Упасть и не разбиться
В этой жизни все мы «падаем», но кто-то «разбивается», а кто–то набирается сил и вновь «взлетает». «Падаем» мы потому, что теряем то, что нам очень дорого, необходимо, как воздух. Кто-то теряет близких или друзей, и не может пережить горе. Кто-то лишается достаточно высокой должности, или возможности построить карьеру и не может смириться с этим, набраться сил идти дальше. Конечно же, мы говорим о духовном падении, но порой оно приводит к физической смерти. Как помочь человеку «взлететь», когда его душа, а иногда и тело, «разбиты»? Об этом мы беседуем с настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы, священником Игорем Копшевым.
– Сегодня наша страна находится в тисках кризиса. Много людей лишилось рабочих мест. Достаточно тех, кто «упали» с управляющих должностей. Как пережить тот момент, когда элементарно человеку невыносима мысль, о том, что он должен выполнять работу не соответствующую его уровню, «зачеркивать» свою карьеру?
– Давайте, сначала разберемся в значении слова «кризис». Это греческое слово и одно из его значений – «суд» Поэтому с христианской точки зрения произошедшие экономические трудности можно понимать как суд над всей нашей общественной жизнью. И все же Бог дает нам шанс, чтобы мы извлекли уроки из своих ошибок и исправили наши дела.
А что касается «падения»…. На мой взгляд, чтобы не упасть, не надо самого себя возносить. Конечно, когда тебя понижают – это неприятно, больно, обидно. Но опять же все переносимо, переживаемо. Надо быть смиренным, а смирение – христианское отношение к жизни. Даже если человек не христианин, есть обычная человеческая добродетель такая, как скромность. Вот, например, в новостях говорили о том, что разорился немецкий миллионер. Что он сделал? Повесился у себя в подвале. Но разве в этом виноват финансовый кризис? Это кризис в голове.
– Например, известный спортсмен получает травму и больше не может оставаться в спорте. Часто у актеров отнимают роли «друзья»-коллеги. Как определить, что это промысел Божий, а не дьявольские козни?
– В Псково-Печерском монастыре жил старец Иоанн (Крестьянкин). Его знает вся православная Россия. В письмах своим духовным чадам он писал: «У Господа ни ошибки быть не может, ни неправды». «Где нет Креста, там нет Христа». Имя Промысла – Крест, и мы должны отвернуться себя, взять свой крест и последовать за Господом. Имя Промысла – любовь, и смысл нашей жизни в том, чтобы ответить на нее своей любовью. Иными словами, «давайте отдадим Господу свое сердечко, и Он наполнит его такой любовью, что станет светло жить в ней и вам, и всем». И тогда никакие «дьявольские козни» человеку не будут страшны.
– А если человек внезапно становится инвалидом. Быть инвалидом в современном обществе очень тяжело. Иногда от него отворачиваются все: друзья, родные... Он теряет веру в Бога... Что делать в таком случае?
– Понять, что жизнь не окончена. Дело в том, что в каком-то смысле мы все — инвалиды, то есть чего-то лишены. У кого-то нет голоса, чтобы петь на сцене. Кто–то не пользуется популярностью у противоположного пола. И помочь инвалиду примириться с болезнью может только тот, кто сам для себя понял: «Мне Богом дано ровно то, что дано – не больше, не меньше. И в этом есть промысел Божий». Это и означает примиренность с Богом.
Среди воцерковленных людей сегодня не так уж много тех, кто смирил себя и примирился с Богом. Но если у человека есть этот мирный дух, то он может помочь инвалиду примириться с собственной болезнью. Мне, здоровому человеку, сложно сказать, что должен делать инвалид. Но я точно знаю, что обязан делать истинный христианин: быть не равнодушным к чужой беде, а значит, помогать нуждающемуся. Попавший в беду должен молиться, и Господь услышит молитву, и пошлет ему помощь через добрых людей.
– Но когда человек теряет веру в Бога, он тоже «падает», но не замечает этого (например, уходит в секту). А когда «разобьется» – будет уже поздно... Как остановить «падение», подхватить его на «лету»?
– Мы каждый день падаем в своих грехах. Когда человек теряет веру в Бога, он не падает – лежит. Но, как ни странно, иногда для того, чтобы подняться, необходимо упасть. Все люди делятся на два лагеря: на праведников, считающих себя грешниками, и на грешников, считающих себя праведниками. Одни встают, когда падают, а другие лежат и даже не понимают этого. Но пока мы живем на земле, Господь дает нам шанс подняться, воскреснуть, как птица Феникс. Душа может упасть на самое дно, но возродиться покаянием своим.
Старец Паисий Святогорец говорил: «Человек, который не верит в Бога и в будущую жизнь, подвергает свою бессмертную душу вечному осуждению и живет без утешения в этой жизни. Ничто не может его утешить. Он боится потерять жизнь, мучается, идет к психиатрам, которые дают ему таблетки и советуют поразвлечься. Он принимает таблетки, дуреет, а потом ходит туда-сюда, чтобы посмотреть достопримечательности и забыть боль».
Что сказать неверующим об их унынии? Оно благо для них, ибо служит призывом и побуждением к покаянию. Суетные удовольствия и радости земные никогда не наполнят пустоты сердечной: душа наша пространнее всего мира. Напротив, с продолжением времени плотские радости потеряют силу развлекать и обаять душу и обратятся в источник тяжести душевной и скуки.
Что касается ухода человека в секту, то для близких такого человека, это, безусловно, большая трагедия. Переубедить такого человека бывает крайне сложно. У нас в Саратовской митрополии существует особый отдел, который занимается как раз такими случаями.
– Бывает так, что человека охватывает отчаяние, и тогда он пускается во все тяжкие, начинает пить и т.д. Как помочь вернуться грешнику в моральное состояние, помочь ему подняться?
– Хочу вновь повториться, на все события нашей жизни нужно смотреть со смирением. Но, тем не менее, каждый случай нужно рассматривать индивидуально. У каждого человека есть свой стержень: у кого-то это семья, у кого-то друзья. Но люди могут заболеть, умереть, уйти, предать, и человек может остаться один. А Бог никогда не оставит нас. В современном обществе многие люди не утруждают себя молитвой. А молитва – это общение с Всевышним.
В последнем интервью, которое дал Святейший Патриарх Алексий II за месяц до своей кончины, последний вопрос как раз касался этого кризиса. Смысл ответа Святейшего Патриарха в том, что кризис нам дан, чтобы заставить людей подумать не только о материальных благах, но и о своей душе, о своей судьбе и о судьбе своих ближних.
Конечно, этот кризис – время остановить этот безумный бег, задуматься и переоценить те идеалы, которыми сейчас живет человечество. Схема, предложенная небезызвестным заокеанским государством, неприемлема для дальнейшей жизни человечества. И, не только во всем мире, но в каждой отдельно взятой стране, в том числе и в нашей, нужно остановить этот бег за какими-то мнимыми идеалами, осмотреться и подумать: «А туда ли мы бежим?».
– Как Вы оцениваете морально состояние нашего общества?
Что бы ни происходило, я уверен, что в нашем обществе больше людей хороших, но, как правило, они просто меньше заметны. Много плохого на земле, но тут ничего не поделаешь. В наших сердцах должна жить любовь друг к другу, не такая, как в «Доме 2», а жертвенная, настоящая, которой наделил нас Всевышний. Ведь все мы падшие в той или иной степени. Святые все на небесах. Другое дело – как человек воспринимает то состояние падшести, в котором пребывает: доволен ли он собой или же пытается как-то исправить положение покаянием. Это выбор каждого человека.
Когда мы молимся в храме или дома, мы ставим свечи перед иконами. Смысла этого обычая многие не понимают и поэтому ограничиваются тем, что, поставив свечи, разворачиваются и идут восвояси. А ведь свеча не будет молиться за человека. Свою просьбу к Богу нужно выразить. Свеча же нам символически указывает, какой должна быть наша жизнь, если мы хотим получить от Бога то, что у Него просим: пламя свечи устремляется вверх, но освещает и согревает всех, кто находится рядом с ней. Так и жизнь человека: душа должна гореть к Богу, но при этом освещать и согревать своей любовью тех, кто находится рядом с нами.
Беседовала Наталия Колоярова
Областной еженедельник «Курьер Поволжье» №4 (549) 1 февраля 2012 г.
3 февраля 2012 г.