Забытый чудотворец
Церковь чтит 20 ноября память преподобного Кирилла Новоезерского. Удивительного подвижника, с юности посвятившего себя Богу, пронесшего через всю жизнь послушание и любовь к Нему.
Сын выше отца
В монастырь будущий святой отправился в возрасте 15 лет. Тайно покинув дом в Галиче и оставив в печали благочестивых родителей, юноша пошел в поисках места для монашеских подвигов. Уже в начале этого пути он встретил старца, который благословил его выбор, после чего стал невидим.
Дойдя до монастыря святого Корнилия в Вологодском Комельском лесу, путник стал умолять игумена принять его на послушание: «Так как Сам Провидец Бог, хотящий всем людям спастись чрез Него и в разум истины прийти, привел меня ко твоей святыне, то все, что ты велишь мне делать, буду исполнять, только спаси меня, грешного». – «Благословен Бог, укрепивший тебя в этом намерении, – слышал он в ответ. – Отселе буди служа братии со всяким смирением, терпением и послушанием».
Приняв постриг, молодой инок начал проводить дни в постоянных трудах, а по ночам молился и славословил Господа. Его воздержание, смирение и послушание удивляли даже опытных братий и самого преподобного Корнилия.
Между тем родители преподобного Кирилла безуспешно искали его и даже стали оплакивать как умершего. Но однажды к ним с вестью о сыне и его жизни в обители пришел старец из монастыря преподобного Корнилия. Его рассказ утвердил мать преподобного в любви Божией. Уговорив мужа отнести в монастырь часть имения, она оставила мир, приняла иноческий образ и вскоре скончалась. Отец подвижника пришел в обитель, и игумен Корнилий повелел Кириллу увидеться с ним. Смущенный инок, не смея ослушаться настоятеля, пал к ногам родителя, моля о прощении за тайный уход из дома. Отец с любовью простил его и навсегда остался в обители. Преподобный Корнилий нарек ему в иночестве имя Варсонофий и отдал на обучение сыну. Через три года он мирно преставился.
Оплакав отца, Кирилл велел слугам из дома раздать все имение нищим и отпустить на волю всех крепостных. Сам же принялся за еще большие подвиги. Он усердно трудился в поварне, пекарне и на других монастырских работах, с благоговением стоял в храме, имел совершенное повиновение игумену и братии, изнурял себя постом, упражнялся во бдении молитве и в покаянном плаче читал слово Божие. Движимый стремлением к большему совершенству, он задумал поселиться в пустыне. Получив одобрение игумена, Кирилл помолился и вышел из монастыря в одной рваной одежде.
Человек спасает место
Скитаясь в пустынях, горах и лесах, питаясь травой и корой, почти не встречая людей, он провел много лет. В заплатанной одежде и босой, страдая то от мороза, то от зноя и насекомых, прошел он север, Подмосковье, Новгород и Псковщину, везде посещая святые места. Нигде он не принимал милостыни, за исключением маленького количества пищи. Днем странствовал по улицам, а ночи проводил в молитве и пении псалмов.
Святой решил избрать для подвигов определенное место. Став на молитву, он просил указаний у Спасителя и Богоматери и вдруг услышал голос с неба, направивший идти к Белоозеру. Взяв с собою Тихвинскую икону Божией Матери, он дошел до Красного острова, на который указала ему Богородица. Преподобный построил две кельи для себя и собирающейся братии, соорудил церкви в честь Воскресения Христова и образа Пресвятой Богородицы «Одигитрия». Получив посвящение в сан, он стал совершать Божественную службу.
Постепенно в обитель стали приходить иноки. Основатель монастыря сам строил помещения для монастырских служб, рубил лес, пахал землю, трудился в огороде. Иноки питались от рыбной ловли в озере и своих трудов, а помощь благотворителей шла в основном на строительство. Слух о добродетельной жизни преподобного Кирилла привлек к нему много посетителей, приходивших за благословением, молитвой, духовным советом. Он всех – и знатных, и простых – принимал с радостью. По молитвам святого происходило много чудес, исцелений от болезней духовных и телесных.
Как и любое благое дело, устройство монастыря проходило не без испытаний. Однажды на остров пришла разбойничья шайка и стала требовать у подвижника деньги. Преподобный сообщил им, что все его имущество находится в келье. Один разбойник вошел в нее и начал громко звать помощь, крича, что его бьют два юноши. Но товарищи не могли помочь, так как сами внезапно ослепли. Разбойники пришли в ужас и стали молить о прощении и исцелении, обещая не возвращаться на остров. По молитве преподобного Кирилла зрение к ним вернулось.
После уже другие разбойники украли колокола Воскресенского храма. Возвращаясь домой, они не смогли найти дороги и, долго проблуждав по лесу, снова оказались на берегу озера, прямо напротив острова. В это время их увидел преподобный Кирилл, повелевший перевезти их на остров. Перенесены были и колокола. Когда подвижник стал спрашивать похитителей, для чего принесли они колокола, те упали в ноги и просили о помиловании. Святой сказал им кротко: «Дети! Похищая чужое, никто еще не обогащался, но многие теряли свое». От стыда виновные не могли ни говорить, ни смотреть на монаха. Запретив им поступать так впредь, он накормил их и отпустил с миром.
Почувствовав в 1532 году приближение смерти, преподобный Кирилл призвал братию и сказал: «Я отхожу от этой жизни и предаю вас в руки Божии. Духом же буду с вами. Да будет вам известно, что по благодати Божией монастырь не оскудеет, если любовь будет между вами». Подвижник со слезами наставлял братию вести строгую жизнь, поститься, иметь усердие и благоговение к службе, взаимную любовь и повиновение. Причастившись Святых Таин, преподобный Кирилл скончался с молитвой на устах. Лицо его просияло чудесным светом, указывая на душевную чистоту. Вскоре после кончины преподобного Кирилла у его гроба начались чудеса.
Печальная история обители
Планировка монастыря, задуманная в XVII веке, имела цельный композиционный замысел. Высокие каменные стены на сваях и гранитном фундаменте с мощными угловыми и надвратной башнями делали обитель неприступной крепостью. В ней укрывались от мира жаждущие спасения.
Известно, что в 1721 году монастырь посетил Пётр I, оставивший богатые денежные вклады. Но секуляризационная реформа и большие затраты на каменное строительство ухудшили состояние обители, и в конце века на острове жили всего семь монахов.
В 1793 году, по прошению белозерских граждан, в Кирилло-Новоезерский монастырь был поставлен игуменом выдающийся подвижник – Феофан (Соколов). Деятельность нового настоятеля позволила вернуть монастырю его былое благосостояние – к 1838 году в нем подвизались уже 80 монахов. В монастырской ризнице хранилось множество икон, книг, риз из драгоценных тканей, золотой и серебряной утвари. Об авторитете игумена Кирилло-Новоезерского монастыря свидетельствовал тот факт, что с 1799 года ему было поручено исправление должности благочинного монастырей Кирилловского уезда. Архимандрит Феофан Новоезерский сыграл заметную роль в оживлении русского иночества монашеским духом. В 1830 году в Кирилло-Новоезерском монастыре у него проходил послушнический искус будущий епископ, ученый и проповедник – святитель Игнатий (Брянчанинов).
С приходом советской власти для Кирилло-Новоезерского монастыря наступили тяжелые времена. Он лишился земельных владений и монастырских ценностей, у братии забрали все имущество, а в 1919 году мощи преподобного Кирилла кощунственно вскрыли. В настоящее время их местонахождение неизвестно.
Монахи, лишенные средств к существованию, были вынуждены покинуть монастырь. В 1928 году Кирилло-Новоезерскую обитель, просуществовавшую более 400 лет, закрыли, ее церкви разрушили, а небольшую часть оставшихся церковных ценностей передали в музеи. Монастырь стал тюрьмой для «врагов революции», осужденных представителей белозерского духовенства, политических заключенных в системе ГУЛАГа.
Весь остров Огненный, на котором в настоящее время расположена колония для пожизненно осужденных, полон мощей подвижников. Камеры заключенных находятся на месте существовавших некогда монашеских келий. Возможно, поэтому с местными заключенными порой случаются настоящие чудеса. Убийцы приходят к раскаянию и осознанной глубокой вере в Бога.
20 ноября 2019 г.