Истина на экране
Раз в неделю один из классов техникума превращается в кинозал. Только здесь не гасят свет, не предлагают попкорн, напитки и легкие, популярные фильмы. Раз в неделю здесь проходит студенческий киноклуб. Раз в неделю священнослужитель встречается с его участниками, чтобы снова и снова показать: между евангельскими истинами и общечеловеческими нормами нет разницы. Наш батюшка понимает: ребятам нужно так много рассказать… И потому за помощью он обращается к живому и выразительному языку кино, попутно размышляя, почему и что именно лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Наш батюшка — это магистр теологии, настоятель храма во имя святой великомученицы Екатерины г. Новоузенска протоиерей Александр Милованов.
– Отец Александр, как возникла идея создать киноклуб, ориентированный на студенческую молодежь, преимущественно светскую?
– Три года назад меня пригласили в Новоузенский агротехнологический техникум в качестве педагога дополнительного образования. Мне предложили проводить занятия, на которых бы речь шла о нравственности, морали, каких-то общечеловеческих вещах, необходимых для воспитания личности.
В принципе, любой священник, как, впрочем, и любой христианин, должен призывать ближних руководствоваться высокими моральными принципами, стремиться развивать душевные и духовные качества и, конечно, должен сам их демонстрировать. Но иногда говорить об этических нормах напрямую бывает сложно, и потому я обратился к опыту организаторов Международного православного кинофестиваля «Встреча» во главе с монахиней Софией (Ищенко). На этом фестивале ежегодно представляют фильмы, рассказывающие о христианских ценностях, христианской эстетике. По благословению нашего Владыки – Епископа Пахомия – мне посчастливилось принять участие в фестивале в роли помощника членов жюри. Это событие и подтолкнуло к поиску материалов для дальнейшей самостоятельной работы – к созданию студенческого киноклуба и курса под названием «Духовно-нравственный потенциал современного некоммерческого кино».
– Вы сказали, что с помощью кино говорите с аудиторией о нравственности, морали и прочих качествах, которые делают человека человеком. А как это работает на деле?
– Кино как синтез искусств — многогранно и разнообразно, и потому действительно может рассказать о чем угодно наглядным, выразительным языком. В фильме может назидать всё – не только сама идея, но и ее воплощение. Иногда именно подача этой идеи через качественную картинку, музыкальное сопровождение, диалоги и образы персонажей позволяет ненавязчиво раскрыть ее. Это очень важно, ведь подростки, молодые люди воспринимают поучения и советы, даже в мягкой форме, как вторжение в личное пространство, как морализаторство. Это отталкивает. А кино тем и хорошо, что помогает говорить о серьезных, непростых для понимания вещах опосредованно. На примерах третьих лиц – героев фильмов – мы разбираем ситуации, в которые они попадают, размышляем, как стоило бы в них поступить. Это своего рода проекция. Один человек смотрит на поведение другого и в той или иной степени отождествляет себя с ним, анализирует свои действия, делает свой выбор.
Мне нравится, что опыт работы студенческого киноклуба можно транслировать не только на молодежь, но и на людей разных возрастов и разных убеждений, в том числе и религиозных. На самом первом занятии мы со студентами посмотрели фильм «Чем люди живы?», снятый по мотивам одноименного произведения Льва Николаевича Толстого. Наш разговор начался с рассказа о величайшем русском классике, его судьбе, взглядах на жизнь, которые были сформированы под влиянием христианства, лучших образцах творчества, которые он создал в период верности Православной Церкви. Да, этот фильм пронизан религиозными мотивами, но ведь они как раз и учат общечеловеческим вещам – любви, уважению к окружающим, умению сострадать, терпению, доброте.
Еще немаловажен тот факт, что большинство короткометражных фильмов помогает выйти на культурологический аспект воспитания зрителей. В процессе обсуждения фильма можно поговорить о творчестве писателя, о классической литературе, как в случае с фильмом «Чем люди живы?». А если, к примеру, взять мультфильм все по тому же рассказу Толстого, где использована музыка Модеста Петровича Мусоргского, то можно охватить и творчество композитора, и русскую музыку вообще. На мой взгляд, очень важно, чтобы человек при просмотре смог не только постичь какие-то истины, но и просто смог соприкоснуться с чем-то прекрасным, узнать что-нибудь новое.
– Вы поделитесь с нашими читателями названиями таких фильмов, что помогут и о вечном, непреходящем поразмышлять, и в себя заглянуть, и прекрасное познать?
– Да, назову несколько фильмов. «Гость» (2013 год, режиссер Георгий Татонов). Этот фильм снят по мотивам одноименного рассказа из сборника «Тот, кто убил лань» абхазского писателя Михаила Лакербая. Картина повествует о национальных обычаях и традициях народов Кавказа, на фоне которых разворачиваются трагические события. Отец теряет единственного сына, но вместо того, чтобы отомстить убийце, покарать его, ответить насилием на насилие, находит в себе силы простить того, кто принес горе в его семью. Фильм определенно стоит посмотреть, чтобы понять, как любовь, прощение и смирение в евангельском представлении находят отражение в жизни.
«Чем люди живы?» (2008 год, режиссер Александр Кушнир). В основу экранизации легло одноименное произведение Льва Николаевича Толстого, повествующее о настоящей человеческой доброте, сострадании и милосердии. Под видом нищего Господь посылает в семью бедного сапожника ангела, чтобы тот выяснил, чем наполнены сердца людей, чем они живы. Исполнив христианский долг, не отвернувшись от человека, оказавшегося в нужде, семья обретает благословение Божие.
«Пробуждение» (2014 год, режиссер Константин Тищенко). Киноработа посвящена проблемам совести и нравственного выбора. Каждый день мы думаем, как поступить в той или иной ситуации, прислушиваемся к тому, что подсказывает внутренний голос, сердце. В этом фильме главный герой – молодой, успешный, но циничный адвокат – на загородной трассе сбивает парня. По дороге в больницу между ними вспыхивает конфликт. Адвокат желает выпутаться из ситуации с выгодой для себя и отказывается признавать свою вину, за что пострадавший парень обличает его. Но, как выясняется в конце, конфликт происходил не в машине, а в голове виновника аварии. Стоит обратить внимание, что в фильме прослеживаются христианские мотивы, хоть и занимают от силы десять секунд экранного времени. К диалогу с совестью главного героя подталкивает услышанная по радио библейская цитата: И приидите, и истяжимся, глаголет Господь. И аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю; аще же будут яко червленое, яко вóлну убелю (Ис. 1,18).
«Город маленьких ангелов» (2011 год, документальный фильм телеканала Russia Today). Очень тяжелый фильм, возвращающий к страшным дням захвата школы в Беслане в сентябре 2004 года. В нем внимание сосредоточено не столько на боли людей, сколько на вопросе нашей восприимчивости к горю окружающих. Умеем ли мы сочувствовать, сопереживать? Понимаем ли мы ценность мира, жизни? Сможем ли мы проявить стойкость характера в подобной ситуации? Готовы ли мы на самопожертвование? Думаю, этот фильм поможет если не найти, то приблизиться к ответам на эти вопросы.
«Меня это не касается» (2013 год, фильм протоиерея Александра Новопашина). Несмотря на то, что съемки проходили под руководством священника и при участии активистов православного молодежного общества, фильм не имеет церковной направленности. Его создатели просто и без прикрас показывают, как наркотики ломают судьбы и семьи. Причем показывают с разных сторон, разных точек зрения – наркоманов, родителей, распространителей, сотрудников правоохранительных органов. Также примечательно, что жертвы изначально далеки от этой беды и не думают, что она может ворваться в их жизнь. Они живут так, словно их это не касается.
– Отец Александр, сложные, вечные вопросы Вы обсуждаете с молодежью – публикой взыскательной и требовательной, со своим мнением по любому поводу. Легко ли Вам строить отношения с ребятами, получается ли объяснять им то, что хотите?
– У моей аудитории на самом деле много особенностей. И одна из них, которую стоит выделить, – оторванность от православной культуры в целом. В киноклуб приходит до 25-27 ребят, и большинство из них не то что не посещают храм, но и даже христианство не исповедуют. Конечно, им так просто не расскажешь о Христе, Его учении, Его Церкви.
Кроме того, к преподавателю-священнику заранее относятся предвзято. Многие думают, что ты постараешься повлиять на религиозное самоопределение ребят. Это не так. Я всегда акцентирую внимание на том, что занятия киноклуба носят исключительно культурологический характер. Мы говорим о Рождестве, Крещении, Пасхе и других больших христианских праздниках, потому что это часть культуры нашей страны. Но опять же, если мы говорим, допустим, о Рождестве, мы обязательно знакомимся с евангельским повествованием о событии, с шедеврами живописи, на которых Рождество запечатлели художники с мировым именем – Джотто, Боттичелли, Блейк, потом обращаемся к иконографии, сравниваем, как пришествие в мир Спасителя изображено в русской и, например, коптской иконописной традиции.
Если мы обсуждаем какую-то острую, значимую социальную проблему, такую как наркомания или смертность на дорогах, то я выражаю отношение разных конфессий к этим явлениям, в том числе и Русской Православной Церкви. Можно ли считать это попыткой навязать свои убеждения? Не думаю. Это, скорее, попытка расширить кругозор студентов, помочь им стать всесторонне развитыми людьми, познать культуру и историю, как мировую, так и отечественную.
– Самим ребятам интересны темы, затронутые в фильмах? Они делятся с Вами впечатлениями во время обсуждения кинокартин?
– Буду честен: оживленные дискуссии по поводу предложенного материала случаются не так часто, как мне хотелось бы. И одна из причин – возраст студентов. Я работаю с первокурсниками – ребятами, которые приехали из разных населенных пунктов, в основном из сел, и попали в новую непривычную обстановку, незнакомое общество, где они чувствуют себя неуверенно, остерегаются сделать или сказать что-нибудь не то и предстать в не лучшем свете. Ребята не готовы раскрываться. Это понятно, поэтому я помогаю им подвести итоги наших занятий – задаю вопросы и предлагаю возможные ответы. Порой они со мной соглашаются, порой нет. В этом нет ничего плохого.
Никогда не нужно ждать мгновенных результатов. Нужно искать общий язык, стремиться к диалогу от сердца к сердцу и помнить, что доброе слово в любом случае принесет пользу. И тебе самому, потому что молодежь живая, непосредственная, интересная, общение с ней заряжает, учит чему-то новому, и студентам. Ведь чем больше различных точек зрений, путей мышления показать, тем больше вероятность, что рано или поздно человек придет к истине.
– Батюшка, получается, что подбор фильма для занятия – сложный процесс. Вам нужно учитывать смысловое наполнение картины, хронометраж и самое главное – вкус, интересы зрителей, а они, как Вы говорили, стесняются делиться мнением. Как же Вы находите хорошие по всем критериям фильмы?
– При подборе действительно нужно учитывать множество факторов. Еженедельное занятие длится около часа, поэтому нужен содержательный фильм минут на 20-30, чтобы потом осталось время на обсуждение. Определиться с тематикой во многом помогает годовой календарно-тематический план воспитательной работы. Он предоставляет широкий спектр тем, в соответствии с которыми я и подбираю соответствующие картины. Каждый месяц наполнен как церковными, так и светскими праздниками и другими важными памятными датами. Все они в равной степени заслуживают внимания. Поэтому, например, в апреле можно обсуждать как Пасху, так и аварию на Чернобыльской АЭС, в мае – День Победы и День славянской письменности и культуры и так далее. Поводов для разговора с молодежью на самом деле очень много.
Что касается выбора конкретного фильма на определенную тему, то я руководствуюсь личными впечатлениями. Фильм должен быть качественно сделан, должен быть интересным, с глубоким смыслом, хорошей идеей, значимой для всех людей вне зависимости от убеждений и вероисповедания, но при этом он не должен быть нарочито нравоучительным. Фильм должен быть неоднозначным, вызывать спорные чувства, но не должен показывать зло с привлекательной стороны. И, наконец, фильм должен вызывать желание осмыслить и обсудить представленную тему.
25 июня 2019 г.