Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Образ последнего императора

Французский художник Эжен Фромантен писал: «Живопись – это искусство выражения невидимого через видимое». Художник всегда вносит в процесс создания образа свое проникновенное видение, свое эмоциональное отношение к изображаемому. Удивительно, что иногда в процессе творчества у разных людей рождаются на редкость близкие по трактовке образы. Речь идет о портретах императора Николая II, созданных русскими художниками В.А. Серовым и И.Е. Репиным. 

Парадный портрет

Лучший способ запечатлеть монарха – написать его парадный портрет. Все в парадном портрете: цветовое решение, композиция, тщательно подобранные, великолепно написанные аксессуары, парадная одежда – способствует созданию настроения торжественности и приподнятости. Но подавляющее большинство портретов императора Николая II написаны совершенно иначе. В том числе портреты таких мастеров, как В.А. Серов и И.Е. Репин.

Полярные оценки

Более ста лет миновало со дня гибели последнего российского императора и его семьи, а споры о его роли в истории страны не утихают до сей поры. Образ Николая II как слабого правителя активно тиражировался советской пропагандой и системой образования, укореняясь в общественном сознании десятилетиями.

С завершением советской эпохи в общественном дискурсе наметилась совершенно противоположная тенденция. Действительно, разве можно назвать слабым правителя, под руководством и попечительством которого построено около 80% железных дорог, которыми мы сегодня пользуемся, основан подводный флот, началось авиастроение, осуществлена масштабная реформа народного образования, началась реформа государственно-политического строя, произошел прорыв в различных областях науки, прославлен сонм святых?

Между этими полярными мнениями — сложная, глубокая личность государя императора Николая Александровича Романова.

Без тени парадности

Отзывы современников о последнем императоре очень разнообразны, но условно их можно разбить на две группы. Большинство негативных отзывов принадлежит людям, которые знали императора в основном по ходившим в обществе сплетням и пересудам и, находясь под их воздействием, критически оценивали Николая II. Как правило, по-иному писали о последнем императоре те, кто знал его лично и имел возможность сколько-нибудь долго с ним общаться.

Государь был весьма образованным человеком. Он свободно владел четырьмя языками; помимо общеобразовательного курса, будучи наследником, получил высшее военное и юридическое образование; профессора с большой похвалой отзывались о его способностях; также государь много читал.

Совершенно удивительны мнения о его личностных качествах. «Император Николай II не любил торжеств, громких речей, этикет ему был в тягость. Ему было не по душе все показное, искусственное», – писал русский историк и публицист С.С. Ольденбург. С.Ю. Витте, несмотря на политические разногласия с императором, признавал его исключительные личностные качества: «Когда император Николай II вступил на престол, то от него светлыми лучами исходил, если можно так выразиться, дух благожелательности; он сердечно и искренне желал России в ее целом – всем национальностям, составляющим Россию, всем ее подданным – счастья и мирного жития, ибо у императора, несомненно, сердце весьма хорошее, доброе... Он очаровывает как своею сердечною манерою, обхождением, так и в особенности и своей удивительной воспитанностью, ибо мне в жизни не приходилось встречать по манере человека более воспитанного, нежели ныне царствующий император Николай II».

Известный политик В.Н. Коковцов писал: «Десять лет я был докладчиком у государя, я хорошо знаю его характер и могу сказать по совести, что своему народу, своей стране он желал одного – величия, счастья, спокойствия и преуспевания. За все 10 лет моей службы при нем, в самых разнообразных условиях и в самую трудную пору последнего десятилетия я не знал ни одного случая, когда бы он не откликнулся самым искренним порывом на все доброе и светлое, что бы ни встречалось на его пути. Он верил в Россию, верил в особенности в русского человека, в его преданность себе, и не было тех слов этой веры, которых бы он не произносил с самым горячим убеждением. Я уверен, что нет той жертвы, которую бы он не принес в пользу своей страны, если бы только он знал, что она ей нужна».

По свидетельству флотских офицеров, близко знавших императора, он был исключительно скромен, лишен какой бы то ни было рисовки, не любил многословных речей, парадных приемов и балов, любил во всем простоту.

В почти эскизной манере

Валентин Александрович Серов на момент работы над портретом императора был одним из самых именитых портретистов России. Он создал не парадное, помпезное изображение, а камерный психологический портрет.

Это полотно было написано художником в самом начале ХХ века в 1900 году. В.А. Серов долго работал над картиной. Длительное время портрет не получался, картинный образ разваливался. Художник испытывал недовольство от проделанной работы, чувствовал, что характер государя ему не дается, от чего картина лишается внутренней правдивости.

И действительно, образ явно непростой. Это не обычный человек или просто человек выдающихся качеств, это личность, от которой зависит не только судьба отдельно взятой державы, но и положение всего мира. Но образ получился правдивым и человечным, облик Николая II лишен пафоса и высокомерия.

С помощью сдержанной цветовой гаммы и легких движений кисти, Серов подчеркнул молодость Николая II. Неброские тона черных, серых и коричневых оттенков придают выразительность лицу и концентрируют внимание на глазах государя.

Николай II представлен в простой форме офицера Преображенского полка. Внешний облик царя скромен, выдержан, строг. Изображение напоминает фотографический снимок по тому, как неподдельно правдиво схвачено эмоциональное состояние. Николай II сложил перед собой руки, что придает его фигуре твердости и решительности, несмотря на то, что выражение глаз императора полно сдержанной грусти. Подобный взгляд так долго и искал Серов. Именно этот взгляд служил выражением сути личности Николая II и отражал его внутреннюю цельность и тонкость переживаний.

Серов отошел от недосягаемости и несокрушимости образа императора. Художник стремился приблизить личность великого самодержца к обычной действительности и показал качества человека интеллигентного, сильного, вдумчивого. В глазах самодержца читается тревога и переживание, он красив и печален. Такова была и личность императора – великая, непростая, тонкая и деликатная. Художник позволил нам почувствовать эти качества в непоколебимом императорском образе.

Изображение царя лишено свойственной официальности, это «домашнее» и удивительное теплое изображение, в первую очередь, простого человека, а не императора. Тем не менее, современники считают портрет Серова бесспорно и единодушно лучшим. Ему удалось уловить человеческую сущность российского императора.

Манера исполнения картины схожа с эскизом, но хорошо продуманным и лиричным.

Передать внутреннее через внешнее

Из ряда парадных портретов государя всегда выделялись работы Ильи Ефимовича Репина. Он писал Николая Александровича много (видимо, государю эти портреты нравились, и он часто приглашал для работы именно Репина). Среди работ художника есть те, которые внешне вполне соответствуют принципам парадного портрета, но только внешне…

В них нет никакой помпезности, никак не подчеркнуто монаршее величие венценосной особы. Перед нами молодой офицер в форме, отпустивший бородку для солидности, но еще сохраняющий свой юный и открытый взгляд. И окружающая обстановка с книгами и керосиновой лампой на плюшевой скатерти с помпончиками или красной геранью у деревянного дачного крыльца в подчеркнуто-русском стиле соответствует его светлому душевному строю. Эта душевная чистота, человечность и великодушие читаются во всех портретах государя, ничуть не умаляя его величия и значимости.

Николай Александрович всегда с удовольствием беседовал с крестьянами, многие отмечали, что эта часть российского народа была ему ближе всего. «Его простую, незлобивую, беспритязательную, глубоко верующую, застенчивую натуру тянуло более к бесхитростным людям, с душой простого русского человека, – писал флигель-адъютант А. Мордвинов. – Во внутреннем мире крестьянства государь искал все те черты, которые были ему дороги и которые он так редко встречал в окружающей его среде».

Художник это, безусловно, чувствует. Даже когда Репин изображает Николая Александровича в парадных дворцовых покоях и вдалеке виден царский трон, увенчанный державным орлом, зритель чувствует искреннее душевное тепло и несгибаемую внутреннюю силу государя. Без всякого показного величия.

В своих потребностях государь был очень скромен: берег одежду, не позволял себе в этом лишней траты. Осенью 1910 года царская семья была в Германии, Николай II, в штатском и без охраны, вместе с детьми гулял по Гамбургу. «Идя переулком, мы столкнулись с почтовым экипажем, с которого неожиданно свалился на мостовую ящик, – вспоминала фрейлина А. Танеева. – Государь сейчас же поднял с дороги тяжелый ящик и подал почтовому служащему; тот едва его поблагодарил. На мое замечание, зачем он беспокоится, государь ответил: "Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения; такими должны быть и мои дети!"»

Непоколебимая вера, искренность, простота, верность и великодушие. Именно эти качества, запечатленные лучшими русскими художниками, составляли подлинное величие последнего российского императора Николая II.

Оксана Баландина

 

Теги: Николай Второй, Царственные Страстотерпцы.
Оставить комментарий
Поделиться в: