Не нужно ничего придумывать: надо просто жить в Церкви
Владыка отвечал на вопросы о взаимоотношениях в семье, выборе жизненного пути, о церковной жизни, например, должен ли человек постоянно соотносить свои поступки и вообще свою жизнь с Евангелием?
— Человек обязательно должен проверять свою жизнь Евангелием, об этом говорят все святые отцы, — ответил Митрополит Лонгин. — Это и есть та самая духовная жизнь, о которой мы читаем и часто говорим. Но вот в чем дело: если человек начинает над собой работать, ему придётся оставить очень многое из того, к чему он привык, и что стало частью его натуры. Мы ведь живём достаточно далеко от Закона Божия, поэтому очень многое нужно будет в себе победить, исправить, от чего-то отказаться. А это неприятно, больно. И это одна из главных причин, почему человек не идёт в Церковь, даже если он в глубине души чувствует, что Бог, скорее всего, есть. Он гонит от себя эту мысль, потому что интуитивно понимает, как много в самом себе ему нужно не просто исправить, а перевернуть, начиная от обычных привычек и заканчивая жизненным целеполаганием. Если человек решается на это, тогда он приходит к Богу. Многие люди это понимают. Об этом свидетельствует и опыт святых, например, Марии Египетской — это самый яркий пример. Но любому верующему человеку обязательно нужно жить по Евангелию и отказываться от того, что с ним несовместимо.
Отвечая на вопрос, что делать, если и к замужеству человек не готов, и к монашеству тоже, потому что не может оставить родителей, которые нуждаются в уходе, Владыка рассказал, что, будучи молодым монахом в Троице-Сергиевой Лавре, исповедовался у духовника Лавры архимандрита Кирилла (Павлова) (+2017):
— Отец Кирилл никогда никого не уговаривал идти в монахи, а всегда старался выявить склонность самого человека. Монашество — это жизнь с Богом. У многих раньше были, да и сейчас есть, неправильные представления о том, что в монастырь уходят от несчастной любви, каких-то проблем, трагедий. Это неправильно. В монастырь уходят только по одной причине — потому что полюбили монашество, жизнь с Богом и в Боге. Но при этом надо помнить, что благословение Божие, которое мы встречаем в Священном Писании, это благословение на брак: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». Поэтому все остальное — это уже наше произволение, в том числе и монашество.
Владыка также привел два примера из церковной истории. Мать первоначальника русского монашества преподобного Феодосия Киево-Печерского категорически отказывалась отпускать его в монастырь, всячески препятствовала ему. Но он всё-таки сумел уйти от нее и стать монахом. А преподобный Сергий Радонежский не уходил в монастырь до тех пор, пока не упокоил и не похоронил своих родителей, хотя они дали ему свое благословение на монашество.
Некоторые вопросы вызвали у молодежи живую реакцию: как быть, если нет взаимопонимания с семьей избранника или избранницы, стоит ли в таком случае жениться или выходить замуж? Мнения участников встречи разделились: большинство выступили за то, что перевоспитать будущего мужа или жену не получится.
— На моих глазах уже сложилось несколько сотен православных семей, — поделился своим опытом Владыка. — Поэтому мое глубокое убеждение — никогда не сумеете перевоспитать человека, лучше и не пытаться. Посмотрели на маму будущей супруги — вот, это ваша жена через несколько лет. Посмотрели на родителей своего будущего мужа — вот, пожалуйста, смотрите, знакомьтесь.
Представители молодежных обществ просили Владыку поделиться свои мнением о том, как должна строиться деятельность приходских молодежек.
— Я не сторонник выделения молодежи в какую-то отдельную группу, — признался Митрополит Лонгин. — Понятно, что с каждым человеком священнику надо выстраивать отношения, и с молодыми немного иначе, чем со взрослыми людьми. Но плохо, когда мы начинаем выдумывать что-то специально «молодежное». Молодым прихожанам надо делать то, что в чем нуждается Церковь. Это и подготовка к праздникам, и помощь воскресной школе, посильное участие в богослужении. Когда я был настоятелем Подворья Троице-Сергиевой Лавры в Москве, в наш храм ходили разные молодые люди: часть из них стали монахами, часть женились, некоторые уже стали священниками. Они читали, пели на клиросе, пономарили, они участвовали во всем. Мы ничего не придумывали, мы просто их брали везде с собой. Допустим, братия ехала на какое-то послушание — и мы брали с собой всех, кто мог в этот момент с нами поехать. Это все было естественно, само собой. Мне кажется, так и надо.
Молодые люди также спрашивали у архипастыря советов по работе в воскресной школе. Выдворять ли хулиганов с урока? Почему подростки уходят из Церкви?
— Надо смотреть по ситуации. Конечно, если дома ребенка не воспитывают, пускают все на самотек, то ни воскресная школа, ни гимназия, ни семинария его не изменят. Поэтому, я думаю, надо терпеть до какого-то момента, если нужно — расставаться, но не сразу. Куда деваются воспитанники воскресной школы в 14-15 лет? Пробуют взрослую жизнь, поэтому они уходят из Церкви. Насовсем или временно — будет зависеть от того, что они сумели получить до этого возраста: их знания о Боге, о Церкви, их впечатления, собственный, хоть крохотный, но опыт молитвы. Если это было, то человек почти всегда возвращается. Я и сам прошел таким же путем. До 14 лет ходил в церковь, правда, воскресных школ при советской власти не было. Водила меня в основном бабушка, в храмах тогда было очень много народа, тесно, душно. И однажды я пришел из храма и сказал бабушке: «Больше я в твою церковь не пойду никогда». И не ходил. А лет в девятнадцать, когда я уже учился в университете, начал опять ходить. Причем долгое время старался, чтобы об этом никто не знал — ни мама, ни бабушка. И как-то так созрел до семинарии, до священства, до монашества. Таких примеров очень много. Подростковый период очень сложный. Любые родители знают, как тяжело с подростками. Они не просто из Церкви, они из дома уходят, из социума. А сколько суицидов в подростковом возрасте! Я думаю, в это время главное, о чем нужно заботиться, чтобы окончательно не прервалась их связь с родителями. Поэтому не надо опускать руки.
Встречи Митрополита Лонгина с молодежью и студентами стали в нашей епархии традиционными. Несмотря на то, что сейчас практически любой человек может задать архипастырю вопрос в социальных сетях или по электронной почте, такие встречи всегда собирают много участников.
— Соцсети не заменят живого общения, — объяснила студентка философского факультета Саратовского госуниверситета Анастасия Касимова. — На подобных встречах ты видишь человека лично, видишь его эмоции. Здесь можно не только задать свой вопрос, но и услышать вопросы других участников, над которыми ты, может быть, никогда не задумывался, но они для тебя оказались важны. На беседу с Владыкой сегодня пришло много студентов, кто-то из них раньше позиционировал себя как атеист или агностик. Но видя пример своих воцерковленных одногруппников и преподавателей, имея возможность напрямую общаться с нашим архипастырем, ребята начинают потихоньку разбираться в церковной жизни, в богослужении. Многие из них уже впервые исповедались и причастились.
— Практически все вопросы, которые сегодня прозвучали, были на злобу дня, — добавил руководитель молодежного общества «Наследие» при Серафимовском храме Саратова Артем Мягченков. — Мне нужно знать, как отвечать людям на такие вопросы. Опираться только на свой опыт я не могу, у меня нет такого авторитета. А вот когда отвечает правящий архиерей — восприятие совсем другое, к его мнению прислушиваются. Я считаю, что на встрече с Владыкой нужно задавать вопросы, которые интересуют общество. Ведь на что-то личное Владыке будет трудно ответить, не зная человека. Такие вопросы лучше задать духовнику.
6 ноября 2019 г.