Воскресная школа:новые возможности
Секция, посвященная работе воскресных школ на ежегодных Рождественских чтениях, называлась многообещающе — «Синтез традиционных и современных подходов к организации деятельности воскресных школ Русской Православной Церкви как перспектива их развития». Хотелось увидеть именно это — объединение современности и исторических традиций в работе воскресных школ. Хотя доля скепсиса у нас была: а будет ли этот синтез представлен в докладах?
Новые стандарты
В начале официальной части выступили председатель, Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий, и сопредседатель, протоиерей Константин Островский, благочинный Красногорского округа Московской епархии. Они определили основные тенденции развития воскресных школ.
Специалист по воскресным школам Сектора православного образования ОРОиК В. М. Матвеев объяснил цели и задачи нового стандарта воскресных школ, обратил внимание на особенности ведения Закона Божия, отметил, что результат обучения в воскресной школе не измеряется суммой полученных знаний. Главное — ребенок должен стать православным христианином, научиться бережно относиться к миру как к творению Божию, стремиться к добродетельной жизни. Он призывал всех за методической поддержкой обращаться в Сектор православного образования.
Не уходят, когда интересно
Очень часто при подготовке епархиальных олимпиад, конкурсов педагоги сталкиваются с тем, что преподавание в воскресных школах очень разрозненно. В разных школах воспитанники получают разный объем знаний о Православии, его истории. Особая проблема с церковнославянским языком: где-то он ведется на хорошем уровне, а где-то и вовсе нет такого урока. Как преодолеть эту разрозненность? В Санкт-Петербурге этот вопрос стали решать комплексно — сначала провели разделение на возрастные группы, разработали для них отдельные программы, затем стали более детально обсуждать программу каждой группы. Об этом нам рассказал священник Андрей Мекрюков, директор воскресной школы храма в честь иконы Божией Матери «Неопалимая купина» г. Сосновый Бор Санкт-Петербургской митрополии. При этом отец Андрей подчеркнул, что строгой системы в преподавании вероучительных дисциплин быть не может, особенно в младшей группе. Уроки должны проводиться в виде творческих мастерских, побуждающих ребенка к самостоятельному размышлению, обязательно должно быть творческое закрепление темы.
Очень важно, чтобы такие же творческие мастерские (безусловно, более серьезного содержания) были и в средней, и в старшей группах воскресной школы. Иначе перед педагогами возникает вопрос, который отец Андрей оставил открытым: куда и почему уходит молодежь из старшей группы? Вопрос этот тревожит сегодня многих педагогов.
Возможный путь решения этой проблемы предложил в своем выступлении об опыте деятельности воскресных школ Волгоградской митрополии священник Сергий Савенков, клирик храма во имя Иоанна Предтечи г. Волгограда. Начал он интригующе: «Перед Вами, уважаемые педагоги, плод Вашего труда — воспитанник воскресной школы. Вам, надеюсь, будет интересно узнать взгляд изнутри». Самое важное, по мнению отца Сергия, это люди, заинтересованные в воспитании детей; затем, как ни банально звучит, — воспитание трудом и личным примером педагогов и старших ребят для младших, и, соответственно, плавный переход воспитанников в ранг преподавателей. Их воскресная школа зародилась из группы прихожан, организовавших сначала летний отдых в палаточном лагере под Волгоградом. Это время пролетело незаметно — беседы со священником, соревнования, конкурсы, театрализованные представления, песни у костра… А осенью взрослые и дети не смогли расстаться и решили продолжать общение в рамках воскресной школы. При этом в школе сначала не было разделения на возрастные группы. Но затем, когда подростков стало много, решили разделить учеников. Воспитанники старшей группы стали сначала немного помогать преподавателям младших групп, а затем за ними были уже официально закреплены обязанности кураторов. Отец Сергий пожелал всем педагогам не оставаться равнодушными и делиться опытом, не бояться экспериментировать.
В Волгоградской митрополии педагоги стремятся объединить детей из разных воскресных школ, традиционно проходят их встречи на 1–2 дня на территории какого-нибудь оздоровительного лагеря. В 2012 году основной темой встречи стала «Навеки в памяти народной. 1812 году посвящается…». Организаторы подготовили для ребят интересную и познавательную программу, которая предусматривала изучение православных традиций, истории Отечественной войны 1812 года, творческую мастерскую, спортивную подготовку, эпистолярное творчество, обучение игре на барабанах, танцевальный класс. Увлекательным стало для ребят задание подготовить слайд-презентацию о работе своей команды. В первый день участников ждал вечер знакомств, во время которого они представляли свои воскресные школы.
В помощь педагогам
Марченко Л. А., доцент Вологодского государственного педагогического университета, преподаватель воскресной школы Рождество-Богородицкого собора г. Вологды, открыла в своем докладе новые возможности для педагогов, внедряющих на базе воскресных школ новые методические разработки. Положительные результаты этих методик могут быть использованы для научно-исследовательских диссертационных работ. Ряд таких диссертаций успешно защищен в Вологодском государственном педагогическом университете. По реакции зала было видно, что педагоги всерьез задумались над такой возможностью.
В связи с «Положением о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви на территории РФ» педагоги и сотрудники воскресных школ должны проходить специальную подготовку и повышать квалификацию. Это очень болезненная тема для многих учителей. В первую очередь на малочисленных приходах, где часто один-единственный преподаватель ведет все уроки. Что будет с учебным процессом, если педагог уедет на пару месяцев на курсы? Дети просто отвыкнут ходить на занятия.
Руководитель сектора церковно-приходских школ отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской митрополии Г. С. Ващенко рассказала, что в их митрополии уже несколько лет проводятся курсы для педагогов. Она показала схему занятий, которая составлена таким образом, чтобы сделать преподавание сжатым по времени, но насыщенным по содержанию. Высказывалось мнение, что такие встречи-уроки можно также проводить параллельно с мероприятиями для детей, которые организуют отделы религиозного образования и катехизации.
Изучение языка — тоже важно
Директор воскресной школы Свято-Никольского собора г. Алма-Аты Г. В. Черепанова поделилась опытом миссионерской и социальной деятельности на их приходе. В странах ближнего зарубежья в воскресных школах остро стоит проблема не только с изучением церковнославянского, но и современного русского языка. В воскресной школе Свято-Никольского собора ведется кропотливая работа, направленная на то, чтобы алмаатинцы не забыли русский язык. В школе работает театральная студия с богатыми традициями и серьезным классическим репертуаром. В этом году Рождественское театрализованное представление по мотивам «Снежной королевы», которое показывали на подмостках государственного академического русского театра драмы имени М. Ю. Лермонтова, посетили более 1500 человек.
Воспитанники воскресной школы организуют благотворительные мероприятия, например, многие приняли участие в акции «Белый цветок» — продавали на улицах города цветы. Выручка пошла нуждающимся. Многие горожане с удовольствием приняли участие в этой акции, хвалили ее организаторов. Галина Васильевна подчеркнула еще одну важную составляющую работы воскресных школ — паломничество. Педагоги и ученики ежегодно посещают Серафимо-Феогностовский скит в Аксайском ущелье. Эти поездки также знакомят учеников с православной традицией.
А в воскресной школе храма во имя Архангела Михаила с. Красноармейское Самарской области педагоги ввели очень интересный урок — английский язык. Когда об этом услышали православные педагоги, в зале поднялся шум: какая здесь может быть православная мотивация?! Но потом мы успокоились, стали слушать и поняли логику организаторов.
Село Красноармейское — районный центр с населением в пять с половиной тысяч человек, и хотя здание храма находится в центре, проблемы с посещением воскресной школы были. Настоятель и прихожане отремонтировали классы, оборудовали мультимедийной установкой, укомплектовали библиотеку. А затем при воскресной школе организовали группы… по занятию английским языком! Причем английский язык изучается не на отвлеченных примерах, а с использованием самой что ни на есть православной составляющей. Ребятам предлагается провести на английском языке экскурсию по своему храму, рассказать о смысле православной веры, даже работать с английской литературой. Одновременно с английским языком ребята проходят и вероучительные дисциплины. Результат потрясающий — в воскресной школе занимаются около 20% учащихся местной образовательной школы!
***
Работа секции, посвященной работе воскресных школ, была очень живой. Участники соседней секции даже обратили внимание на то, как бурно мы обсуждали доклады. Надеемся, что в следующем году также посетим эту секцию, тем более что пройдут мастер-классы по различным дисциплинам, преподаваемым в воскресных школах, которые проведут педагоги-практики. После завершения работы секции мы еще долго не могли разойтись — обменивались своими методическими разработками и контактами.
Юлия Земскова
*****
Педагогам воскресных школ
На сайте Отдела образования и катехизации (www.otdelro.ru) в разделе «Деятельность воскресных школ» вы можете найти интересные методические разработки проведения курса «Урок-молебен», цикла уроков о христианской любви и другие конспекты.
22 февраля 2013 г.