«Здесь Слово стало плотью»
Среди невысоких гор Галилеи, на расстоянии 165 км от Иерусалима, расположен один из самых святых для христиан городов мира — Назарет. В этом городе произошло великое Таинство Благовещения, когда Архангел возвестил Деве Марии о чудесном рождении Сына и о том, что Он «будет велик и наречется Сыном Всевышнего» (Лк. 1, 32). Здесь же провел детство и юность Господь наш Иисус Христос.
В переводе с еврейского Назарет означает «росток». И действительно, в этом городе произошло событие, положившее начало спасительному древу христианства. Во времена жизни Спасителя Назарет был малозначительным городом, но благодаря стремлению многочисленных верующих и паломников увидеть место, в котором жило Святое Семейство, он превратился из маленького, никому не известного поселения в святыню для всего христианского мира.
Основной достопримечательностью города является величественная Базилика Благовещения. Это крупнейшая на Ближнем Востоке католическая церковь, возведенная и освященная в 1969 году. Главным украшением Базилики является скромное жилище Девы Марии и Иосифа, расположенное под средней частью храма, так называемый Грот Благовещения, где Пречистая Дева проводила свои дни в молитве, чтении Священного Писания и рукоделии. Здесь совершилось величайшее в мировой истории событие — вочеловечение Сына Божия.
В заново построенной церкви хранятся остатки предыдущих храмов, оставшиеся еще со времен крестоносцев и византийского периода. Внутреннее пространство храма заполнено мозаиками и керамическими барельефами, пожертвованными католическими общинами со всего мира. Также в храме собрана довольно богатая коллекция картин, в число которых входит и серия изображений Богоматери, привезенных со всего мира. В этой же пещере находится гроб Иосифа Обручника, опекуна Пречистой Девы. Верхняя часть собора служит приходом католического храма. 60-метровый купол храма напоминает цветок, черенок которого обращен к небесам, а направленные вниз лепестки образуют букву М — Мария.
Внутренний двор соединяет Храм Благовещения с соседней церковью Святого Иосифа Обручника. Она также возведена на руинах построек, где в древности размещалась плотничная мастерская Иосифа. Можно спуститься под землю и посмотреть на руины других зданий, современных жизни Иисуса Христа. Это старинный баптистерий (бассейн для крещения), выложенный мозаикой, и зернохранилище.
Во дворе Базилики установлена прекрасная беломраморная скульптура Богоматери. Отличительная черта этой скульптуры — распахнутые руки Богородицы, признанный символ Благовещения. Это добрая, радостная весть о том, что началось освобождение человеческого рода от греха и вечной смерти. Раскрытые руки же говорят о готовности и согласии принять известие, которое принес Ей Архангел Гавриил. Тогда Мария сказала: се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему! (Лк. 1, 38). Под ногой Богородицы мы видим изображение змея. Эта композиция символизирует исполнение пророчества Господа первым людям Адаму и Еве о том, что семя Жены поразит главу змия (ср.: Быт. 3, 15). Так Бог уже в начале истории говорит о пришествии в мир Спасителя, который поразит диавола.
В самом конце города стоит православный храм во имя Архангела Гавриила — Назаретский кафедральный собор. Из реликвий в этом храме сохранился глубокий колодец, называемый источником Святого Семейства. К колодцу во все времена приходили жители Назарета черпать воду; приходили сюда и Богоматерь, и Ее Божественный Сын. Воду из колодца можно набрать и сейчас, она очень вкусная и имеет чудотворную силу. Церковь Архангела Гавриила считается основным храмом православной арабской общины, насчитывающей около 18 тысяч верующих.
Назарет и его окрестности полны мест, связанных с земной жизнью Спасителя: гора Фавор (место Преображения Господня), восточнее Назарета — Кфар Кана, или Кана Галилейская. Это небольшая арабская деревушка с двумя церквями — католической и православной. В обеих церквях найдены остатки римских водных сосудов, в которых, согласно Евангелию, Иисус превратил воду в вино.
В Назарете много свидетельств былого русского влияния. С момента принятия Русью христианства в 988 году количество желающих посетить Святую Землю с каждым годом все возрастало. В 1882 году было учреждено Императорское Православное Палестинское Общество. Цели создания Общества были просты — развивать паломничество, помогать местным народам в получении образования и медицинской помощи, поддерживать Восточные Патриархаты, заниматься научным исследованием Палестины. Так, в Назарете были построены паломническое Сергиевское подворье, учительская мужская семинария, школы для всех, кто желал учиться, вне зависимости от вероисповедания и национальности, русские монастыри, были открыты амбулатории, где в год получали бесплатную медицинскую помощь десятки тысяч пациентов. Горожане отвечали уважением и благодарностью.
Современный Назарет насчитывает около 70 тысяч жителей, большая половина которых арабы-мусульмане, остальная часть жителей состоит из арабов-христиан разных вероисповеданий и европейцев. В Назарете сейчас действует около тридцати храмов и монастырей. Духовенство состоит преимущественно из греков, а паства — арабы. Поэтому служба совершается как на греческом, так и на арабском языке. Если же сослужит кто-то из славян, то обязательно включаются возгласы, ектеньи и чтение Евангелия на церковнославянском.
Назарет — самый христианский город Израиля, а также единственный город в стране, где воскресенье является выходным днем. Он служит административным и культурным центром окружающих арабских поселений. Сегодня он разделен на кварталы, которые можно узнать по куполам церквей и башням мечетей: католический квартал, греческий православный, мусульманский. Есть много смешанных районов. Жители Назарета по праву гордятся своей религиозной терпимостью. Христиане и мусульмане живут вместе в гармонии и взаимопонимании.
Для того чтобы туристы и паломники смогли увидеть город таким, каким он был 2000 лет назад, в Назарете воссоздается «Назаретская деревня» — музей под открытым небом, который показывает деревенскую жизнь в Галилее во времена Иисуса Христа. В полях и каменоломнях будут работать люди в одеждах и с орудиями той эпохи, а библейские персонажи в соответствующих костюмах расскажут об Иисусе Христе и Его учении.
Во времена Спасителя жители Назарета не отличались добрыми нравами, бытовало даже выражение: Из Назарета может ли быть что доброе? (Ин. 1, 46). Но Господь, мудрость которого превосходит всякий человеческий суд, избрал именно этот незначительный с исторической точки зрения город для Воплощения Своего Божественного Сына — события, которое Церковь именует началом нашего спасения.
Наталия Бондаренко
8 апреля 2013 г.