Школа апостолов
Что это как не Петров пост? Что это как не пара-тройка жарких летних недель, в течение которых нам предстоит узнать, в праве ли мы зваться христианами и прилежными учениками Христа? Постичь, насколько это возможно, непростую науку веры и подвига нам помогут наши респонденты. Священнослужители Покровской епархии убеждены: для того чтобы успешно пройти обучение, нам необходимо…
…улыбаться друг другу
Протоиерей Валерий Генсицкий, благочинный Андреевского округа, настоятель Свято-Андреевского храма г. Маркса:
Петров пост установлен Церковью после радостного пасхального периода, и это закономерно. После сорока дней общения с воскресшим Христом, после Его Вознесения, после сошествия Святого Духа для апостолов настало время благовестия, полное чудес и знамений, но также скорбей и тяжких испытаний. И это тоже вполне закономерно. Сам Христос утверждал, что войти в Царствие Небесное можно только через многие скорби. Сам Христос пострадал на Кресте, а потому и Его учеников ждала нелегкая участь. Им суждено было погибнуть от рук гонителей, чтобы в земной, физической смерти разделить Чашу страданий со своим Господом.
Все апостолы, за исключением апостола Иоанна Богослова, приняли мученическую смерть. Они отдали жизнь за Истину, твердо веря, что их служение и кончина помогут соединиться со Христом. В память об этих великих подвижниках благочестия и первых проповедниках православной веры и установлен Петров пост. Как же его не соблюдать? Как же не чтить воздержанием и молитвой исключительный, самоотверженный подвиг учеников Господа?
Действительно, многие люди сегодня ищут повод, чтобы не соблюдать этот пост. Но зачем? Все мы знаем, что любой пост должен быть по силам. Петров пост – совершенно неутомительный. Он начинается через неделю после Дня Святой Троицы и завершается в канун памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. Его длительность колеблется от одной до шести недель и зависит от даты наступления Пасхи. Чем раньше она наступает, тем длиннее будет пост.
Петров пост не является строгим – за исключением среды и пятницы на трапезе разрешена рыба, разрешено масло; кроме того, лето радует нас обилием овощей и фруктов, ягод. Все это можно или купить в магазине, или вырастить на огороде – было бы желание. А желания нет, в особенности в среде нецерковных людей. Человеку проще сказать, что он загружен работой, устал, что ему хочется отдохнуть, что этот пост придуман для монахов, и что если человек держал Великий пост, то Петров пост он имеет право пропустить.
Я могу только еще раз сказать: кто хочет и может понести постный подвиг, должен это делать, исходя из своих возможностей и сил. И напоминаю, что поститься можно не только употребляя в пищу дозволенные Уставом продукты, но и совершая добрые дела.
Своим прихожанам я еще всегда напоминаю историю о призвании на проповедь апостолов Варнавы и Савла. Когда они вместе с другими служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13, 2-3). В сошествии Святого Духа, на Троицу, Господь родил священника, проповедника, миссионера. Не каждый из нас может быть священником, но каждый может быть проповедником. Каждый из нас, подобно Варнаве и Савлу, подобно Самому Господу, Который молился и постился в пустыне перед тем, как выйти на проповедь, тоже должен свидетельствовать о своей вере, словом и делом, жизнью подражать Христу и Его ученикам. Выйдя из храма после службы, после Евхаристии, не замыкайтесь в себе, улыбайтесь друг другу и встречным людям, делитесь радостью праздника с друзьями и знакомыми, творите милостыню, продолжайте молиться и воздерживаться, старайтесь говорить и думать о добром. Совершайте такие поступки всегда, а в пост только подчеркивайте их.
…посвятить свой талант Богу
Протоиерей Виктор Лузган, настоятель Свято-Ильинского храма г. Покровска (Энгельса):
Определить степень важности существующих четырех постов нам помогает Пасха. Если начинать отсчет от Воскресения Христова, но в обратном порядке, то мы увидим, что на первом месте окажется Великий пост, потом Рождественский, Успенский и, наконец, Петров пост. Только это вовсе не значит, что Петров пост не нужно держать. Исторически он был установлен как некая компенсация – если человек не смог по каким-то причинам воздерживаться и молиться в Великий пост, он мог восполнить пробел в духовной жизни в летние месяцы. Позже Петров пост обрел самостоятельность – его стали связывать с празднованием памяти апостолов Петра и Павла.
В любой пост мы совершаем подвиг воздержания, то есть, дословно, подвигаем себя на непростое дело. Евангелие учит, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). Каждый христианин должен прилагать усилия и подвигать себя к исполнению церковных правил, заповедей Христовых, воли Божией. А воля Божия заключается в том, чтобы мы достигли рая.
Человек сам решает, соблюдать пост или нет. Я об этом никогда не думал, потому как считал и считаю, что Петров пост прост с точки зрения Устава. Овощей и фруктов сейчас много и потому не так уж сложно поддерживать силы для труда и молитвы.
Силу же и желание держать пост дает обращение к апостолам. Христианин призван исполнять апостольские функции (если так можно выразиться) – проповедовать Евангелие своей жизнью. Христианин должен нести свет, его глаза должны светиться. В Священном Писании об этом так сказано: Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? (Мф. 6, 22-23) В этом плане апостолы – пример для нас. В сошествии Святого Духа Господь подал им особые дары, которые они использовали для проповеди.
Нам в Таинстве Крещения Господь тоже подает определенные дары и таланты. Как мы ими распорядимся, на какое служение направим, зависит от нас. Апостолы Петр и Павел ярче всех являют нам грани возможного служения. Петр был простым человеком, рыбаком, а Павел – одним из самых образованных людей своего времени, но они оба обладали горячей верой, по которой пришли к Богу и послужили Ему – каждый своим талантом. Нам тоже нужно трудиться и полученные дары со смирением посвящать Господу.
…обратиться к примерам из жизни
Протоиерей Константин Солнцев, настоятель храма во имя Архангела Михаила пос. Перелюб:
К сожалению, в нецерковной среде не только Петров пост, но и вообще любой из постов не пользуется популярностью. Причина, по слову преподобного Тихона Задонского, кроется в том, что «христианство незаметно удаляется от людей, остается одно лицемерство».
Ни один пост – ни Петров, ни любой другой – не проходит мимо моей семьи. Наша жизнь выстроена в соответствии с богослужебным кругом. Наступает пост – мы постимся, наступает праздник – мы празднуем. Постимся мы как в материальном смысле, так и в духовном. Соблюдаем устав, молимся за богослужением, больше времени уделяем душеполезным книгам, молитве и даже просто физическому труду. Каждый из членов семьи чем-то занимается – кто-то помогает присматривать за самыми младшими, кто-то помогает в храме, а кто-то – в огороде и в саду.
Прихожане нашего храма тоже держат пост. Послабление берут только тяжелобольные люди. В своей семье я немного ослабляю пост младшим детям – разрешаю им для поддержания иммунитета пить парное козье молоко.
Приступая к посту, человеку нужно помнить, что воздержание и молитва – два верных средства для изгнания рода лукавого и спасения души. Но эти средства будут действенны только при условии, что человек посещает храм, участвует в богослужении. Нет смысла воздерживаться от пищи, но не воздерживаться от греха, не молиться. В этом смысле мне представляется, что христианин всегда должен поститься – то есть всегда воздерживаться от греха, следить за помыслами, словами и поступками и этим приближаться к Цели – ко Христу.
…побороться с грехом и с собой
Священник Алексий Талалаев, клирик храма во имя святителя Спиридона Тримифунтского г. Покровска (Энгельса):
Мнение, что Петров пост держать необязательно, и правда бытует, но, на мой взгляд, только в среде нецерковных людей. Для них Петров пост будто бы находится в тени Великого поста. Такое отношение продиктовано, с одной стороны, незнанием, а с другой – непониманием смысла постного подвига. В первом случае Великий пост предваряет Пасха – праздник праздников, который знают и любят все. День Петра и Павла, видимо, не настолько известен и ожидаем. Во втором случае – людям действительно летом хочется отдохнуть, уйти в отпуск и ни о чем не думать. Но это актуально, если мы говорим о тех, кто пока еще не пришел в храм. Прихожане, наоборот, я знаю, ждут поста и потому даже стараются брать отпуск либо в период от Пасхи до Троицы, либо в перерыве между Петровым и Успенским постом.
Нам может показаться, что летом, когда вроде бы нужно отдыхать, расслабляться, сложно поститься, сложно ущемлять себя в чем-то. Так происходит, потому что мы ставим тело на первое место. Это не совсем правильно. В Церкви все очень мудро устроено. Есть время труда, а есть время отдыха. За Великим постом – периодом напряженного духовного делания – следует довольно продолжительный период пасхальной радости. За этот срок не трудно дать себе слабинку, забыть о том, к чему мы стремились на протяжении Святой Четыредесятницы. Но наступает Петров пост, который помогает нам вернуться на стези покаяния и борьбы со страстями. Усиленной борьбы.
Да, в литургическом плане в Петров пост ничего не меняется – богослужение остается прежним, и все же нам нужно постараться понести посильный подвиг, подумать не о запретах на скоромные продукты или досуг, а о запрете на греховные поступки и помыслы, обратить внимание на себя и свою жизнь, понудить себя трудиться. Не нужно «настраиваться на пост» – нужно просто брать и делать. Дорогу осилит идущий. К тому же пост – это наша жертва Господу, подвиг ради Него, подражание Ему и Его ученикам. Пост всегда предшествовал великому делу. Господь и апостолы постились перед выходом на проповедь, святые через постничество приобретали добродетели, укреплялись перед новыми, более сложными аскетическими подвигами, обретали святость. Пост и нас призывает к подвигам, один из которых – это борьба с самим собой.
…стать верными в малом
Священник Игорь Сергеев, клирик Свято-Воскресенского храма г. Покровска (Энгельса):
О том, почему люди стараются избегать постов, можно размышлять долго. В какой-то мере это зависит от процесса воцерковления и доверия Богу. Один человек сразу решается на постный подвиг, другой – со временем, а кто-то отвергает посты.
На первых порах воцерковления мне казалось, что воздержание в пище – исключительно для монахов, а мне и воскресного посещения храма достаточно. Но потом стало понятно, что держать пост необходимо и мирянам. Да и как не поститься? Это же требование совести. Стыдно, получив прощение грехов, благодатных утешений, переосмыслив смысл жизни, не соблюдать заповедей Господних и церковных традиций. Стыдно пренебрегать подвигом только потому, что хочешь питаться вкусно. Мне в этой ситуации вспоминается библейский пример Исава, который продал свое право первородства за чечевичную похлебку (см.: Быт. 25, 31-34). Ведь любой человек, пренебрегающий своим званием христианина ради земных благ, становится похожим на Исава. Священное Писание указывает на то, что Исав был одержим многими страстями – чревоугодием, похотью, злопамятностью вплоть до убийства. Многодневный пост как раз и дан для укрощения страстей. Это, своего рода, духовное упражнение, аскетический подвиг. Святые отцы говорят, что человек, который не воздерживается в пище, не сможет справиться и с другими страстями. В Евангелии тоже сказано об этом: неверный в малом неверен и во многом (Лк. 16, 10).
Вступая в Петров пост, хочу напомнить всем, и себе в первую очередь, что необходимо заботиться не только о пище, но и о делах благочестия и любви. Будем подражать Господу и апостолам, которые укреплялись духом, чтобы стать проводниками в Царствие Небесное для тех, кто будет их слушать. Нужно не пресыщаться, чаще бывать на службах, усилить молитвенное правило, сохранять любовь к ближним, творить милостыню. Милостыня может быть разной – заботиться можно не только о больных и немощных людях, но и об окружающей среде, природе. Пост – это наша жертва любви птицам и животным, от употребления в пищу которых мы воздерживаемся, разговение же на праздник – телесное утешение по Божьему благословению (ср.: Быт. 9, 3). Пост следует провести с пользой для души, постараться избавиться от вредных привычек и греховных привязанностей.
1 июля 2019 г.