки таинство, действие благодати Божией. И мы можем только помогать Богу, стараясь направить человека, призвать его не оставлять в небрежении, а возделывать землю своего сердца.
Священник Кирилл БАУКОВ
21 декабря 2012 г.