Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь Епископа Пахомия в канун Недели 23-й по Пятидесятнице и празднования в честь Казанской иконы Божией Матери

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! Завтра наша Церковь вспоминает событие, которое в истории нашего Отечества случилось более четырех столетий назад. Мы вспоминаем память Казанской иконы Божией Матери – одного из самых любимых и почитаемых образов на Руси. С этой иконой связано очень многое в русской истории.

Последние несколько лет наше правительство пытается найти, как сейчас говорят, духовные скрепы, которые дали бы возможность обществу ощутить единство и обрести взаимопонимание, найти какие-то образы и символы. Но, к сожалению, не всегда этот поиск достаточно глубок. Был выбран день празднования Казанской иконе Божией Матери, и праздник этот назвали Днем народного единства. Когда нас спрашивают, как мы, церковные люди, относимся к этому событию, то на ум приходит только одно: для нас это не новость, мы уже на протяжении четырех столетий празднуем это торжество. Для людей малоцерковных нужны какие-то образы и символы, которые бы помогали им. Но думаю, братья и сестры, сколько бы мы не искали возможностей обрести единство, без настоящей религиозной идеи, веры и церковности, скорее всего, это будет сделать невозможно. И подтверждение этому мы также можем найти в истории нашего Отечества.

В начале XVII века Русскую землю посетила тяжкая смута. Многие традиции и сложившиеся правила жизни были попраны. Огромное количество городов, сел, монастырей были разорены. Вспоминая те времена, многие думают, что виной этому были интервенты. Но если вчитаться в летописные свидетельства, то в большинстве случаев именно русские люди разоряли русских людей. Предавались совершенно безудержному чувству вольности, которое в итоге привело к тому, что поколебались основы государства. Наверное, еще немного – и Россия как царство перестало бы вовсе существовать.

Смута или гражданская война это, как правило, наказание Божие. Это самое худшее, что может быть в истории любого народа. Потому что, когда восстает брат на брата, то примирение, как правило, бывает очень сложным.

В 1612 году из-за многолетней смуты Москва была захвачена поляками и, казалось, что надежды уже неоткуда было ждать. И случилось чудо. Господь дал людям надежду, но лишь тогда, когда они вспомни о христианской жизни.

В Казани формируется народное ополчение, его знаменем становится Казанская икона Божией Матери. Список с чудотворной иконы принесли в Москву русские войска. Большинство тех, кто принимал участие в этом ополчении, ощущали себя причастниками некоего мессианского движения, великого, почти что, религиозного дела. Ибо народ русский, бесконечно отступая, падая и теряя, в итоге уперся в камень веры. Что было бы, если бы  не было Православия и великих русских святых, а тогда еще просто священников, и как бы сейчас выразились, активных мирян, которых потом наша Церковь прославила? Например, таких как священномученик патриарх Гермоген, который был человеком глубочайшей веры, имел прямое отношение к обретению Казанской иконы Божией Матери. Он, оказавшись в те годы предстоятелем Русской Церкви, находил в себе мужество и силы обличать неправду – и простых людей, и власть имущих, и тех же самых поляков, которые принуждали его отречься от подданства Русского царства и признать королевича Владислава сына Казимира. Патриарх Гермоген отказался и был замучен поляками голодом.

Так вот, по призыву подобных ему и самого патриарха Гермогена русские люди вспомнили о своей вере. Возвращение русской столицы – это великая победа, которая, почти что всеми осознавалась как чудо Божие. Потому что мы с вами, братья и сестры, отчасти тоже застали смуту, время лихолетья. Но без веры человеку не на что и не на кого опереться. Невозможно человеку найти опору, которая сподвигла бы его к большому подвигу. И мне кажется, дорогие братья и сестры, что пока руководство нашей страны и большинство простых людей не поймут эту простую мысль, я глубоко убежден, вряд ли мы сможем что-то серьезное сделать.

 «Аще не Господь сохранит град, всуе бде стреги» (Пс. 126, 1-2), то есть если человек строит, но при этом забывает о своей душе, о главной цели своей жизни – спасении, то мы вряд ли можем чего-то достичь. Или же, братья и сестры, это будет ненадежное дело и этому тоже есть пример – десятки лет советской истории. Сначала революция, гражданская война, тяжелая война с фашистской Германией. Но страна поднялась, она выжила. Много было совершено прекрасных и удивительных деяний, но все рассыпалось в одночасье. И думаю, это было потому, что во многом идеологически построение этого государства было основано на безбожии. И тот лозунг, который в начале истории Советского Союза выдвинули его идеологи и создатели: «Бог не нужен человеку. Его в принципе нет», закономерно со временем привел к тому, что не стало и государства.

И мы, дорогие братья и сестры, обращаясь к памяти Казанской иконы Божией Матери, должны не просто восхищаться или же вступать в полемику с людьми малоцерковными. Каждый из нас должен обращаться к своему сердцу и смотреть, а в нашей повседневной жизни надеемся ли мы на Бога? И отступая, можем ли упереться в этот камень и пойти вперед? Я хотел бы вас всех поздравить. Пусть добрый пример людей церковных послужит общему делу – единению. С праздником! 

 

Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровск

 

 

+ Епископ Покровский и Николаевский Пахомий
Оставить комментарий
Поделиться в: