Приход сердечной работы
История храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Ровном похожа на сотни других и в то же время неповторима в своей простоте и искренности. Такой ее сотворили прихожане и настоятели. Их желание быть ближе к Богу находило воплощение в жертвенных поступках, каким было строительство дома Божьего практически из ничего. Неизвестно, белели бы сейчас его стены, золотился бы его купол, если бы в его основание верующие не заложили нечто большее, чем все блага этого мира, – свое сердце.
«Отец Алексий первый»
Это почетное звание закрепили за священником Алексием Епифановым прихожане после перевода в далекий Новоузенск в 2011 году. Воспоминания возвращают бывшего, но навсегда первого настоятеля в Ровное. Ему чуть больше двадцати лет, вместо дома – скромный угол для ночевки у сердобольных прихожанок, любимая супруга – в столице Поволжья до тех пор, «пока все не наладится». Ежедневно он гонит мотоцикл по ухабистым дорогам района, знакомится с людьми, утешает, наставляет, крестит, исповедует, причащает, соборует, снова причащает, отпевает. Потом, обливаясь потом, таскает кирпичи и арматуру, ломает, строит и молится, молится, молится. Он увлечен, напуган, чувствует так много, что не может описать. Но именно эта гремучая смесь рождает ощущение счастья – ему суждено построить храм, собрать приход, прожить жизнь, посвященную Богу и людям.
«На строительство меня благословил Владыка Александр (Тимофеев) в 2001 году. Тогда в Саратовской епархии не было храмов в честь Рождества Божией Матери, и наш в Ровном стал первым», – рассказывает отец Алексий. Он признается: только молитва Владыки Александра, а потом и Владыки Лонгина, вера и участие прихожан превратили руины старого кафе «Колос» в место, где духовный взор десятков людей устремлен к Отцу Небесному.
– Кто Ваши прихожане?
Ответ тает в потоке бесконечных имен и фамилий. Батюшке так хочется обнять, лично поблагодарить каждого, кто проявил к нему, а значит, и к храму, к Богу, доброту…
– А недоброту?
– А таких случаев не было! Здесь все люди добрые, любят Бога, священника, родной край, все тянутся к храму, к Богородице.
Отец Алексий рассказывает о прошлом, о местных жителях. «Каждый помогал тем, чем занимался. Вот только подумаешь, что отопление храму нужно, – к тебе уже газовики спешат. Толь и солярка – от нефтяников, еще какие стройматериалы или транспорт – от предпринимателей, бахчевников. Или еще – кирпич был нужен. Мне его из соседнего села на катере местный рыбинспектор перевозил. Представляете? Очень много помощников было. Люди ревностно, радостно отнеслись к появлению храма – убирали мусор, стены штукатурили… да все что угодно делали!» – делится священник. И это правда. За начало строительства и за молитвенную комнату в хозконторе без света и тепла хлопотала сама администрация. За жилье для батюшки – судья и нотариус. Все, что сегодня есть у храма, – алтарная апсида, железная крыша, купол, звонница, утварь и иконы – настоящая ручная работа местных мастеров, посильная жертва прихожан и верующих Ровенского района. Храм обретал новое «тело» постепенно, но жизнь в него необходимо было вдохнуть как можно скорее. Случилось это на Пасху 2002 года. Батюшка открыл храм, наполнил его паствой, научил хор бабушек самым простым песнопениям и совершил первую Литургию.
К нам едет Архиерей
На часах давно за полночь, но в храме не гаснет свет. Отец Алексий и благочинный протоиерей Василий Стрелков облачают алтарь, чистят до блеска утварь – завтра приедет Владыка Лонгин. Поддержит, утешит, поделится особой благодатью архиерейской службы, преподаст особое архипастырское, отеческое благословение. «Это было в 2006 году. Было так многолюдно, красиво, благодатно… – говорит отец Алексий. – А после молитвы Владыки строительство у нас усиленно пошло». И продолжается до сегодняшнего дня. И пускай задумки первого настоятеля не осуществились в полной мере, его дело подхватили другие батюшки.
Священник Кирилл Бауков окормлял немаленький по численности и по площади Ровенский район четыре года. Он вместе с верующими успел заасфальтировать дорогу перед храмом, поставить новые теплые окна, отремонтировать трапезную и иконостас, привезти множество икон и мощевиков, обустроить священнический дом, проникнуться жизнью дружного прихода. «Я всегда ощущал поддержку прихожан. Они очень любят священника, помогают друг другу всем миром в горе и радости. Здесь нет суеты. Этот приход трогает сердце… Знаете, и отец Алексий, и я крестили здесь много приезжих людей – даже из Германии», – рассказывает отец Кирилл. Этого батюшку в Ровном тоже полюбили – за отзывчивость, сердечность, за внимательное отношение к человеку. Вот и сейчас отец Кирилл не просто говорит, что помнит всех. Он передает прихожанам низкий поклон и пожелание укрепляться, объединяться вокруг Чаши, не оставлять нового настоятеля. По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия им стал священник Алексий Курынов.
Новое имя, новая жизнь
Приход, лишившийся священника, с которым его связывала жизнь, нового пастыря встретил приветливо. «Мы очень любили отца Алексия Епифанова, так были счастливы, что у нас появился храм, – с трепетом говорит свечница Татьяна Григорьевна Агеева. – Мы плакали, когда узнали, что батюшку переводят, но он строго наказал не бросать храм – ходить не к священнику, а к Богу». Кто-то этот наказ, как Татьяна, исполнил, а кто-то нет… И потому новому настоятелю предстоит тонкая работа – приумножить и объединить прихожан. «У нас все батюшки были очень хорошие. И отец Николай Поваляев, и отец Андрей Аскаров, и отец Кирилл. Никогда ни от кого не отмахивались, выслушивали и находили нужные слова. Отец Алексий Курынов такой же – душа-человек», – подмечает свечница.
Батюшка в сане около трех лет, а в настоятельстве и того меньше – всего год. По ощущениям это как заново родиться, заново учиться ходить, говорить. Но раз Господь призвал, значит, нужно идти, не раздумывая. Прибыв в Ровное, отец Алексий познакомился с самыми главными людьми прихода – свечницами, а затем пошел в народ. Своим главным делом здесь он считает проповедь. Священник заглянул в музей, библиотеку, в школу и физкультурно-оздоровительный комплекс, удивил детей в поселковом магазине. «Черным Дедом Морозом назвали», – смеется отец Алексий.
За год он снискал любовь и уважение жителей Ровного и других сел. Он не сторонится людей, участвует в общественной жизни. В ровенской школе ученики стали изучать ОПК, а в свободное время посещать секцию по ушу саньда под руководством опытного тренера – самого отца Алексия. В плотном графике он находит время для больных, малоимущих, ветеранов и престарелых. Простое человеческое тепло – верный спутник батюшки. Татьяна Григорьевна говорит, что отец Алексий часто ездит на свой второй приход в Кривояре: «Люди рады, что он их не забывает. Еще батюшка старичков постоянно причащает. Ему только адрес скажут – он уже туда мчится».
Отцу Алексию некогда останавливаться. Движение – это жизнь. Жизнь села и прихода, которым нужен пастырь и домовитый хозяин в одном лице. Вместительный храм и большая прилегающая территория – это постоянный уход и материальные вложения. От предложенной помощи отец Алексий не отказывается, но предпочитает делать все сам. Прихожанки пусть, так уж и быть, цветочки посадят или икону к празднику украсят. Да и можно ли желать большего? Средний возраст паствы — 50-60 лет, хористкам – за семьдесят, но они не оставляют храм. Крепки не телом, а духом. Людмила Павловна Романова – живой пример глубокой веры и преданности Богу. Она начинала с «отцом Алексием первым»: приютила его у себя, ездила с ним на требы по селам, вела бухгалтерию. Она была в храме «каждый Божий день». Не хочет рушить устоявшуюся традицию. В свои 83 она, как и прежде, встает рано утром и направляется на приход. Правда, уже не на своем велосипеде, а на соседской машине. И приветствует не своего духовного отца Алексия, а другого батюшку. Тоже очень хорошего и с доброй душой, как она говорит.
«Хорошо, что нам есть где молиться. Но жаль, что людей мало, а село-то большое», – сетует Людмила Павловна. Батюшка думает так же, потому и о достижениях говорит робко. То, что на Литургию приходит 50 человек и большая их часть – причастники, считает заслугой прежних настоятелей, но факт, что по праздникам молящихся становится больше, не отрицает. «Верующих столько, что кадишь храм и невольно их задеваешь. Необычно», – говорит он. «Наш храм притягивает – люди едут из соседних сел, из Волгоградской области, чтобы причаститься и даже просто посидеть здесь!» – поддерживает батюшку Татьяна Григорьевна.
Судьба предка
За храм в Ровном боролись веками – даже когда на месте Ровного процветала немецкая колония Зельман. С 1881 года православные во главе с преподавателем Закона Божьего местной учительской семинарии священником Димитрием Нетупициным вели тяжбу с поселенцами-католиками за приходскую землю. Спустя семь лет, в 1888 году, верующие вошли под своды освященного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В этом месте история храма сплетается с именем священника Александра Модестова и обрывается. По словам отца Алексия Курынова, не сохранилось ни дореволюционной карты, ни каких-либо других сведений о том, как протекала церковная жизнь до прихода к власти большевиков. Единственное, что удалось выяснить, – примерное местонахождение храма и судьбу священника Александра. Репрессирован в д. Бозня Смоленской области, в 1937 году расстрелян.
«У Ровного есть церковная история, да еще какая! Мне хочется музей при храме сделать», – задумчиво делится планами отец Алексий. Разговор близится к завершению, но батюшка вдруг вспоминает нечто важное: «Что бы там ни говорили о селе – что работы нет, что люди уезжают, что село умирает – пока в нем стоит храм, оно будет жить». Его сердце будет биться.
24 сентября 2018 г.