«Идите и научите…»
Практика обязательных бесед перед совершением Таинства Крещения, которая не так давно была принята в Русской Православной Церкви, вызывает самую разнообразную реакцию: от резко негативной до самой искренней признательности желающих креститься. Как и зачем проводятся эти беседы, что должен знать священник, готовясь к ним – об этом и многом другом рассказывает нашим читателям руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Покровской епархии, настоятель храма во имя великомученицы Екатерины в Новоузенске священник Александр Милованов.
Принятие Таинства Крещения уместно было бы сравнить с браком – души со Христом. Человеческая душа, обретая веру, приближается к Богу и дает Ему обет верности. Но чтобы эта верность возникла, человек должен понимать основы веры и последствия принятия таинства.
Потребность готовить человека ко Крещению и следить за его духовным состоянием после Крещения – постоянная задача Церкви. Известно, что в первохристианские времена катехизация не проводилась. Связано это было с тем, что проповедь апостолов обращалась в первую очередь к носителям ветхозаветной традиции – к людям, которые с детства знали Священное Писании, ожидали пришествия Мессии. К тому же в первые времена принятие христианства было сопряжено с исповедничеством, и нередко человек свою верность Христу подтверждал пролитием крови.
Со времени, когда в Церковь стало приходить множество язычников, подготовка к Таинству стала необходимой. Были выработаны определенные принципы и положения, как готовить человека к принятию Таинства, какие знания он должен получить. Тем самым Церковь как Тело Христово созидалась из людей верных, просвещенных Светом Христовой Истины.
Принцип подготовки ко Крещению отразился на литургической жизни Церкви. Известно, что Крещение совершалось при большом собрании верующих и всегда было радостным событием для общины. Крестили в древности три раза в год: на Рождество и Крещение (ранее это событие праздновалось в один день), на Пасху и на Троицу. Человек готовился к принятию Таинства в течение полугода: присутствовал на богослужении, выходил в определенное время из храма (призыв: «Елицы, оглашенные, изыдите», – до сих пор звучит в наших храмах), постился, изучал основы веры. Литургисты говорят, что обычай поститься перед Пасхой сформировался под воздействием традиции готовить людей ко Крещению. И сейчас во время Литургии на праздники Пасхи, Рождества, Крещения, Троицы: «Елицы во Христа креститеся…» поется вместо «Святый Боже…». Это отголоски тех самых традиций древних крещальных Литургий, которые сегодня возрождаются.
Известно, что с победой христианства большинство людей стало принимать Крещение в детстве, и нужда в подготовке к принятию Таинства отпала. Но это не значит, что не нужно стало духовное просвещение верующих. Вся система образования была тесно связана с христианством. Ко времени падения Российской империи обязательное оглашение проходили иноверцы.
В советское время Крещение и обучение религии преследовалось властью. Крещения совершались тайно, вера у людей сохранялось на уровне сердечного знания. Но постепенно поколение верующих уходило, а после прекращения гонений на верующих вопрос научению вере встал очень остро.
И то, что мы сегодня возвращаемся к этим катехизическим занятиям, является естественной потребностью как для крещаемых, так и для священников, совершающих Таинство.
Результат как следствие подготовки
В нашем храме уже больше года с желающими принять Таинство Крещения проходят две обязательные встречи. Раньше я просто перед совершением Таинства беседовал с людьми: объяснял Символ веры, основы Православия. Воспринимали по-разному, однажды отец крещаемого ребенка даже ушел из храма, хлопнув дверью. Разгневался на то, что я отнимал у него лишнее время.
После хиротонии я некоторое время служил в одном из саратовских храмов и всегда радовался, когда крестил по 15-20 человек. И хотя я не видел их потом на службе, но утешал себя мыслью, что они ходят в другие храмы города. Приехав в Новоузенск, понял, что они в другие храмы не ходят. Это люди, которые просто покидают Церковь сразу после Крещения, а понимать такое священнику очень тяжело.
Когда мы в соответствии с решением Архиерейского собора, священноначалия ввели обязательные беседы, поначалу количество желающих покреститься упало раза в три. Потом постепенно увеличилось. Но мы не гонимся за количеством. Сейчас люди привыкли.
Занятия перед Крещением провожу я сам. И до сих пор очень жалею тех людей, которые у меня были на первом занятии, потому что катехизация требует подготовки, использования методик педагогической работы. Я вспоминаю как очень живой и активный педагог одной из наших школ по-настоящему уснула на моем уроке.
Постепенно я понял, что не стоит ждать, будто на священника в обязательно порядке должен снизойти Дух Святой, и он начнет очень интересно говорить с людьми, а они будут ему бесконечно вопросы задавать. Если ты призываешь людей на занятия, будь добр, подготовься к ним сам. Результат – следствие системности. Когда мы собираемся выступать перед какой-то аудиторией мы должны партитуру встречи разложить, у нас должна быть программа встречи. Ведь у священника есть три основные задачи – священнодействовать, руководить приходом, учить. И учить нужно с помощью самых современных педагогических наработок.
Сознательная вера
Свои наработки мы оформили в две беседы, каждая из которых состоит из двух блоков. Люди записываются на беседы заранее, после двух встреч их допускают до Крещения. Пришедшим на занятии, мы раздаем бесплатный раздаточный материал. В первую очередь Евангелие от Марка, Закон Божий, листовки, посвященные Таинствам, правилам поведения в храме.
На первой встрече мы изучаем две большие темы: Символ веры и Таинство Крещения. Во время урока я использую презентации, прошу людей читать вслух, все вместе обсуждаем прочитанное, иллюстративный материал. Как известно, из услышанного человек запоминает 20 %, из увиденного 60% а из того, что он сам исполнил на практике 90%. Вот и пытаюсь совместить все три метода.
Следующая встреча посвящена заповедям Божьим, молитве, остальным Таинствам, храму и Богослужению. Продолжительность каждого урока два с половиной часа. Крестим мы в храме по субботам, причащаем по воскресениям и свидетельства о Крещении вручаем исключительно после Причастия.
На каждой беседе обсуждаем тему покаяние. Ведь современные люди уверены, что они не грешат, а живут как все. Мы обязательно разбираем евангельский отрывок о жене, взятой в прелюбодеянии. Я обращаю внимание на то, что никто женщину не осмелился осудить, поскольку сами понимали свою греховность. И говорю о том, что в наше время накидали бы камней с девятиэтажное здание. Враги Христа считали себя грешными, а мы, христиане, люди Нового Завета, для которых прозвучала заповедь о блаженстве нищих духом, порой на призыв о покаянии перед Крещением закрываем свое сердце.
Стараемся объяснить людям, что нельзя человека крестить или брать в крестные, если он открыто живет в смертном грехе, ну к примеру не зарегистрировал свои семейные отношения, а они как таковые существуют, если человек желает креститься, чтобы отправиться к чародеям, оккультистам. И случалось, что люди меняли крестных или после двух занятий ждали, когда один из крестных вступит в брак и прекратит блудное сожительство.
Грех никогда никому радости не доставлял и доставить не может. И я знаю случаи, когда люди пересматривали свое отношение к браку из-за отказа их покрестить. Страшнее, когда мы допускаем людей, не сказав о последствиях греховной жизни. Ведь в селе, в райцентре о людях все известно. И каждый наш поступок – добрый или плохой – становится примером для окружающих.
Очень нужные люди
После Крещения мы звоним, приглашаем в храм. И люди воспринимают с огромной радостью, что они кому-то нужны. Завели обязательную практику за каждой Литургией поздравляем того кто год назад крестился, дарим им подарки. И люди приходят в этот день, причащаются.
Я очень жалею, что не начал проводить эти обязательные, регулярные занятия 10 лет назад. Потому, что были такие моменты, когда я видел горячее стремление людей к Богу. Когда стоит 10-15 человек креститься и один из них переживает, а остальные просто соприсутствуют, то за этого одного, которому ты не уделил времени и сил, всегда было больно и стыдно.
Когда из нескольких тысяч людей крещенных тобой, в храм ходят единицы, боль, раскаяние и обиду за остальных не компенсируют никакие деньги. Да, за Христом никогда не пойдет большинство, но каждый из нас, священников, может помочь истинно ищущим найти дорогу к Нему.
Священник Александр Милованов
2 февраля 2012 г.