Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

«Христианство создает больше проблем, чем решает»

Что если бы с этих слов начинались проповеди, книги, призванные облегчить первые шаги в храме, само Евангелие? Насколько умалилось бы и без того малое стадо? Сколько надежд не разбилось бы о церковную действительность? Сколько обвинений в адрес Церкви не прозвучало? Путь христианина – путь препятствий и преодоления, жертвенный путь. Но это не повод унывать и разочаровываться, считает Епископ Покровский и Николаевский Пахомий. Потому что проблемы, которые будто бы создает христианство, и не проблемы вовсе. 

– Владыка, тему нашего разговора можно уместить в два слова: разочарование в Церкви. Скажите, почему это возможно?

– Мой духовник сказал так: если ты в чем-то разочаровался, значит, когда-то ты этим очаровался – чрезмерно увлекся, не проявив должной трезвости. Как священнослужитель, архиерей, я вижу, что разочаровываются не столько в Церкви и Боге, сколько в людях Церкви, в их поступках. Даже если утверждают обратное. Мы все, к сожалению, позволяем себе эмоции, не соответствующие высоте служения и веры. А для окружающих это искушение, отталкивающее от храма, оставляющее скорбь в душе. Это одна причина.

Другая – отсутствие ярких и быстрых побед. Церковная жизнь требует кропотливого труда над собой, над душой. Перемены не происходят в одночасье – пришел в храм, помолился и сразу результат. Мы молимся, падаем, каемся, снова падаем… Это не значит, что результата нет. Посмотри на свой жизненный путь – не может быть, чтобы совсем ничего не изменилось. Если не согласен, значит, пока нет опыта, понимания: Господь не сразу посылает то, чего хочется. Он скрывает преуспеяние, чтобы мы не остановились на достигнутом. Он дает нам возможность научиться жить – терпеть себя и ближних, никого не осуждать, постоянно ставить перед собой высокую планку и не ждать результата. Для чего? Чтобы пользу духовную приобрести. Она и есть результат.

– Получается, причины две: во внешнем мире и во внутреннем. Если говорить о внешнем – о нас, прихожанах, то чем мы можем разочаровать ближних?

– В адрес Церкви звучит много обвинений и от прихожан, и от людей нецерковных. Прислушаться полезно ко всем. Вдруг мы действительно что-то делаем не так? Людей обычно обижает грубость, равнодушие. К примеру, если человек в чем-то заблуждается, подскажи ему, в чем именно. Только сделай это с любовью, в соответствии с его духовным развитием, характером.

– Чаще, наверное, новоначальные разочаровываются?

– Разочароваться может каждый, но я бы не сказал, что видел много именно разочаровавшихся людей. Скорее, расслабленных, с детским отношением к церковной жизни. Новоначальные разочаровываются от того, что их знания поверхностны – неофитская ревность в духовном подвиге сменяется мыслями о том, что они все знают и умеют. С таким подходом найти свое место в Церкви трудно.

Еще один немаловажный фактор: люди, только пришедшие в храм, хотят увидеть то, что соответствовало бы их представлениям о Церкви. Они не готовы к церковной жизни – к смирению, труду, отказу от греховного образа жизни, к тому, что ближнего нужно любить как самого себя. Они требуют любви, любви, которая, опять же, соответствует их представлениям. Поэтому не удивительно, что люди чувствуют себя разочарованными, обманутыми.

– Бывает, люди не готовы даже просто к разговору со священником.

– Да, всем хочется слышать и получать то, что хочется, а не то, что нужно. В личной беседе, на исповеди человек ждет, что священник его поддержит. Но ведь часто нам приходится и на ошибки указывать. Не для того, чтобы обидеть, а для того, чтобы привести к Богу, к духовному совершенству. Нелицеприятные факты – уже повод для обиды, поэтому ни в коем случае нельзя их высказывать в жесткой форме. Человека нужно пожалеть, но и объяснить, что в храм приходят не за исполнением желаний, не за удовольствиями, а за тем, чтобы исправиться, принести покаяние, свою любовь, свое сердце Богу. Это всегда трудно, больно. В этом отношении христианство больше создает проблем, чем решает…

От священника, особенно который видит тебя впервые, не стоит требовать многого. Он даст хорошие, но общие советы. Если он тебя не понимает, то наверняка найдется другой, понимающий батюшка. А лучше – духовник. Это священник, который хорошо тебя знает и близок тебе по духу. Ему можно открыть тонкие движения души, у него можно спросить совета. Хочешь глубоких отношений – ищи духовника и помни, что на это требуется время.

– Порой до духовника дело не доходит. Когда разочарование переполняет человека, он прибегает к радикальному методу – уйти из Церкви, из храма.

– Пусть так, но Господь-то от человека не уходит. Вспомните, как отец встретил блудного сына (см.: Лк. 15, 11-32). Он выбежал сыну навстречу, потому что ждал его, молился, переживал. Он не помянул ему беззаконий. Отец – это Господь. Он не отрекается, прощает и ждет возвращения человека, который охладел к церковной жизни и ушел на сторону далече.

Похожая проблема сегодня существует и в воскресных школах. Мы пытаемся дать детям православное образование, с малых лет приучить к храму, богослужению, но в будущем под влиянием соблазнов мира они все равно покидают храм. Тем не менее, у нас не возникает мысли, что все наши труды напрасны и надо их забросить. Наоборот! Мы даем ребенку ориентир. Пусть он уйдет, но он будет знать, куда, к Кому можно вернуться.

– То есть нужно найти в себе силы и несмотря ни на что остаться в храме?

Никогда не нужно принимать поспешных решений, особенно следуя чувствам. Жизнь состоит из черных и белых полос. Вот сегодня дождливая погода, слякоть, уныние, и лучше судьбоносные перемены отложить до завтра или до того момента, как выглянет солнце и на душе станет легче. Нужно стараться относиться к трудностям проще, ведь часто проблема является проблемой только из-за того, что мы к ней так относимся. Люди говорят, что в Церкви все плохо, а я говорю, что есть трудности, есть грехи, от которых страдают абсолютно все, но при этом есть и хорошие батюшки, замечательные старцы, искренние миряне. Хорошее есть всегда, нужно только уметь его видеть.

Что касается оставления храма… Разве может родитель бросить ребенка из-за болезни или усталости? Нет. Почему же человек считает, что может бросить храм? Нужно трудиться, терпеть. У нас много крещеных людей, а воцерковленных мало. Малое стадо (Лк. 12, 32), как сказал Христос. Почему? Это вопрос меры – насколько человек может вместить Евангелие. Церковь предлагает путь соразмерно возможностям. Мне нравится пример из «Отечника» святителя Игнатия Брянчанинова. Одного старца спросили, как жить по-христиански, и он ответил: «Терпите, смиряйтесь, если вас ударили по одной щеке, подставьте вторую, а не можете, то хотя бы не отвечайте ударом на удар». Если не можешь жить церковной жизнью, тогда просто живи как хороший, благочестивый человек. Думаю, Господь и такую жертву примет… Но обычно как бывает? Человек уходит из храма и всем старается доказать, что Бог плохой и Церковь такая же. Трудно грешить одному, хочется «поддержки».

– Будет ли духовная жизнь в храме, но при этом без доверия священству, братьям и сестрам во Христе, полноценной?

Вспомним евангельскую притчу о богатом юноше, который хотел обрести жизнь вечную, но не смог последовать единственному совету Христа – оставить имение и следовать за Ним (см.: Мф. 19, 16-30). Юноша не смог достичь совершенства, но он и не отрекся от Христа, не погиб. Поэтому, если и у нас что-то не получается в идеале, не нужно думать, что из-за этого мы не нужны Господу. Посоветуйтесь со священником. Может быть, удастся определить причину, которая не дает окунуться в церковную жизнь. Закрытость, комплексы, страсти – это не повод убегать, унывать. Чаще благодарите Бога и ближних, и все встанет на свои места.

Как быть священнику, если разочарование постигло его?

– Случается такое, что батюшки оставляют сан. Это жизнь. Рук ни на кого не возлагай поспешно, – говорит апостол Павел (1 Тим. 5, 22). То есть не ставь на священническое служение того, кто не утвердился в выбранном пути. Человек должен хорошо подумать, помолиться, понять, что служение Господу и людям не застраховывает от трудностей. Епископ тоже должен хорошо подумать, потому как он тоже ответственен за того, кого возводит в священнический сан.

Практический совет такой. Хороший священник и вообще человек не занят только собой. Он всегда внимателен к окружающим. Поэтому не делай вид, что чужие беды тебя не касаются, помогай людям, проявляй заботу, любовь. Это твой долг. Тогда и на саможаление, на сомнения ни сил, ни времени не останется. Хороший священник так и живет – он занят нуждами прихожан, семьи, храма. Ему некогда ныть.

– Эту проблему еще выгоранием называют.

– Это случается, когда ты оступаешься – перестаешь искренне молиться, с сердцем относиться к происходящему. Ты как врач, который бесконечно видит боль и смерть, привыкает к этому и в итоге перестает щадить чувства других. Священник не имеет на это права. У нас есть заповеди: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6, 31) и возлюби ближнего, как самого себя (Мф. 22, 39). Их нужно исполнять и просить Бога вразумить, помочь пережить это искушение и, возможно, другому человеку, находящемуся в этом же искушении, помочь. Если тебя раздражают, разочаровывают ближние, вспомни, что нужно ненавидеть грех, но любить грешника. Мы избираем священнический путь, чтобы служить Богу через любовь к ближним. А любовь – это жертва.

– А если вера подорвана горем, настоящей страшной трагедией, что тогда?

– Подорвана ли? Люди наоборот приходят в храм, к Богу через скорбь, через боль, потому что больше некуда пойти, не к кому обратиться. Никто, кроме Господа, не даст истинного утешения. Да, Бога обвиняют в том, что Он допускает трагедии, страдания людей. Но ведь виновники трагедий – конкретные люди с именами и фамилиями… В минуту горя лучше всего прийти в храм, и хорошо, если здесь встретится человек, который поддержит, разделит чувства и поможет укрепиться, в вере в том числе.

– Владыка, пожалуйста, дайте совет, как нам помочь себе и друг другу в разочаровании?

– Церковь – это форма жизни, установленная Богом. Это данность, и она не изменится от того, разочаруется в ней человек или нет. Если смущают какие-то мысли о Боге, о Церкви, может быть, стоит ими поделиться? Святые отцы пишут, что помысел теряет власть над тобой, когда ты его открываешь. Нужно пообщаться со священником, с более опытным мирянином, спросить совета. Возможно, поддержка поможет пережить так называемое разочарование. Человеку, пришедшему в храм, хочется, чтобы кто-то сделал шаг навстречу, заговорил, понял, обнял. И чтобы об этом не пришлось просить. Нам всем это не трудно сделать, и обязательно нужно сделать, потому как от нас зависит обстановка в храме, а значит, и в Церкви.

 

Дарья Хохлова
Теги: Воцерковление, Духовная жизнь, Церковь и разочарование, Православие.
Оставить комментарий
Поделиться в: