Отпустил воров с миром, прежде подарив по овце
В те далекие времена епископ очень часто жил так же, как и его прихожане, он больше был похож на простого приходского сельского священника, нежели на человека, занимающего высокое положение в церковной иерархии.
Святитель Спиридон жил на острове, в небольшом селении Тримифунт, жил в бедности, никогда и никакого достатка у него не было. Более того, чтобы себя прокормить, он должен был, как и другие жители, иметь стадо овец, ухаживать за ними, пасти, чтобы получать с них шерсть, молоко, овечий сыр. Тогда не было твердого установления, что монахи мяса не едят, но святитель очень строго постился и мясо ел редко, только по большим праздникам.
О том, что местность была небогатая, говорит и тот факт, что ночью к нему залезли два вора и хотели украсть овец. Но силой Божией они были остановлены: вдруг оказались скованными и неподвижными, ничего не могли сделать, не то что уйти. Так продолжалось до тех пор, пока святитель Спиридон не проснулся, не помолился и не вышел на улицу.
Когда он увидел среди своих овец двух похитителей, он их строго укорил, произнес увещевательное слово, а потом помолился Господу, чтобы Он их помиловал. Господь услышал молитвы святого, злоумышленники вновь обрели возможность двигаться, а святитель Спиридон отпустил их с миром, прежде подарив по овце в награду за понесенный труд и бессонную ночь.
Такой вот пример удивительного милосердия, всепрощающей настоящей любви, покрывающей реальные грехи людей, с которыми святителю приходилось сталкиваться.
Второй случай, тоже совершенно неожиданный и удивительный, произошел Великим постом, в Великий Четверг. К святителю Спиридону в дом постучался изможденный путник, от голода и усталости еле державшийся на ногах, а ведь впереди его ждала еще долгая дорога! Святитель Спиридон – из овдовевших священников, у него была дочь, которую святой попросил что-нибудь приготовить для гостя.
Но дочка ответила, что в доме ничего нет, кроме мяса, которое припасли для Пасхи. Видимо, дочь святителя постилась так же строго, как и ее отец, и на Страстной седмице практически ничего не ела. «Что делать, приготовь мясо, наш гость нуждается в том, чтобы подкрепить силы», – сказал епископ Тримифунта.
Когда гость увидел поставленное на стол мясо, он оробел – Великий пост, мяса нельзя, но он очень голоден и сил почти не осталось… Святитель, заметив это, решил поддержать странника, взял себе кусок мяса и стал есть. Тогда и путник, глядя на святителя, тоже взял мясо и подкрепился.
Легко себе представить, что для святителя Спиридона, для которого легче было мяса не есть, было подвигом вкушение этой пищи ради другого, он приносил себя в жертву, делая это. Очевидно, что ему это было тяжело и совершенно не нужно, но он принес эту жертву, чтобы путник не ослабел в пути и дошел до назначенного места благополучно.
Можно умножать рассказы о святости святителя Спиридона, но я думаю, этих двух ярких эпизодов достаточно, чтобы представить, какой свободой обладают люди, достигшие вершин святости. Они могли позволить себе делать то, что обыкновенный человек не стал бы ни за что делать. Я даже не говорю, что вряд ли молитва обычного человека способна освободить этих самых похитителей. Но разве могла бы прийти обычному человеку в голову мысль еще наградить этих разбойников! Или пожертвовать собой в период строжайшего поста, когда святитель Спиридон и так-то ничего не ел, даже постного, а тут – вкусил скоромную пищу не для какого-то удовольствия, а наоборот, вопреки своему доброму устроению. И изменить этому устроению именно ради поддержки другого человека.
Это примеры удивительной свободы, свободы во Христе, выходя за привычные рамки, делать то, что обыкновенному человеку или невозможно, или в голову не придет. Они показывают нам, что такое настоящее христианство.
Апостол Павел в Послании к галатам писал, какая будет награда за духовные труды: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22, 23). На первое место апостол ставит любовь, всесовершенную, богоподобную, одухотворенную, одухотворяющую любовь. На втором месте радость. Это удивительное качество и одновременно критерий, чтобы понять, на верном ли ты пути. Если у тебя на душе тоскливо, значит, что-то далеко не в порядке, пусть ты и молишься и в храм ходишь, и даже исповедуешься и причащаешься. На третьем месте – мир. Слово смирение происходит от слова мир. Это мир, мир с Богом, прежде всего, мир с самим собой, мир с окружающими.
Можно представить себе, каким радостным был святитель Спиридон, если он воров, намеревавшихся похитить его овец, вознаградил за бессонную ночь и понесенные труды, при этом какой был щедрости души, которую дает настоящая, а не притворная христианская любовь, каким удивительным смирением он обладал. Ничто не могло его ни испугать, ни поколебать, ни лишить радостного, мирного, спокойного, лучезарного состояния души, и сердце его всегда было преисполнено любовью к окружающим людям.
Протоиерей Александр Ильяшенко
25 декабря 2018 г.