Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Патриаршая проповедь в праздник Входа Господня в Иерусалим после Литургии в Храме Христа Спасителя

21 апреля 2019 года, в Неделю 6-ю Великого поста, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! 

Сегодня мы празднуем событие евангельской истории, которое имеет очень большое значение для духовной жизни человека и исполнено великих и непреходящих смыслов, — Вход Господень в Иерусалим. Народ, пораженный тем, что Бог во Христе воскресил из мертвых Лазаря, собрался для торжественной встречи великого чудотворца, шедшего из Вифании в Иерусалим. Как свидетельствует евангельский текст, люди постилали свои одежды, срезали ветви деревьев, бросали их под ноги Спасителя и кричали: «Осанна Сыну Давидову!» Встречали Его почти как полководца, возвращающегося с победой, хотя Спаситель не вел себя как триумфатор, но смиренно, как простой паломник, ехал на осле, не проявляя никаких встречных чувств. Евангелие не оставляет сомнений в том, что Христос был равнодушен к проявлениям человеческого восторга, к человеческой славе. Наверное, не только потому, что знал: буквально через пять дней те же, кто кричит ему «Осанна!», будут с не меньшим энтузиазмом кричать: «Распни Его!», — но еще и потому, что человеческая слава — нечто скоропреходящее, словно некий мираж. Но как же сладка слава! И если она проходит в силу любых обстоятельств, будь то человеческие немощи, неудачи в карьере, так что тот, кто еще вчера был на вершине власти, становится одним из многих, то в результате — глубочайший стресс, нередко приводящий к отчаянию и даже к смерти. 

Все те, кто так дорожит человеческой славой, должны сегодня, вспоминая вход Господень в Иерусалим, поставить перед собой простой вопрос: а стоит ли так дорожить всем этим и так переживать, если слава по каким-то причинам вдруг уходит? Встречавшие Господа и Спасителя неслучайно воздавали Ему такую славу, ведь они были уверены: Тот, Кто воскресил четверодневного мертвеца, способен излить особую милость и на них, а, возможно, и на весь народ израильский, находившийся в то время в условиях римской оккупации. Потеря независимости тяжело переживалась израильским народом, и, наверное, те, кто встречал Спасителя, входившего в Иерусалим, думали: если и Воскресивший покойника не сможет принести свободу, значит, силы, которая могла бы спасти их от римского владычества, просто не существует. И наивно верили, что Господь применит свою Божественную силу для решения очередной проблемы, связанной с историческим развитием человеческого общества. Конечно, Господь таких намерений не имел, Он пришел в мир для другого, а отсюда и разочарование, и крики «Распни!». 

Сегодняшний день, хотел бы еще раз подчеркнуть, должен всех нас научить правильному отношению к человеческой славе. Никто не должен предаваться чувству восторга от того, что знаменит, прославлен, что сослуживцы, знакомые, родные, соседи относятся к тебе с большим уважением, чем к другим. Все это нужно принимать с благодарностью Богу и людям, но никогда этим не наслаждаться и не относить лично к себе, помня, что слава, уважение, почет в любой момент могут раствориться, как облако. 

И вот еще чему учит нас сегодня событие входа Господня в Иерусалим. Неслучайно Господь сел не на коня, а на осла, неслучайно явил образ смирения, что, конечно, было совершенно непонятно людям. Тот, кого торжественно встречали, триумфатор, въезжавший на белом коне в столицу после победы над врагами, по обычаю отвечал на приветствие толпы. Но Спаситель не отвечал. Он смиренно восседал на ослике, животном, которое так легко купить за небольшие деньги, всем своим обликом свидетельствуя, что не приемлет человеческой славы. Он знал ей цену — то, что уже через пять дней те, кто воздавал славу, потребуют Его смерти — смерти крестной. «Распни Его!» — кричали они Пилату. 

Но есть еще что-то, о чем следует сказать. Господь совершил чудо — воскрешение Лазаря. Покойник, который четвертый день пребывал в гробовой пещере, по зову Спасителя вышел, и народ был охвачен ужасом. Люди были потрясены. Это ли не чудо? Это ли не явление Божией славы? Но даже это чудо не укрепило людей в вере. Ибо чудо может поражать воображение, но его созерцание не предопределяет силу человеческой веры, ведь даже самым очевидным чудесам сопутствует множество сомнений. Остается же неразгаданным чудом появление вселенной из ничего! Правда, современные ученые так не говорят, но они употребляют еще более странное выражение — из некой точки. Вся материя словно содержалась в этой точке, и вдруг раздался взрыв, и материя стала распространяться, образуя пространство вселенной. Проще было бы сказать «Божественный акт творения», но язык не поворачивается у тех, кто считает, что можно все объяснить силой человеческого разума и таким образом вытеснить Бога из сознания людей. Но как бы ни объясняли и ни описывали этот дивный Божественный акт, всего никогда не объяснят. Многие нынешние ученые, горделиво считая, что познали тайны бытия и не нашли в них Бога, на самом деле имеют ничтожно малое понятие о вселенной. Но так и любые последующие попытки познать мир всегда будут приоткрывать лишь незначительную часть всей полноты Божественной тайны. И сегодняшний день явно свидетельствует о том, что чудо необязательно ведет людей к вере. К вере ведут жизненный подвиг, чистота сердца и ума, а главное, готовность принять Бога и умом, и сердцем. 

Пусть каждый из нас, кто прошел сегодня через радостное переживание этого великого евангельского события, укрепится в вере, почувствует близость Божию, осознает величайшую силу смирения и таким образом обретет нечто, что может действительно изменить нашу жизнь к лучшему. Аминь.

Патриархия.ru

Оставить комментарий
Поделиться в: