Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Обитель святости и державной славы

В речной глади отражается белоснежная каменная стена, золотом играют купола Рождественского собора и пятиярусной колокольни. Она выброшена ввысь более чем на 50 метров. Утром и вечером она, созывая братию на службу, разливает звон по окрестностям, а сама стремится к небу. Точно так же, как стремился к нему основатель этого святого места. Места, названного по его имени Свято-Пафнутьевым Боровским монастырем.

Путь подвижника

Калужская земля полна древними монастырями. Об этом обязательно скажут в Паломнической службе Покровской епархии, перед тем как предложить маршрут по этой области. Но как бы там ни было, первой на пути окажется именно Боровская обитель. В ее камне запечатлены история русской святости и воинского подвига, хрупкость жизни и твердость веры, людское упование и милость Божия. В ее камне – ответ на вопрос, благодаря чему и Кому можно выстоять в самые страшные периоды жизни.

Рождением монастыря считают 1444 год. Это так и не совсем так. Можно ли было подумать, что когда-нибудь татарский баскак с крутым нравом примет святое Крещение, его дети будут кроткими и благочестивыми христианами, а внук Парфений, родившийся в 1394 году, станет великим православным святым, хранителем традиций русского монашества, которые унаследовал от ученика преподобного Сергия Радонежского – старца Никиты Серпуховского, устроителем нового оплота духовной молитвенной жизни?

Парфения с детства влекло к уединению и подвигу, познанному через жития святых. Окончательно последовать их примеру он решил в 18 лет, приняв постриг с именем Пафнутий. Из молодого инока он превратился в опытного монаха, мудрого игумена и наставника насельников Покровского монастыря близ Боровска. Однако Господь готовил его к большим трудам. Через тяжелую болезнь и близость неминуемой смерти Он привел Пафнутия в уединенное место вдоль рек Протвы и Истерьмы. Здесь в середине XV века вырос деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а позже и высокие мощные стены прославившейся в веках обители.

В смертельной опасности

Чем тише, незаметнее старался жить подвижник, тем пристальнее было внимание к нему и его пристанищу. Духовного совета преподобного Пафнутия, как при его жизни, так и после смерти, искали великие князья и цари – Василий II, Иван III, Василий III, Иван IV Грозный, Федор Иванович, Михаил Романов и Алексей Михайлович, Лыковы-Оболенские, Репнины, Волконские. Святого Пафнутия считали покровителем царских семей. Существует предание, что Иван Грозный родился после молитвенного обращения к нему.

Но самого подвижника интересовали не чудеса, не слава и признание. Он освящал монастырские окрестности и воспитывал достойнейших учеников – преподобных Иосифа Волоцкого и Даниила Переяславского, святителей Макария, митрополита Московского, и Вассиана, архиепископа Ростовского. В возрасте 82 лет он покинул землю и братию, которая к тому времени насчитывала почти сотню монахов и иноков. Но смерть игумена стала поводом не для скорби, а для радости. Ведь 14 мая 1477 года для вечной жизни родился новый святой. Сначала об этом заговорили местные жители, а потом и участники Московского Собора 1547 года, признавшие Пафнутия преподобным и чудотворцем.

То, что подвижник сподобился особой благодати и милости Божией, а его обитель – небесного заступничества, подтверждалось в веках неоднократно. Монастырь погибал и восставал из руин и пепла, его летопись повторяла летопись страны, его трагедии – трагедии целого народа. На него, как на суровую крепость, обнесенную по периметру почти семисотметровой стеной, в 1610 году обрушилась ярость польско-литовских захватчиков во главе с Лжедмитрием II. Тогда территория обители стала местом битвы – и духовной, и исторической, кровавой. Защищая святое место, погибли князь Михаил Волконский и его двенадцатитысячное войско, братия, укрывшиеся здесь жители, преподобномученик Иоасаф Боровский…

 Непродолжительную мирную жизнь обители расстроили раскол, чей вдохновитель – протопоп Аввакум – дважды содержался здесь под стражей, церковная реформа Петра I и последовавший за ней упаднический для Церкви в целом Синодальный период, а потом и нашествие армии Наполеона в 1812 году. Разоренный, уничтоженный огнем монастырь благодаря трудам насельников и настоятеля вернул былое благолепие в течение десяти лет, чтобы спустя век снова его утратить.

В советскую эпоху на глазах братии и верующих творилось невообразимое: за короткий срок новая власть изъяла и предала поруганию церковные святыни, арестовала десятки ни в чем неповинных людей, уничтожила храм во имя Всех святых (1837), древние колокола – все то, что создавалось столетиями. Никто ничего не мог поделать с варварской политикой, итогом которой стало превращение святого места в исправительную колонию и затем в сельхозтехникум.

Тогда на защиту своего детища стал сам преподобный Пафнутий. В день его памяти, в 1954 году, обрушился центральный купол собора в честь Рождества Богородицы, заменившего тот самый первый деревянный храм. Этот знак безбожная власть почему-то не оставила без внимания – по решению министерства культуры в монастыре начались реставрационные работы. Так удалось спасти архитектурный комплекс XVI-XVIII веков и сохранить в соборах уникальные фрески, созданные в XV веке мастерами Митрофаном и Дионисием. 

Под защитой основателя

Ни отзвуков битв, ни голосов жестоких и безбожных захватчиков. Настоящее сменяет прошлое, навсегда сохранившееся в облике древних монастырских стен, колокольни и храмов в честь Воскресения Христова (1511), во имя Илии Пророка (1670), во имя святителя Митрофана, Патриарха Цареградского (1760). Сегодня по земле святого места ступают только насельники и бесчисленные паломники, которые, как и прежде, приходят к преподобному за утешением и с благодарностью. А преподобный Пафнутий ждет – в пятиглавом монастырском соборе монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы (1444), прямо у алтаря.

 

Дарья Хохлова
Теги: преподобный Пафнутий Боровский, Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, Калужская земля, Паломническая служба Покровской епархии, паломничество.
Оставить комментарий
Поделиться в: