Взгляд писателя, иконописца, врача
Один из четырех евангелистов, апостол от 70-ти, миссионер-сопутешественник апостола Павла, автор книги Деяний, врач и первый иконописец. Все это Предание сообщает об апостоле Луке, память которого Православная Церковь празднует 31 октября.
Встреча со Христом
Апостол Лука, вероятно грек по происхождению, прибыл со своей родины – Антиохии – в Галилею, когда слух о чудесах и учении Христа распространился по Сирии и всем окрестным местам. Вскоре святой Лука был удостоен принятия в лик 70 апостолов Христовых и, получив от Господа напутствие и власть творить чудеса, стал ходить «пред лицем» Иисуса Христа, проповедуя о наступлении Царствия Божия.
В последние дни земной жизни Спасителя святой Лука, скорее всего, находился в Иерусалиме. Вероятно, что во время распятия Христа он стоял вдали, в числе прочих, знавших Иисуса. Тогда они со скорбью взирали на Распятого. Но вскоре эта скорбь обратилась в радость – Воскресший Господь утешил Луку, удостоив его Своего явления и беседы во время путешествия в Эммаус.
Об этом событии подробно рассказывает сам апостол в последней главе Евангелия, правда, не называя своего имени. Скорбя о смерти Учителя и недоумевая относительно Его Воскресения, о котором сообщили жены-мироносицы, шел Лука с другим учеником Господа, Клеопою, из Иерусалима в Эммаус. Они беседовали обо всех произошедших в Иерусалиме событиях: их надежды на то, что Иисус установит Свое Царство здесь и сейчас, не оправдались.
Вдруг они встретили Человека, который стал расспрашивать их, чем они так опечалены. К ним приблизился Сам Христос, как пишет евангелист Марк, в ином образе (Мк. 16, 12), а не в том виде, в каком они знали Его. Кроме того, глаза их были удержаны (Лк. 24, 16), так что они не могли узнать Господа и подумали, что с ними идет один из богомольцев, ходивших на праздник Пасхи в Иерусалим. Он, начиная с ветхозаветных пророчеств, рассказал им все, что было сказано в Писании о Сыне Божием. Так они вели ученые беседы по пути, а вечером Клеопа и неназванный ученик, то есть сам Лука, пригласили своего спутника разделить с ними трапезу. И когда Он благословил и преломил хлеб, они узнали Его голос, руки, Его лицо – это и был воскресший Учитель! Пока Он беседовал с ними по дороге, у них «горело сердце», но разум был слишком занят сложными богословскими вопросами, чтобы вот так просто узнать Его – для этого потребовалось получить преломленный Им хлеб, принять участие в одной трапезе с Ним.
Вскоре после Вознесения Христа Лука вернулся в свой родной город Антиохию. Там он встретил апостола Павла. «Апостол язычников» проповедовал «Христа Распятого» в Малой Азии и Греции. Лука сопровождал первоверховного апостола в его путешествиях и не только помогал ему в деле проповеди, но и вел подробную летопись и был его личным врачом. Впоследствии эта хроника, повествующая о распространении Церкви в мире, легла в основу книги «Деяния апостолов».
Историческая точность
Евангелие от Луки имеет большую историческую ценность, так как очень точно описывает многие события. Исследователи отмечают, что апостол, прежде чем взяться за этот труд, изучил Евангелия от Матфея и от Марка, а также опросил свидетелей жизни и проповеди Христа. О многом могла рассказать Луке Сама Матерь Божия, о которой так мало вообще сказано в Новом Завете. По преданию, апостол Лука стал первым иконописцем, написав портрет, а точнее икону Богородицы. «Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет», – сказала Пречистая Дева, увидев иконы.
Самого апостола Луку мы «встречаем» в книге Деяний, и то не с самого начала, где он сопровождает апостола Павла (который тоже никак не участвовал в евангельской истории). А апостол Павел называет его в некоторых своих посланиях самым верным и близким спутником и даже личным врачом. Исследователи Нового Завета подмечают, что взгляд врача виден и на его страницах: описывая исцеления больных, Лука уточняет, какой именно болезнью они страдали.
Именно Евангелие от Луки, единственное из четырех, рассказывает подробно историю Рождества и даже один эпизод из детства Христа: как вместе с семьей Он отправился на праздник в Иерусалим и как потом задержался в доме Отца Своего, то есть в Храме. Иосиф к тому моменту давно умер, так что рассказать обо всем этом ему могла только Дева Мария.
О благоразумном разбойнике, обратившемся ко Христу уже на кресте, также рассказывает именно евангелист Лука. В последние часы пребывания Христа на Кресте Его ученики почти все разбежались. Но Лука нашел и такого свидетеля, который расслышал и запомнил разговор Иисуса и того самого покаявшегося разбойника, которому была обещана скорая встреча в раю.
В притчах евангелист смог раскрыть свое писательское мастерство и изящество. У Луки мы можно найти те истории и образы, которые прекрасно знакомы даже людям, не открывавшим Библии: например, о блудном сыне или о богаче и Лазаре. Он не тяготеет к прямым назиданиям (поступай так и не иначе), а скорее выражается метафорически. К примеру, притча о блудном сыне. Беспутный юноша оскорбил отца и растратил его деньги, а потом к нему вернулся – понятный образ, такое в жизни порой случается. Но притча посвящена поведению отца. Он не препятствует дерзкому сыну уйти, терпеливо ждет его возвращения и принимает сразу же, как только видит. Имеет право сурово наказать его, но прощает, не дав даже договорить, и возвращает прежнее достоинство. Выходит, что притча не о блудном сыне, а о терпеливом и бесконечно любящем отце. А может быть, она еще и о старшем брате? Он выполнял все повеления, был образцовым сыном – и ему, конечно, не понравилось, что отец проявил милость к этому распутному юноше, которого он и братом своим не хотел теперь называть. Но оказывается, что быть сыном отца можно только в том случае, если твой самый беспутный брат остается для тебя братом. Эта история дает нам сразу много уроков, раскрывается разными своими гранями в зависимости от того, как мы посмотрим на нее.
Яркие образы покаяния
Апостол Лука ярко изобразил любовь Божию к кающимся грешникам также в притчах о мытаре и фарисее, о заблудшей овце, о потерянной драхме, о милосердном самарянине, в рассказе о покаянии начальника мытарей Закхее. «Бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся, – пишет апостол. — Причем эта радость больше радости о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15, 7).
Рассказ о том, как после Тайной Вечери Иуда торопится совершить предательство, Лука завершает словами о том, что была ночь. Казалось, мы уже знаем, что время позднее, но он будто хочет подчеркнуть, что речь идет не просто о времени суток, но о тьме, которая сгустилась над городом Иерусалимом, вошла в душу Иуды и надеется теперь взять верх и над Иисусом. И только Сам Господь – единственный Свет в этой ночи.
Чтобы со временем этот Свет увидели люди из разных стран и народов, Лука и отправился с Павлом в одно из его миссионерских путешествий, которое он подробно описал в Деяниях, постоянно используя местоимение «мы» и ничего при этом не говоря лично о себе.
После смерти апостола Павла Лука продолжил миссионерство в Италии, Галлии, Далмации, Греции, бывал в Африке. Он проповедовал Евангелие, основывал христианские общины и исцелял людей, уже не только как врач, но и как апостол. Он принял мученическую кончину в старости, в греческом городе Фивы, где его распяли на растущей маслине за неимением готового креста. Там же было похоронено его тело, а позднее, в IV веке, оно было перенесено в Константинополь. Там мощи оставались вплоть до турецкого завоевания, после которого они, как и многие другие святыни, попали в руки венецианцев. Сегодня они хранятся в итальянском городе Падуя, а частица этих мощей была в 1990-е годы возвращена в Фивы.
Иконографическим символом святого евангелиста Луки является телец, жертвенное животное у древних евреев, потому что в своем Евангелии апостол утверждает, что Иисус Христос, Сын Божий, сходил на землю для того, чтобы пострадать и умереть за грехи всех людей и поэтому Он есть «Агнец Божий, принявший на Себя грехи всего мира».
31 октября 2018 г.