Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Пою хвалу Богу

«Девушка пела в церковном хоре… Так пел ее голос, летящий в купол, и луч сиял на белом плече… И голос был сладок, и луч был тонок…». Эти блоковские строчки сами собой зазвучали в душе после нашего разговора с Ольгой Игоревной Зиновьевой, хормейстером архиерейского хора Свято-Троицкого кафедрального собора. И стали для меня своеобразным эпиграфом к рассказу об этой сильной и красивой, как и ее голос, женщине.

На пути к мечте

Во время богослужений в кафедральном соборе мы слышим ее глубокий, с красивым тембром голос нечасто (сольное пение не принято в церковном пении). И каждый раз он увлекает нас за собой, открывая душу навстречу Богу.

– Когда приходится солировать на фоне хора, я голоса своего не узнаю, такое чувство, что Сам Господь управляет им, – вспомнились слова Ольги.

В храмах она поет с 17 лет. Петь любила с детства, и эта любовь привела ее к любви к Богу. Он наделил красивыми голосами и старших, и младших в их семье. Мама, педагог по классу фортепьяно, иногда выступала с романсами на сцене. Баритон отца, талантливого инженера, радовал оперными ариями гостей семьи. Младшая сестра Ольги, педагог по классу фортепьяно, тоже имеет певческий дар.

Сестры росли в атмосфере музыки. Мама мечтала, чтобы Ольга стала пианисткой. Она оправдала надежды – занимаясь в музыкальной школе, завоевывала призовые места на конкурсах. Но всей душой тянулась к пению. Могла спеть любой романс из маминого репертуара и радиопередач.

Первый опыт пения на клиросе получила, когда училась в Пермском музыкальном училище на дирижерском отделении. Правда, в небольшой храм на окраине Перми Ольгу и ее однокурсников привела не вера в Бога, а банальное желание заработать. На клирос взяли ее одну, регент сразу оценила богатый тембр голоса девушки и умение прочесть любой нотный текст.

– Я могла работать в большом диапазоне, – поясняет Ольга. – Пела партии сопрано, альта, тенора и даже баритона, в работе мне это помогает. Пела даже в мужском хоре. Когда прослушивалась у специалистов по вокалу, они так и не смогли дать точное определение, какой у меня голос.

К своей мечте – петь – она шла со свойственным ей упорством. При поступлении на вокальное отделение Уральской государственной консерватории педагоги из приемной комиссии предложили сначала пройти подготовительные курсы по вокалу. Она решила учиться вокалу в музыкальном училище, которое только что закончила, и продолжила петь на клиросе. Преподобный Варсонофий Оптинский говорил, что духовная музыка может изменить человеческую жизнь, и судьба нашей героини тому подтверждение. В этот период она приняла Крещение. Но к вере пришла позже, когда закончила Саратовскую государственную консерваторию. Поступать туда ей посоветовала регент церковного хора.

– Я не представляла, как это далеко, – рассказывает Ольга. – Ехала на поезде: лето, жара жуткая… Надо сдавать экзамены, а у меня из-за акклиматизации начались проблемы с голосом.

Смириться со вторым «поражением» было не в ее характере. По телефону сообщила родителям, что в консерваторию поступила (призналась в обмане спустя годы). Вернулась домой, а к первому сентября отправилась якобы на «учебу» в Саратов, где ее никто не ждал. Переночевала в привокзальной гостинице и пошла искать работу, жилье. Так начался новый этап жизни девушки с Урала – на волжской земле.

Работать устроилась в филармонию – уборщицей, а жить – в заводском общежитии. Целый год Ольга «молчала». Фониатр, к которому обратилась за помощью, назначив лечение, строго-настрого наказала не нагружать голосовые связки: «Иначе операция, и ты, возможно, не запоешь никогда». «Молчала» и рьяно готовилась к поступлению в консерваторию. Выучила новую программу по дирижированию и по фортепьяно (благо в филармонии стояло никому не нужное старенькое пианино). Поступать решила на дирижерское отделение, чтобы расширить свои музыкальные возможности.

На вступительном экзамене комиссия высоко оценила музыкальные данные абитуриентки с Урала, и тут же она получила приглашение петь в театре хоровой музыки от его руководителя – заведующей кафедрой дирижирования Л.А. Лицовой.

И в том был Промысл Божий

На старших курсах пела в хоре Свято-Троицкого собора г. Саратова, регентом которого была выпускница консерватории Светлана Хахалина. Но совмещать учебу и работу в театре хоровой музыки со служением на клиросе стало трудно. Коллектив Лицовой много гастролировал не только в России, но и за рубежом, участвовал в российских и международных конкурсах. На конкурсе в Италии, где он стал призером, после исполнения народной песни «Лучина» зрители кричали Ольге: «Браво! Прима-экстра».

– Мне очень повезло, что я имела возможность учиться и работать под руководством такого талантливого человека и такой неординарной личности, – говорит Ольга, вспоминая те годы. – Людмила Алексеевна находится в постоянном творческом движении и других побуждает к этому. Я у нее многому научилась.

Театру хоровой музыки, в котором была солисткой, Ольга отдала 12 лет своей жизни. Ушла из коллектива спустя несколько лет после рождения сына, когда рассталась с мужем. Помощи ждать было неоткуда. От дальних гастрольных поездок приходилось постоянно отказываться. И в том был Промысл Божий.

Ольга рассказывала, что пришла к вере благодаря настоятелю Троицкого собора – отцу Пахомию (ныне Епископу Покровскому и Николаевскому):

– Я была певчей в хоре Свято-Троицкого собора, а когда вышла из декретного отпуска, он уже был его настоятелем. Отец Пахомий поручил мне организовать мужской хор, создать детский… Я тогда оказалась сразу в четырех лицах: регент, хормейстер, преподаватель церковного пения в воскресной школе и ответственная за нотную библиотеку.

Она до сих пор со смущением говорит о своих «первых блинах комом», о том, что, наверное, сильно разочаровывала своего наставника. Но справилась ведь. На это и уповал отец Пахомий, оценивший не только красоту Ольгиного голоса, но и бойцовский характер, умение преодолевать трудности. И всегда во всем помогал ей.

– Я не встречала на своем жизненном пути человека с более чистой душой, помыслами и столь же разностороннего, интересного и трудолюбивого. Благодаря ему в моей жизни многое изменилось, во мне укрепилась вера и надежда на Бога. Встреча с ним стала знаковой не только в моей судьбе. Когда отца Пахомия рукоположили в епископы, созданная им в соборе «команда» последовала за ним к новому месту служения.

Ты слышишь музыку с небес…

Такое ощущение действительно рождается, когда слышишь в храме духовные песнопения. Не случайно же певчих сравнивают с ангелами, поющими хвалу Богу. «Вверху Бога прославляют ангелы, а внизу – люди», — писал святитель Иоанн Златоуст.

– Петь на клиросе большая честь, радость и ответственность. Хор должен петь так, чтобы не мешать, а помогать людям молиться, чтобы они ощущали действие Божией благодати. Певчие должны следить за тем, чтобы не выдавать за молитву свои эмоции, страстность и особо не выделяться, демонстрируя свой голос. Тут свою самость, гордость нужно приглушить, – объясняет Ольга. – Тщеславие ведь есть у каждого артиста, здесь его приходится смирять, использовать свой голос не в усладу себе, а в утешение людям, – и добавляет, улыбнувшись: – Один священник очень хорошо сказал по этому поводу: «Большой голосок – большой бесок». Это все равно, что писать икону. Создавая Божественный образ, иконописец должен быть бесстрастен. Клирос учит смирению, и в этом отличие церковного пения от светского.

А у меня невольно возник вопрос: ведь она со своим богатым голосом и внешними данными могла преуспеть в оперном искусстве? В ответ услышала: «В Церковь люди приходят облегчить душу, получить духовную помощь, утешение. Мне кажется, это гораздо важнее, чем отыграть спектакль в театре».

Мне не раз доводилось бывать на концертах театра хоровой музыки Лицовой, в репертуаре которого достаточно много произведений духовной музыки. Они всегда проходят при полных залах. А мы, прихожане Свято-Троицкого собора, имеем прекрасную возможность слышать солистов этого известного коллектива постоянно. В составе Архиерейского хора немало бывших и настоящих солистов и исполнителей театра хоровой музыки. Руководит им регент с более чем двадцатилетним стажем, та самая Светлана Хахалина, у которой наша героиня начинала петь в хоре. По словам Ольги, работать со Светланой Владимировной — всегда большая радость: «Это настоящий профессионал и замечательный, душевный человек».

Архиерейский хор Покровской епархии отличается высоким исполнительским уровнем и богатым репертуаром, ведет активную творческую деятельность. И в том, что епархия имеет такой замечательный хор, по словам Ольги, большой вклад Владыки Пахомия:

– Владыка очень трепетно относится к богослужениям и большое значение придает песнопениям на службе, вместе с нами участвует в подборе репертуара. И сам иногда поет на клиросе, когда в исполнении мужского хора звучат древние знаменные распевы.

Вот такая она уралочка

Про таких женщин, как Ольга, обычно говорят одной некрасовской строкой: «Коня на ходу остановит, в горящую избу войдет…». Сама разрешала все проблемы и трудности, возникающие на пути. Сама поднимала сына (сейчас он учится в музыкальном колледже, и Ольга уверена: вернется на клирос, где пел с детства, будучи воспитанником воскресной школы). Ее рабочий день расписан буквально по минутам: с одной работы бежит на другую. А еще есть и дачный участок, где наша героиня в роли и садовода, и строителя, и водопроводчика…

За что бы ни взялась, все у нее получается. Называет природу своей неотъемлемой частью, а себя – таежным человеком, уралочкой. Каждый год летом уезжает в отпуск на Урал и оказывается в родной стихии наедине с природой и ее Творцом. Может часами бродить по тайге. Испытывает здесь такую внутреннюю гармонию, что душа начинает петь, воздавая хвалу Господу. Пою Богу моему, дондеже есмь (Пс. 145, 5).

Наталья Абрамова

Теги: церковный хор, клирос, служение, Архиерейский хор Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска.
Оставить комментарий
Поделиться в: