У нас «все по-старому»
Или «как обычно». В Церкви все так же требуют денег «за услуги», поучают, как выражать «религиозные чувства», не проявляют должного уважения к «страждущим раз в год» и не хотят потакать страстям – ну то есть желаниям. Батюшек – наших респондентов – всегда хочется расспросить о чем-то светлом и добром, христианском. Но у нас ведь «все по-старому»… Поэтому они «как обычно» поделятся рассуждениями о типовых требованиях, которые предъявляют в типовых храмах типовым священникам почти каждый день.
Церковь должна делать все бесплатно
Священник Виктор Тихонов, ключарь Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса):
— Для начала нужно разобраться, кто так считает. Определенно, это не прихожане – они и так вносят посильную лепту в существование прихода. Они жертвуют на требы, свечки, помогают в уборке. Они понимают, что необходимо отапливать, освещать храм, содержать воскресную школу, хор… На это требуются большие средства. А где их взять? До революции священнику не приходилось об этом думать – приход содержал меценат, купец. Этот человек жертвовал деньги на храм, в котором духовно воспитывается его же народ – родственники, соседи, работники. Взаимосвязь очень глубокая. Сегодня в крупных городах, у некоторых крупных храмов тоже есть благодетели. Ничего удивительного, что такие храмы могут позволить себе раздавать свечи и совершать требы бесплатно. У нас, к сожалению, этого нет. Наш приход существует благодаря пожертвованиям прихожан, а ремонт, украшение храма – это дело спонсоров, которых ищет настоятель.
Как правило, считают, что Церковь кому-то чего-то должна, люди, далекие от храма, непонимающие, что такое церковная жизнь. Что плохого в том, чтобы поддержать дом Божий? Это ведь не магазин, это место, где мы приносим посильную жертву Богу. Если у человека действительно нет денег, он должен подойти не к бабушке-прихожанке или свечнице, а к священнику и попросить благословения поставить свечку или заказать требу бесплатно. Ни один священник не откажет. Церковь не отталкивает тех, кто терпит нужду, скорбь и искренне просит о помощи. Мы вместе с прихожанами часто совершаем Крещение над детьми из детских домов, подопечными наркологических приютов, отпеваем и хороним нищих, людей без определенного места жительства на свои средства…
В храме люди будут спрашивать, почему они должны платить за свечи и требы, почему мы «ничего не делаем бесплатно» до тех пор, пока себя не спросят: а достойны ли они этого, сделали ли они что-нибудь для храма, для Бога, для своей земли, потомков? В общем, до тех пор, пока не захотят узнать о жизни Церкви и приобщиться к ней.
В храме должно быть всегда красиво, чисто, празднично
Протоиерей Сергий Ясиновский, настоятель храма во имя святого Архангела Михаила с. Питерка:
— То, как выглядит дом Божий, зависит от настоятеля и прихожан. Каждый приход стремится содержать свой храм в чистоте и по возможности улучшать. Верующие своими силами и на свои средства делают ремонт – чистят стены от копоти, укрепляют фундамент и крышу. Делают все для того, чтобы храм стал благолепным.
Иногда приходится сталкиваться с тем, что люди не хотят терпеть неудобства в храме, вызванные строительными работами. Но ведь когда идет ремонт в квартире, никто из домочадцев не возмущается. Все терпят, потому как знают – итогом будет красивое, ухоженное жилище. Так почему же в храме не так? Нужно радоваться, что храм восстанавливается, а если хочется, чтобы этот процесс шел быстрее, может, стоит поучаствовать в нем? К храму, Церкви и Богу недопустимо потребительское отношение. Прежде чем негодовать по поводу обстановки в храме, нужно задуматься, зачем сюда вообще приходят.
Недавно умер известный актер Николай Караченцов. Его отпевание совершал Патриарх Кирилл в храме, который был заставлен строительными лесами, но это никого не отпугнуло: ни Патриарха, ни знаменитостей, которые пришли проститься с дорогим человеком. На нашем приходе были похожие ситуации – мы ремонтировали крышу и молились под открытым небом, порой под снегом и дождем. Мы совершали Крещение в полуразрушенном, неотапливаемом помещении. Помню, я тогда предупредил крещаемых, что в таких условиях совершать таинство проблематично, но они сказали, что готовы потерпеть. Им была важна не обстановка, а встреча с Богом. Помню, как они фотографировались, снимали видео – для них это был праздник.
Впрочем, нет ничего плохого в том, чтобы посетить красивый храм, особенно если поводом служит событие, которое бывает раз в жизни: принятие Крещения или венчание. Ради этого родственники и друзья оставляют все дела, может быть, приезжают издалека. Для семьи это действительно праздник. Да и издавна в нашем народе посещение храма отождествлялось с торжеством. Об этом говорят наши русские народные и церковные традиции – к праздникам, особенно к Пасхе, мы шьем новые наряды и готовим обильную трапезу. Поэтому, повторюсь, если хочется, можно пойти в благолепный храм, где нет ремонта, где тихо и чисто, главное – понимать, для чего. Для того, чтобы помолиться, приобщиться к Богу.
Протоиерей Александр Милованов, настоятель храма во имя святой великомученицы Екатерины г. Новоузенска:
— У человека есть свои представления о церковной жизни, таинствах. Когда они не совпадают с действительностью, человек испытывает разочарование. В том, что хочется сделать день, проведенный в храме, особенным, нет ничего предосудительного и греховного. Например, Таинство Крещения в Церкви изначально совершали в дни больших праздников – на Рождество, Крещение и Пасху, но не для того, чтобы оно запомнилось, а для того, чтобы оно изменило образ жизни человека.
Сегодня об этой традиции нам напоминает внешняя форма богослужения: вместо «Трисвятого» хор поет «Елицы во Христа крестистеся», духовенство служит в белых ризах, читаются особые молитвы. Все призвано раскрыть значение таинства и сделать его праздником и для крещаемых, и для всего прихода.
Другой вопрос, как это событие воспринимают сами крещаемые – как встречу с Богом, принятие благодати Святого Духа или как красивый ритуал. К сожалению, сегодня Таинство Крещения в обществе ассоциируется с семейным праздником, с возможностью породниться, соблюсти некую традицию, но никак не с желанием соединиться со Христом и стать частью Церкви. За годы священнического служения я крестил почти три тысячи человек, а на Литургию по-прежнему приходит 100-120 человек. Люди не ищут Бога, не стремятся жить по Его учению, а ведь Господь – это путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6).
Церковь не имеет права указывать, как верить
Священник Алексий Талалаев, клирик храма во имя святителя Спиридона Тримифунтского г. Покровска (Энгельса):
— От священника ждут святости и понимания, а если он сделает уместное замечание, то оно будет приравнено к хамству. Но что же делать, если человек приходит в храм раз в год и позволяет себе фривольное поведение, неблагочестивое отношение к святыням и таинствам, проявляет неуважение к ближним? А что делать, если замечание уже было сделано, и не раз? Не хочу никого ни обвинять, ни оправдывать – неурядицы в храме случаются. Если человека что-то обидело, задело в словах, поведении священника или сотрудников храма, если человеку не понравилось, что ему сделали замечание, может быть, стоит задуматься, почему так вообще произошло? Может, не священник и люди храма тебя обидели, а ты их?
Как справедливо отметил в одном интервью Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, сегодня люди не хотят ничему учиться, не хотят прислушиваться к советам – все считают, что всё прекрасно и сами знают. Отсюда, кстати, нежелание посещать огласительные беседы. А зачем? Ведь можно считать, что Дух дышит, где хочет (Ин. 3, 8), и подстраивать под себя всю литургическую жизнь. То есть впадать в крайности, а потом и в ересь.
Заповеди, правила церковной жизни – будь то обязательная подготовка к Причастию или прохождение огласительных бесед перед Крещением – необходимы человеку. Благодаря им человек узнает, что означает таинство, для чего и как оно совершается, как нужно к нему приступать. Правила – это дорожные столбики. Они помогают двигаться в правильном направлении. К тому же сегодня к духовной жизни, к соблюдению правил Церковь подходит с позиции икономии, или снисхождения, надеясь, что человек принесет плод со временем. Раньше ничего подобного не было. Например, то же оглашение было серьезной и длительной процедурой, после которой до Крещения могли и не допустить, потому как от человека требовалось не только желание, но и вера, стремление начать жизнь со Христом.
Крещение должно совершаться без посторонних
Протоиерей Александр Милованов, настоятель храма во имя святой великомученицы Екатерины г. Новоузенска:
— Массовое Крещение подразумевает совершение таинства над несколькими оглашенными одновременно. Действительно, случается, что люди не хотят, чтобы их или их детей крестили вместе с другими. Это говорит о том, что люди разобщены, что они не понимают: в Церкви мы все – братья и сестры, а приход – единая семья. В Крещении человек усыновляется Богом, становится членом Тела Христова, Церкви, приобретает новых – духовных – родственников. Родственников во Христе.
Сегодня мы постепенно возвращаемся к древней традиции – к совершению Крещальной литургии – богослужения, частью которого было Таинство Крещения. Литургия – это общее дело, и в нем участвуют все прихожане, а значит, и Крещение – появление нового члена Церкви, приходской семьи – является общим радостным делом. Его причастниками должны стать все, а не только оглашенные. Если человек искренне верит, хочет стать христианином, хочет быть с Богом, его ничто и никто – ни священник, ни его помощники, ни другие люди – не смутит.
27 ноября 2018 г.