Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь на языке кино

У многих людей существует стереотипное представление о православном кино — длинно, скучно, но назидательно. Общение с монахиней Софией (Ищенко) полностью разрушает этот стереотип. Она не только открывает для собеседника богатый мир православного кино, но и учит понимать язык кино, учит думать и размышлять.


— Матушка, Вы — президент Международного Сретенского фестиваля православного кино «Встреча». Расскажите, пожалуйста, как начинался этот фестиваль и кто стоял у его истоков?

— Фестивали, на которых показывают фильмы духовно-нравственного направления, существуют около 20 лет. Первым начал работу «Золотой витязь» — он не совсем религиозный, но в то время у него была именно духовная направленность. У фестиваля был девиз: «За возвышение души человеческой». Также на протяжении нескольких лет проходят фестивали «Радонеж», «Семья России», «Лучезарный Ангел». Мы самые младшие, нам восемь лет. Очень хорошо, что такие фестивали проходят в разных регионах, больше людей могут познакомиться с современным православным кино.

Наш фестиваль зародился по такому случаю. В то время на телевидении шла ужасная реклама. А мы в центре «Вера. Надежда. Любовь» в г. Обнинске решили создать социальные ролики, посвященные семье, чтобы разместить их на городском телевидении. Заказали два ролика по 20 секунд. Как сейчас помню, что для нашего прихода их стоимость оказалась просто неподъемной суммой — 18 тысяч рублей. При том, что ролики были самые дешевые: мы сами писали сценарии, находили костюмы, актеров. Эти ролики в нашем регионе крутили три года. Но одно и то же показывать всю жизнь не будешь. И мы решили сделать фестиваль социальных роликов, а затем подумали: если уж делать фестиваль, так полноценный — и краткометражных, и полнометражных фильмов.

Сейчас я понимаю, что такое фестиваль, как это тяжело. Ведь фестиваль кино требует огромных материальных затрат. По самым скромным меркам нужно 5–6 миллионов рублей каждый год. Их надо же найти!

— Почему фестиваль именно Сретенский?

— Так благословил нас Митрополит Калужский и Боровский Климент. Мы сидели тогда в Патриархии с ним и с отцом Владимиром Вигилянским и думали: как назвать? Мне очень нравилось название «Домострой», но Владыка не поддержал: «Представляешь, какие ассоциации у современников оно вызовет?». А отец Владимир спросил, когда Владыка благословил делать фестиваль. На Сретение, в феврале. Тогда отец Владимир и предложил «Встреча» — изумительное название, под которое подходит все — и встреча с Богом, и встреча с другим человеком, и встреча с природой.

— Какие фильмы принимают участие в этом фестивале? Какими признаками должна обладать картина?

— Когда мы стали создавать фестиваль, то проанализировали, какую нишу занимают остальные фестивали. «Семья России» — это семейные фильмы, «Радонеж» — это больше историческое кино, «Лучезарный Ангел» проходит под девизом «Доброе кино возвращается». А мы выбрали такое направление — показ православного образа жизни в современных условиях средствами киноискусства. Мы почти не берем исторические фильмы, принимаем картины, начиная с середины прошлого века. Жанры фильмов разные — и документальное, и игровое кино. Фестиваль международный, поэтому нам присылают фильмы из разных стран, в том числе из неправославных, но где есть православные общины. В этом году из Польши прислали фильм «Архимандрит»: о том, как на болоте строится монастырь. Причем архимандрит чудный, и фильм тоже чудный.

В этом году взяли исторический фильм о святителе Иннокентии Московском. Фильм замечательный: рассказ о том, как святитель своими трудами присоединил к России Аляску. Как он поехал на Север с молодой женой, как родилось у него там семь детей, как он крестил и приводил к Богу алеутов, якутов. У меня дочка с зятем смотрели, плакали, а дочь сказала: «После этого фильма я по-настоящему начинаю гордиться своей страной и православным священством».

Но, к сожалению, присылают и очень скучные фильмы. На последний фестиваль нам прислали 300 фильмов, мы из них отобрали меньше половины. Вроде бы и задумка у режиссеров неплохая, а кино ни о чем — просто видеоряд. А фильм — это же рассказ о каком-то событии, в нем должна быть мысль, образность, красивая передача. Язык кино надо знать. К тому же надо учитывать зрительскую аудиторию. Кто это будет смотреть: молодежь, бабушки, работающие люди, дети? Ведь для каждой аудитории нужно свое кино. И оно должно быть зрителю интересно.

— Бытует представление, что православное кино, как правило, скучное и затянутое. Ведь оно лишено конфликтов, не действует на страсти. Так ли это? Есть ли добрые, христианские фильмы, которые в то же время динамичны и их интересно смотреть?

— Да что Вы?! Интереснее православного кино нет фильмов! Современные светские фильмы снимают по клише. С первых кадров ты уже знаешь: этот такой, этот сякой и они обязательно поженятся. Эти фильмы не реалистичны — сплошные сказки, в которые погружается человек, отрываясь от реальности.

Чем отличается кино, созданное православными людьми? Оно ближе к реальности, ближе к человеку. При этом оно может быть драматичным. Вот сейчас на «Лучезарном Ангеле» гран-при получил фильм «Дочь» — настоящее игровое кино. Это криминальная драма, но при этом глубоко православный фильм. Маньяк в провинциальном городке убивает девочек-подростков. Одной из жертв становится дочь священника. А через некоторое время убийца приходит к батюшке на исповедь. И вот зритель узнает, как развиваются события дальше. В фильме нет идеализации — семья священника не выглядит картинной. Но при этом там такой образ батюшки, матушки, сына, который проходит через сомнения, отвержение Бога и покаяние! И при этом все реалистично, правдиво.

— Вы приехали в Покровскую епархию, чтобы поделиться с педагогами методикой проведения бесед со школьниками после просмотра фильма. К сожалению, Ваши мастер-классы не смогут посетить все педагоги. Поделитесь с нашими читателями принципами построения такого диалога.

— Чтобы диалог был интересным, нужно учиться языку кино, а для этого необходимо поднимать общую культуру. Без этого не обойтись. Почему? Кино — это эклектика, включающая видеоряд, музыку, слово, сюжет. Если не разбираешься в литературе, музыке, живописи, то у тебя будет просто общее впечатление: «Нравится — не нравится, весело — грустно».

Помню, как в молодости мы с мужем пошли в кино на фильм «Человек с бульвара Капуцинов». Когда мы вышли из кинозала, он принялся меня ругать: «Зачем ты меня потащила на этот фильм? Полная ерунда!». Тогда я стала ему пересказывать кино с тем, что там увидела я. Дома он позвонил другу: «Слушай, какое я кино посмотрел!» — и стал пересказывать моими словами. Человеку нужно помочь понять кино. Помните, в этом фильме, когда у героев не получается сжечь пленку, один из них говорит: «Рукописи не горят!». Если ты не читал роман Булгакова «Мастер и Маргарита», если у тебя нет понимания этих культурных кодов, то фраза пройдет мимо и останется просто словами. Язык кино надо уметь читать.

Педагог должен обладать культурным багажом, какой бы предмет ни преподавал. Он должен не только обучать, но и формировать личность ребенка, рассказывать о мире в целом. А гуманитарий должен еще и обладать критическим мышлением, оценивать произведения. К сожалению, сейчас литературной критики, кинокритики просто нет. А ведь это специальность, этому же тоже пять лет учат. У критика должен быть хороший багаж, хороший вкус, чтобы он мог посоветовать — это полезно смотреть или читать, это бесполезно, а вот это просто опасно. Поэтому сейчас сам педагог должен интересоваться, читать, не быть равнодушным.

Мы на нашем фестивале каждый год проводим киноконференцию. И в этом году ее темой станет «Сто лучших фильмов детям — польза или вред?». Мне прислали список фильмов, которые Союз кинематографистов РФ предложил Министерству культуры РФ и Министерству образования РФ. Среди классиков, обязательных к просмотру, — Хичкок, Феллини. В 7–9 классе детям предлагают посмотреть фильмы ужасов, драмы, которые не каждый взрослый поймет. А кто это будет преподавать? Этому же надо учить.

— И у режиссера, и у актера, снимающего православное кино, есть опасность занять позицию наставника, который с некой трибуны будет вещать истину. Как этого избежать? Чем отличается язык кино от языка проповеди?

— Хорошее кино — это всегда проповедь. Оно рассказывает о том, как человек идет к Богу. Хорошая музыка, хорошая статья в газете, хорошая книга — это тоже всегда проповедь. Это слово, ведущее к Богу, через которое человек возвышается. А кино — это очень мощный инструмент очень яркой, доходящей до глубин человеческой психики проповеди. Кино сегодня — это бесценный дар, который нам дает Господь. Я часто говорю: ножом можно убить, а можно выкроить детские башмачки. И кино может убить, растоптать душу человека, а может возвысить. Выбирайте то, где вас возвышают.

Беседовала Марина Шмелева

* * *

Что посмотреть всей семьей?

Советы монахини Софии (Ищенко)

Очень рекомендую всей семьей посмотреть франко-греческий фильм «Пеликан», который снял режиссер Оливье Орле. Взрослым рекомендую посмотреть фильм «Дочь» (режиссер Наталья Назарова).

Молодежи посоветовала бы посмотреть фильм Веры Сторожевой «Мой парень — Ангел». Это настоящая молодежная комедия о том, как Ангел спускается с Неба, чтобы помочь одной девушке стать лучше. Он выглядит как обычный парень. Девушка не может понять, почему он делает добро просто так: не ради власти, не ради денег. Он ей говорит: «А у нас все так». Затем девушка постепенно меняется, в том числе благодаря драматическим событиям и помощи Ангела. Фильм веселый, но заставляет задуматься: каким должен быть твой избранник? Чем стоит жить? Девушка говорит Ангелу: «Не улетай, останься». Он отвечает: «Знаешь, я мог бы остаться, но если бы ты знала, как там хорошо!». Ангел помог и исчез, но сказал людям: там — лучше!

Очень хороший фильм прислали с Украины — «Хлебный день». Мои студенты сказали: «Хороший фильм, но его же только на 9 Мая показывать!». Видите, молодые люди, а у них уже стереотипы — хороший фильм о войне смотрят только на 9 Мая. Этот фильм можно смотреть всей семьей, особенно, если отец попивает. Там хорошо показано, чем это может кончиться.

Оставить комментарий
Поделиться в: