Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Нужно служить только Богу

Визит в нашу епархию управляющего делами Московской Патриархии Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия можно назвать одним словом – стремительный. 6 августа он посетил Свято-Троицкий кафедральный собор, познакомился с ходом масштабных строительных и реставрационных работ, с работой отделов Покровской епархии и с храмом в честь Покрова Божией Матери на Волге. Высокий темп и точные ответы создают представление о том, сколько забот приходится нести этому человеку, не забывая о главном в жизни каждого христианина. О Церкви, о спасении души и помощи людям мы побеседовали с Владыкой Варсонофием.

– Владыка, Вам Господь судил ежедневно решать множество вопросов, связанных с развитием церковной жизни. А чем является Церковь лично для Вас?

– Для меня Церковь – это место, где мы спасаем свои души. Вот самое главное. Мы все рождаемся в этом мире для того, чтобы наследовать жизнь вечную. И нет для этого иного института, кроме Церкви Христовой. Это богочеловеческий организм, который Господь основал на земле для спасения. Церковь – это общество людей, верующих во Святую Троицу, в Спасителя. Все мы по-своему приходим в Церковь. Но Господь каждого ведет и ставит именно на то место, где ты нужен Церкви. Главное — понять, что мы должны Церкви послужить. Сделать так, чтобы через нас другие люди приходили в Церковь. Нужно помогать людям в обретении Бога и спасении.

– В интервью Вы неоднократно отмечали, как повлияла на Ваш жизненный выбор вера мамы. Многие родители, воспитывающие в Церкви своих детей, искренне хотят видеть их по-настоящему и глубоко верующими христианами. Но это получается не всегда. Что бы Вы посоветовали?

– Построже надо с детьми. Мама моя была строгая, одного ее взгляда было достаточно, чтобы мы не шалили, не совершали неправильных поступков. Мы всегда маму побаивались, но в то же время и брали с нее пример – как она молилась, как постилась, как в храм ходила. А ведь она молодая была, но все время в храм ходила. Это в советское время, когда в храме только пожилые женщины были. И все мы, дети, брали с мамы пример. Мы с раннего детства посты соблюдали, сколько себя помню. И все выросли здоровыми.

Наша мама не позволяла ни нам, ни себе каких-то вольностей в церковной жизни. И современным мамам, я думаю, нужно немножко построже быть. Нельзя и Богу, и миру служить. Так не получается. Если мы спасаться решили, то надо стараться жить по закону Божию. Стараться брать пример со святых людей, читать жития святых, которые ближе к нашей жизни подходят, подражать им в своей жизни. Именно этим и воспитывать своих детей. Я в детстве очень часто читал жития святых, переписывал молитвы, которые тогда трудно было найти. Переписывал для мамы духовные канты. Все это отпечаталось в моем сердце. Ведь то, что душа успевает в детстве восприять, остается с ней на всю жизнь.

– Сегодня на детей влияет дух потребительства современного общества. Как с ним бороться?

– Надо вводить ограничения. Если мы будем стремиться покупать детям все больше и все лучше, никаких семейных средств не хватит. Мы были воспитаны на самом минимальном уровне потребления – младшие донашивали одежду за старшими, из «роскоши» в семье только мотоцикл был. Но мы росли в окружении верующего мира, и это делало нас счастливыми.

Детей нужно воспитывать поаскетичнее. Потому что внешние блага счастья не приносят. Счастье приносит богообщение и климат в семье. Нужно, чтобы мир и согласие были. Если в семье все друг друга слышат, понимают и друг другу помогают, это истинное благополучие. В этом главное счастье, а не в том, что человек приобретет. К вещам мы быстро охладеваем – сегодня они вожделенны, а когда получим, уже почти не интересны.

Нужно постараться жить по своим средствам и возможностям. И не смотреть на тех, кто имеет больше. Не гнаться за тем, чтобы ребенок был не хуже других. Да он и так не хуже. Он будет счастлив, если мама с ним в мире и согласии живет. Нужно хранить привязанность и преданность детей к родителям, а родителей к детям. Но в первую очередь, конечно, важна наша преданность Богу. Если мы преданы Богу, то стараемся не нарушать Его святые заповеди. И Господь эту преданность в молитву нам засчитывает и становится радостью для нас. Говорит: вот это люди Мои. Как сказано в Писании: Я оставил между Израильтянами семь тысяч (мужей); всех сих колени не преклонялись пред Ваалом (3 Цар. 19, 18).

– Для внешнего наблюдателя жизнь архиерея – это либо бесконечный парад, либо бесконечное строительство. А кто-то и вовсе не понимает, чем приходится заниматься архипастырям в повседневной жизни. А что в архиерейском служении главное для Вас?

– Это в первую очередь именно служение. Архиереи, священники призваны служить народу Божию. Поэтому если хочешь себя всецело отдать, иди в Церковь. Если всецело жертвовать не готов, тогда идти нет смысла. Нужно почувствовать призвание к этой жизни. В свое время я понял, что в миру мне дороги нет, потому что я верующий. Понял, что дорога мне открыта в Церковь. Хотелось что-то сделать, и, слава Богу, такая возможность у меня появилась.

Сейчас можно все делать – трудись, просвещай людей, воцерковляй, строй храмы, организуй воскресные школы, занимайся детьми. Сейчас столько возможностей, и это приносит радость. Поэтому я думаю, что все архиереи, священники настроены на служение. Потому что нет у нас другого призвания. А все остальное ничего нам не дает и не радует. Радует, когда кому-то доброе дело сделаешь. Вот настоящая радость.

– Архиерею приходится много общаться с людьми, далекими от Церкви, которые часто смотрят недоверчиво, и даже с подозрением на тех, кто ее представляет. Какими принципами руководствуетесь в этом общении Вы?

– Мы своей жизнью должны показывать, что мы служители Христовы. Должны жить так, как учит нас Христос. А если случаются падения, надо всегда возвращаться на правильный путь. Нам не надо за миром гнаться. Мир он всегда какие-то идеи предлагает, и некоторые батюшки даже увлекаются этими идеями. Как в свое время и революционными идеями священники увлекались. Ну и что толку? Это ничего хорошего не принесло. Мы так мир не переделаем, надо внутри человека менять, а не снаружи. Вот самое главное. Поэтому гнаться за какими-то светскими манерами, за секулярными идеями мы не должны. Мир развивается по своим законам, а мы по своим.

Главное, чтобы наше слово было понятно тем людям, которые относятся к нам с предубеждением. Надо лично встречаться, общаться, развеивать эти негативные представления. Бывает ведь просто недопонимание. А когда поговоришь, все становится на свои места.

– Тяжело управлять делами даже небольшого предприятия, что уж говорить о Московской Патриархии. Каждая епархия, входящая в ее состав, это целый мир, на своеобразие которого влияют и особенности региона. Как удается объединять эти миры? В чем заключаются Ваши основные задачи на этом поприще?

– Все мы трудимся в послушании у Святейшего Патриарха Кирилла. За время его патриаршества (скоро мы будем отмечать десятилетний юбилей) очень много сделано. В частности, образована и ваша епархия.

Каждое время рождает свои проблемы и свои задачи. И мы стараемся приводить церковную жизнь в соответствие с современными требованиями, отвечать на вызовы современного человека. Сегодня мы можем свободно идти в мир и проповедовать слово Божие. И люди ждут нашей активности.

Задача Управления делами Московской Патриархии – координировать жизнь епархий, разъяснять решения Поместного Собора, Архиерейского Собора, Синода.

– Сегодня принято говорить о кризисе, причем в самых разных сферах. Почему нам так свойственно в первую очередь видеть плохое? И каковы пути выхода из кризиса, на Ваш взгляд?

– Честно сказать, мы неплохо сейчас живем. Я сравниваю с послевоенными годами, которые хорошо помню. Просто люди высоко подняли планку материальных требований к жизни. И если они до нее не дотягивают, начинают волноваться. Но верующий человек не должен унывать. Мы все находимся под Промыслом Божиим. Господь дает нам все, в том числе и скудные годы, чтобы мы слишком не увлекались мирским. Немного урезывает наши аппетиты: сами посты не соблюдаем, хотя бы так будем соблюдать.

Мы должны Бога за все благодарить. Господь за нас думает, промышляет и призывает заботиться только о сегодняшнем дне. Завтрашний день придет и свои заботы принесет. Переживать надо о сегодняшнем – как я прожил день, помолился ли, сделал ли кому-то доброе дело, принес ли радость. Вот об этом думать надо.

***

Митрополит Варсонофий родился 3 июня 1955 г. в селе Малиновка Аркадакского района Саратовской области в многодетной крестьянской семье.

В 1975 г. после демобилизации из армии устроился алтарником в Михаило-Архангельский собор Сердобска Пензенской области.

В 1976-1979 гг. обучался в Московской духовной семинарии.

В октябре 1977 г. принят послушником в братство Троице-Сергиевой Лавры. 30 марта 1978 г. наместник лавры архимандрит Иероним (Зиновьев) постриг его в монашество с наречением имени Варсонофий в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского. В лавре нес послушание помощника ризничего и помощника благочинного.

В 1982-1986 гг. обучался в Московской Духовной Академии, защитил кандидатскую диссертацию по истории Афона.

После окончания академии был направлен на пастырское служение в Пензенскую епархию.

В 1988 и 1990 гг. был участником Поместных Соборов Русской Православной Церкви.

Решением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви 29 января 1991 г. из состава Пензенской епархии была выделена новая епархия – Саранская и Мордовская. Епископом Саранским и Мордовским определено быть архимандриту Варсонофию. Хиротония во епископа состоялась 8 февраля 1991 г. в Московском Богоявленском кафедральном соборе.

Определением Священного Синода от 31 марта 2009 г. назначен исполняющим обязанности управляющего делами Московской Патриархии, а 25 декабря 2009 г. утвержден в должности.

19 марта 2014 г. решением Священного Синода владыке Варсонофию определено быть преосвященным Санкт-Петербургским и Ладожским, главой Санкт-Петербургской митрополии.

Марина Шмелева
Поделиться в: