Псалтирь царя Давида
Великим постом во время богослужения мы слышим, что в храме очень много читают и гораздо меньше поют. Из-за этого человеку, незнакомому с содержанием православного богослужения, бывает трудно сосредоточиться, службы кажутся бесконечными. Но если постараться вникнуть в читаемое, то богослужение станет понятным, а молящийся извлечет большую пользу для души. О Псалтири ученикам нашей церковной школы расскажет иеромонах Спиридон (Савин).
Наименование Псалтири происходит от музыкального струнного инструмента, с игрою на котором соединялось пение псалмов при ветхозаветном богослужении. Авторами псалмов, судя по надписаниям, были пророк Моисей, цари Давид и Соломон, Асаф, Еман, Идифум и сыны Кореевы. Но так как 73 псалма надписываются именем Давида и многие из ненадписанных псалмов приписываются ему же, то и вся книга называется Псалтирью царя Давида.
Книга псалмов воспитывает благочестие, наставляет в вере, учит целомудрию. «Это такой инструмент, — говорит святитель Иннокентий Херсонский, — который издает различные звуки. В ней излагаются несчастья, лишения, покаяние, оправдание, многие частные отношения человека». О чтении Псалтири сказано очень много, и очень многих людей чтение псалмов не оставило равнодушным. На Руси, например, Псалтирь была настольной книгой, об этом говорится в книге «Ключ к Псалтири». По ней учили детей грамоте и страху Божию, ибо псалмопение возгревает молитвенный дух и любовь к своему Создателю. Все это, как бы в богатой сокровищнице, собрано в книге псалмов.
Псалтирь состоит из 20 частей — кафизм, или седальнов, т. е. таких отделений, после которых в древней Церкви позволялось сидеть. В это время читалось объяснение текстов псалмов. Каждая кафизма, в свою очередь, поделена на три части, так называемые славы.
Чтение во время богослужения
В Православной Церкви, по примеру ветхозаветной, Псалтирь более всех других священных книг употребляется при богослужении, причем для каждого богослужения применены особые псалмы, которые поются или читаются либо в целом виде (например, на шестопсалмии и часах), либо по частям в так называемых прокимнах.
Вечерня, например, начинается пением или чтением 103-го псалма: здесь внимание автора обращено на творческое могущество Господа, на мудрость и благость Его управления Вселенной, которую Он создал. Псалмопевец представляет Бога простирающим над миром небеса, подобно шатру; на языке аллегорий воспевает он образование и «устроение» земли как места человеческого обитания. Водные источники, моря и горы и все, что населяет их, даже день и ночь — всё во власти Господа и всё живет и обновляется действием Духа Его. С воспоминания о творении мира начинается суточный круг богослужений.
Кроме того, за богослужением Православной Церкви постоянно совершается рядовое чтение Псалтири. По Уставу церковному вся Псалтирь должна быть прочитана по порядку в течение седмицы, а во время Великого поста — дважды за седмицу.
Как правило, большинство прихожан знают на память 50-й покаянный псалом, так как он входит в состав утренних молитв, и 90-й, начинающийся со слов «Живый в помощи Вышняго…» — его часто носят на специальных поясках. Но Псалтирь не ограничивается ими. Она представляет обильный источник нравоучительных правил и утешений в трудных и скорбных обстоятельствах жизни. Псалтирь есть превосходное руководство к возбуждению духа молитвы, к излиянию сокрушенной молитвы о грехах своих, к возношению прошений о ниспослании Небесной помощи среди скорбных обстоятельств жизни, к благодарению Бога за благодеяния и прославлению Его беспредельной милости. По слову преподобного Анастасия Синаита, без усердия и прилежания в молитвах и чтении Божественного Писания невозможно ни получить исполнения прошений, ни истинно познать Бога.
Чтение Псалтири прихожанами
Существует благочестивая традиция во время многодневных постов читать Псалтирь. Для этого прихожане объединяются в группы по 20 человек. Каждый прочитывает в день по одной кафизме, а все вместе — всю Псалтирь целиком. После первой «славы» читаются имена священнослужителей храма, прихожан, которые объединились для чтения Псалтири, а также их живых родственников (по несколько имен). После второй «славы» молятся об усопших родственниках, а после третьей «славы» каждый поминает всех своих близких.
Многие задаются вопросом: «Будет ли польза при чтении имен и как чтение псалмов может помочь нашим родственникам живым и уже отошедшим в мир иной?» Что происходит с душами тех, о ком мы молимся, знает только Господь, Который и может разрешить наши проблемы и трудности. Нам же, исследуя Священное Писание, следует подобно первым христианам прилежно молиться, и тогда Господь обязательно поможет, как помог, например, апостолу Петру выбраться из заточения, послав ему своего Ангела, чтобы провести через стражу (см.: Деян. 12, 1–23). Отчаянные прошения, слезы и пост — так можно описать состояние Церкви во время заключения апостола Петра. Христиане непрестанно молились о нем, ибо понимали, как нужен он для совершения дела Господня. В итоге сама только весть о том, что апостол чудесным образом освободился из темницы и от смерти, разнеслась по окрестным странам и многих привела к вере во Христа.
Святитель Афанасий Великий о Псалтири говорил так: «Каждый, произнося псалмы, пусть будет благонадежен, что Бог скоро услышит просящих псаломским словом. Ибо скорбит ли кто — читая псалмы, великое увидит в них утешение. Терпит ли искушения и гонения — поя псалмы, явится благоискусным и будет покровительствуем Господом, Который покровительствовал изрекшего псалом; или обратит в бегство диавола и отразит демонов его. Если кто и согрешал, читая псалмы, придет в себя и перестанет грешить. А если кто не согрешил, увидит себя радующимся, что соревнует предварившим и, воспевая псалмы, превозмогает в борьбе, и он вовек не поколеблется в истине, но обличит обольщающих и намеревающихся ввести в заблуждение…»
Нам нужно надеяться, что Господь освободит из плена страстей тех наших родственников и знакомых, за кого мы молимся. Едва начав духовную жизнь, мы любим давать советы, как жить духовно, забывая о самом главном: одна добрая, сердечная молитва обладает силой большей, чем тысячи слов. Старец Паисий Святогорец, например, считал своим настоящим приношением миру те полтора часа, в течение которых он читает Псалтирь, а не беседы с приходящими к нему за советами.
В сказании блаженного Августина о силе псалмов говорится: «Пение псалмов души украшает. Ангелы на помощь призывает, демоны прогоняет, отженет тьмы, содевает святыню… диавола постыждает, Бога показует… гнев сокрушает, хвала Божия непрестанная есть. Подобно есть меду пение псалмов!»
Ничего не понятно
Преподобный Амвросий Оптинский на такое же заявление отвечал: «Ты не понимаешь, зато бесы прекрасно понимают и бегут прочь. Читай пока не понимая, а когда-нибудь и понимать начнешь». А святитель Иоанн Златоуст говорит нам: «Кто поет псалом, тот, хотя был бы крайне развратным, стыдясь псалма, обуздывает силу сладострастия, и хотя бы обременен был бесчисленными пороками и одержим унынием, услаждаясь удовольствием, облегчает свои мысли, окрыляет ум и возвышает душу».
Не понятно еще и потому, что Псалтирь — возвышеннейшая духовная книга. Об этом нам свидетельствует святитель Игнатий (Брянчанинов): «В ней глубоко и подробно описан внутренний подвиг воина Христова. Часто употреблены преобразовательные тени и иносказания, дающие книге таинственность и темноту. Не надо принимать ее буквально: буквальное разумение Писания убивает душу. Необходимо разумение духовное: оно оживотворяет, поставляет на стези правые, святые».
Для тех, кто не понимает смысла псалмов, рекомендуется читать толковую Псалтирь, там каждый стих псалма тщательно разбирается и истолковывается.
Непрестанно возноситься к Богу
Преподобный Серафим Саровский при жизни своей заповедал сестрам устроенной им Дивеевской общины читать Псалтирь денно и нощно. Он установил ежедневно читать в храме Псалтирь двенадцати сестрам, меняясь через каждые два часа, причем читать вслух непременно в течение всего года, кроме Пасхи. Преподобный желал, чтобы сестры подражали древним христианам, которые читали Псалтирь все, от мала до велика, и постоянно.
Сейчас во многих монастырях возобновлена практика чтения так называемой «неусыпаемой Псалтири». Например, Никольский скит Валаамского монастыря несет такое послушание. Братия попеременно читает Псалтирь, поминая на каждой «славе» духовенство, живых и усопших, о ком просят помолиться паломники. Существует такая практика и в обителях нашей митрополии.
Да и всякий желающий может испросить благословение на чтение Псалтири в любое время года, кроме Светлой седмицы. Вообще, ко всем своим ежедневным делам обязательно нужно прочитывать хотя бы несколько псалмов со вниманием и любовию, и только тогда почувствуем изменение внутри себя. Преподобный авва Исаия говорит о псалмопении: «Сколько можно, более упражняй душу твою в поучении псалмов: ибо это сохранит тебя от нечистой жизни».
Кафизмы — это музыка
Так говорил преподобный Анатолий Оптинский; когда за всенощным бдением начиналось чтение их, он не мог наслушаться. Наш урок хотелось бы закончить словами святителя Василия Великого, который советовал ни одного дня не оставлять без Псалтири. А если случится оставить это правило, то на следующий день обязательно вернуться к нему. «И аще исправиши реченная и научишися заповедям Божиим, то открыет Господь очи твои и уразумееши чудеса от Закона Его».
29 апреля 2013 г.