Пою хвалу Богу
«Девушка пела в церковном хоре… Так пел ее голос, летящий в купол, и луч сиял на белом плече… И голос был сладок, и луч был тонок…». Эти блоковские строчки сами собой зазвучали в душе после нашего разговора с Ольгой Игоревной Зиновьевой, хормейстером архиерейского хора Свято-Троицкого кафедрального собора. И стали для меня своеобразным эпиграфом к рассказу об этой сильной и красивой, как и ее голос, женщине.
На пути к мечте
Во время богослужений в кафедральном соборе мы слышим ее глубокий, с красивым тембром голос нечасто (сольное пение не принято в церковном пении). И каждый раз он увлекает нас за собой, открывая душу навстречу Богу.
– Когда приходится солировать на фоне хора, я голоса своего не узнаю, такое чувство, что Сам Господь управляет им, – вспомнились слова Ольги.
В храмах она поет с 17 лет. Петь любила с детства, и эта любовь привела ее к любви к Богу. Он наделил красивыми голосами и старших, и младших в их семье. Мама, педагог по классу фортепьяно, иногда выступала с романсами на сцене. Баритон отца, талантливого инженера, радовал оперными ариями гостей семьи. Младшая сестра Ольги, педагог по классу фортепьяно, тоже имеет певческий дар.
Сестры росли в атмосфере музыки. Мама мечтала, чтобы Ольга стала пианисткой. Она оправдала надежды – занимаясь в музыкальной школе, завоевывала призовые места на конкурсах. Но всей душой тянулась к пению. Могла спеть любой романс из маминого репертуара и радиопередач.
Первый опыт пения на клиросе получила, когда училась в Пермском музыкальном училище на дирижерском отделении. Правда, в небольшой храм на окраине Перми Ольгу и ее однокурсников привела не вера в Бога, а банальное желание заработать. На клирос взяли ее одну, регент сразу оценила богатый тембр голоса девушки и умение прочесть любой нотный текст.
– Я могла работать в большом диапазоне, – поясняет Ольга. – Пела партии сопрано, альта, тенора и даже баритона, в работе мне это помогает. Пела даже в мужском хоре. Когда прослушивалась у специалистов по вокалу, они так и не смогли дать точное определение, какой у меня голос.
К своей мечте – петь – она шла со свойственным ей упорством. При поступлении на вокальное отделение Уральской государственной консерватории педагоги из приемной комиссии предложили сначала пройти подготовительные курсы по вокалу. Она решила учиться вокалу в музыкальном училище, которое только что закончила, и продолжила петь на клиросе. Преподобный Варсонофий Оптинский говорил, что духовная музыка может изменить человеческую жизнь, и судьба нашей героини тому подтверждение. В этот период она приняла Крещение. Но к вере пришла позже, когда закончила Саратовскую государственную консерваторию. Поступать туда ей посоветовала регент церковного хора.
– Я не представляла, как это далеко, – рассказывает Ольга. – Ехала на поезде: лето, жара жуткая… Надо сдавать экзамены, а у меня из-за акклиматизации начались проблемы с голосом.
Смириться со вторым «поражением» было не в ее характере. По телефону сообщила родителям, что в консерваторию поступила (призналась в обмане спустя годы). Вернулась домой, а к первому сентября отправилась якобы на «учебу» в Саратов, где ее никто не ждал. Переночевала в привокзальной гостинице и пошла искать работу, жилье. Так начался новый этап жизни девушки с Урала – на волжской земле.
Работать устроилась в филармонию – уборщицей, а жить – в заводском общежитии. Целый год Ольга «молчала». Фониатр, к которому обратилась за помощью, назначив лечение, строго-настрого наказала не нагружать голосовые связки: «Иначе операция, и ты, возможно, не запоешь никогда». «Молчала» и рьяно готовилась к поступлению в консерваторию. Выучила новую программу по дирижированию и по фортепьяно (благо в филармонии стояло никому не нужное старенькое пианино). Поступать решила на дирижерское отделение, чтобы расширить свои музыкальные возможности.
На вступительном экзамене комиссия высоко оценила музыкальные данные абитуриентки с Урала, и тут же она получила приглашение петь в театре хоровой музыки от его руководителя – заведующей кафедрой дирижирования Л.А. Лицовой.
И в том был Промысл Божий
На старших курсах пела в хоре Свято-Троицкого собора г. Саратова, регентом которого была выпускница консерватории Светлана Хахалина. Но совмещать учебу и работу в театре хоровой музыки со служением на клиросе стало трудно. Коллектив Лицовой много гастролировал не только в России, но и за рубежом, участвовал в российских и международных конкурсах. На конкурсе в Италии, где он стал призером, после исполнения народной песни «Лучина» зрители кричали Ольге: «Браво! Прима-экстра».
– Мне очень повезло, что я имела возможность учиться и работать под руководством такого талантливого человека и такой неординарной личности, – говорит Ольга, вспоминая те годы. – Людмила Алексеевна находится в постоянном творческом движении и других побуждает к этому. Я у нее многому научилась.
Театру хоровой музыки, в котором была солисткой, Ольга отдала 12 лет своей жизни. Ушла из коллектива спустя несколько лет после рождения сына, когда рассталась с мужем. Помощи ждать было неоткуда. От дальних гастрольных поездок приходилось постоянно отказываться. И в том был Промысл Божий.
Ольга рассказывала, что пришла к вере благодаря настоятелю Троицкого собора – отцу Пахомию (ныне Епископу Покровскому и Николаевскому):
– Я была певчей в хоре Свято-Троицкого собора, а когда вышла из декретного отпуска, он уже был его настоятелем. Отец Пахомий поручил мне организовать мужской хор, создать детский… Я тогда оказалась сразу в четырех лицах: регент, хормейстер, преподаватель церковного пения в воскресной школе и ответственная за нотную библиотеку.
Она до сих пор со смущением говорит о своих «первых блинах комом», о том, что, наверное, сильно разочаровывала своего наставника. Но справилась ведь. На это и уповал отец Пахомий, оценивший не только красоту Ольгиного голоса, но и бойцовский характер, умение преодолевать трудности. И всегда во всем помогал ей.
– Я не встречала на своем жизненном пути человека с более чистой душой, помыслами и столь же разностороннего, интересного и трудолюбивого. Благодаря ему в моей жизни многое изменилось, во мне укрепилась вера и надежда на Бога. Встреча с ним стала знаковой не только в моей судьбе. Когда отца Пахомия рукоположили в епископы, созданная им в соборе «команда» последовала за ним к новому месту служения.
Ты слышишь музыку с небес…
Такое ощущение действительно рождается, когда слышишь в храме духовные песнопения. Не случайно же певчих сравнивают с ангелами, поющими хвалу Богу. «Вверху Бога прославляют ангелы, а внизу – люди», — писал святитель Иоанн Златоуст.
– Петь на клиросе большая честь, радость и ответственность. Хор должен петь так, чтобы не мешать, а помогать людям молиться, чтобы они ощущали действие Божией благодати. Певчие должны следить за тем, чтобы не выдавать за молитву свои эмоции, страстность и особо не выделяться, демонстрируя свой голос. Тут свою самость, гордость нужно приглушить, – объясняет Ольга. – Тщеславие ведь есть у каждого артиста, здесь его приходится смирять, использовать свой голос не в усладу себе, а в утешение людям, – и добавляет, улыбнувшись: – Один священник очень хорошо сказал по этому поводу: «Большой голосок – большой бесок». Это все равно, что писать икону. Создавая Божественный образ, иконописец должен быть бесстрастен. Клирос учит смирению, и в этом отличие церковного пения от светского.
А у меня невольно возник вопрос: ведь она со своим богатым голосом и внешними данными могла преуспеть в оперном искусстве? В ответ услышала: «В Церковь люди приходят облегчить душу, получить духовную помощь, утешение. Мне кажется, это гораздо важнее, чем отыграть спектакль в театре».
Мне не раз доводилось бывать на концертах театра хоровой музыки Лицовой, в репертуаре которого достаточно много произведений духовной музыки. Они всегда проходят при полных залах. А мы, прихожане Свято-Троицкого собора, имеем прекрасную возможность слышать солистов этого известного коллектива постоянно. В составе Архиерейского хора немало бывших и настоящих солистов и исполнителей театра хоровой музыки. Руководит им регент с более чем двадцатилетним стажем, та самая Светлана Хахалина, у которой наша героиня начинала петь в хоре. По словам Ольги, работать со Светланой Владимировной — всегда большая радость: «Это настоящий профессионал и замечательный, душевный человек».
Архиерейский хор Покровской епархии отличается высоким исполнительским уровнем и богатым репертуаром, ведет активную творческую деятельность. И в том, что епархия имеет такой замечательный хор, по словам Ольги, большой вклад Владыки Пахомия:
– Владыка очень трепетно относится к богослужениям и большое значение придает песнопениям на службе, вместе с нами участвует в подборе репертуара. И сам иногда поет на клиросе, когда в исполнении мужского хора звучат древние знаменные распевы.
Вот такая она уралочка
Про таких женщин, как Ольга, обычно говорят одной некрасовской строкой: «Коня на ходу остановит, в горящую избу войдет…». Сама разрешала все проблемы и трудности, возникающие на пути. Сама поднимала сына (сейчас он учится в музыкальном колледже, и Ольга уверена: вернется на клирос, где пел с детства, будучи воспитанником воскресной школы). Ее рабочий день расписан буквально по минутам: с одной работы бежит на другую. А еще есть и дачный участок, где наша героиня в роли и садовода, и строителя, и водопроводчика…
За что бы ни взялась, все у нее получается. Называет природу своей неотъемлемой частью, а себя – таежным человеком, уралочкой. Каждый год летом уезжает в отпуск на Урал и оказывается в родной стихии наедине с природой и ее Творцом. Может часами бродить по тайге. Испытывает здесь такую внутреннюю гармонию, что душа начинает петь, воздавая хвалу Господу. Пою Богу моему, дондеже есмь (Пс. 145, 5).
Наталья Абрамова
17 декабря 2018 г.