Первая учительница на Руси
Каждый помнит свою первую учительницу, ведь именно она встретила нас на пороге школы. А знаете ли вы, кто стал основательницей первой на Руси школы для девочек? Анна – благоверная великая княжна, прозванная Янкою. О ней узнали участники Пятых Свято-Елисаветинских чтений, которые прошли в Марксе в начале ноября. И о ней рассказ для читателей нашей газеты «Церковная жизнь» и сайта «Православное Заволжье».
Воспитанна и образованна
Дочь великого князя Всеволода I Ярославича и греческой царевны Марии, внучка Византийского императора Константина Мономаха, будущая игуменья женского монастыря родилась и воспитывалась в семье очень образованных людей. Ее отец – родоначальник великих князей и царей московских – один из высокообразованных людей того времени: знал пять языков, был начитан и просвещен.
Великий князь Всеволод Ярославич, по словам летописи, «с детства любил Бога и правду, оделял бедных, чтил епископов и священников, особенно же черноризцев». Мать Анны – греческая царевна, она доставила на Русь настоящее сокровище – мощи великомученицы Варвары.
Образование княжича Владимира (брата Анны), будущего киевского князя Владимира Мономаха, и княжны Анны было разносторонним. Их учили математике, философии, астрономии, риторике, славянской грамоте, иностранным языкам, в том числе греческому.
Благоверная Анна при благотворном влиянии родителей являла образец девственной красоты, честь и славу княжеского дома. Отец и мать очень любили Анну и называли ее уменьшительным именем – Янкой, Аннушкой.
Княжна Анна с детства наполнила свою боголюбивую душу христианскими добродетелями. С молодых лет ее отличали высокая набожность, любовь к молитве и стремление к правде. Довольно рано Анна полюбила книги, отец даже позволял ей переписывать их.
Жизнь – Богу
С раннего возраста Янку готовили к непростому замужеству. Как известно, род Рюриковичей породнился со многими царскими и королевскими домами Европы. Совсем юной княжна Анна Всеволодовна была сосватана за византийского царевича Константина Дуку Старшего. Только вот из-за дворцовых интриг царевич был насильно пострижен в монахи, и предполагавшийся брак не состоялся.
Печальная участь жениха настолько потрясла юную княжну, что она решает и сама принять постриг, посвятив девство свое Господу. Янка становится первой юной монахиней из княжеского рода. «Девство, – говорит преподобный Антоний Великий, – подобие Ангелам, духовная и святая жертва, великий дар Божий, залог будущего наследия в Небесном Царстве».
Школа для девочек и монахинь
В Византии княжна побывала в женских монастырях, где узнала не только про духовно-молитвенную жизнь насельниц, но и познакомилась с женским образованием. По возвращении на родину Янка упросила отца и Киевского митрополита открыть женский монастырь, где она сможет обучать грамоте девочек. Идею основания первого женского монастыря на Руси и создания при нем школы для девиц горячо поддержал любимый брат – будущий великий князь Владимир Мономах. Это придало Янке уверенности и настойчивости.
Князь Всеволод построил каменный храм во имя апостола Андрея Первозванного, при котором и был создан монастырь. Княжна принимает новую обитель в свое ведение, и уже вскоре при Андреевском в Киеве монастыре Анна Всеволодовна основала первую известную на Руси школу для девочек.
Известно, что Анна собрала в свой монастырь много монахинь и учила их писанию, а также ремеслам, пению и шитью. Святая Анна ревностно занималась и обучением Закону Божию девиц в училище при ее монастыре. Она сама учила их грамоте, письму и пению. Кроме наук, девушки учились и ремеслам – прядению, ткачеству, пошиву одежды и вышиванию.
Посольство в Византию
Главной проблемой для школы стало отсутствие высокообразованных учительниц, которых в Киеве практически не было. Поэтому Анна поехала в Византию, чтобы там найти их для своей школы.
За несколько лет игуменства Анна Всеволодовна так глубоко постигла искусство церковного управления и дела митрополичьего дома, так хорошо узнала русский и константинопольский клир, что после смерти митрополита Иоанна II Продрома в 1089 году самостоятельно снарядила посольство в Византию. В истории Церкви это было уникальное событие: ни до Анны-Янки, ни после нее княжны-монахини, да и вообще женщины, не ездили в Константинополь по столь важным делам. Игуменья Андреевского монастыря имела в Русской Церкви очень большой авторитет. К тому же она так хорошо владела греческим языком, что имела возможность легко общаться с греческим духовенством.
Из той же поездки преподобная, возглавлявшая русскую делегацию, привезла в Киев митрополита Иоанна III, выбранного после смерти его предшественника на Киевском митрополичьем престоле.
Добрый пример
Благочестивая княжна своим примером возбуждала сильное движение в сердцах современниц. Самоотречение благоверной княжны, ее строгая жизнь воодушевляли живших с ней ревностью к подвигам жизни духовной.
После смерти князя Всеволода Анна-Янка осталась жить в своем монастыре. Ее помощницей стала младшая сестра Екатерина. В Киеве осталась и вдова Всеволода Анна, мачеха Янки, которая в конце жизни также стала монахиней.
В монастырь поступила сестра Анны Евпраксия. Монахинями стали и племянницы святой Анны – Евфимия и Мария, дочери Владимира Мономаха.
Княжна наравне со всеми жила по иноческим правилам, в посте, молитвах и глубоком смирении. В иноческих подвигах, связанных с управлением и обустройством монастыря, с ее личным духовным возрастанием, княжна провела 26 лет.
Утерянная обитель
Духовный опыт и подвижнический подвиг благочестивой княжны-инокини не могли не найти живого отклика у многих ее современниц, в искреннем устремлении к совершенству повторивших монашеский путь. Тем более нашел он понимание среди ближайших родственников, для которых устремленность к монашеству была столь же искренней и духоподъемной.
Просветительская и благотворительная деятельность Анны была настолько известна, что со временем обитель утратила первоначальное название и стала именоваться Яниевой (вплоть до Батыева нашествия), но потом она была разрушена и перестала существовать, сохранилась лишь часть стены.
По летописям, святая Анна скончалась 3 ноября (16 по новому стилю) 1112 года. Время ее канонизации неизвестно. После разрушения обители в 1240 году местоположение монастыря – а вместе с ним и мощей святой – оказалось забыто. По некоторым источникам мощи преподобной находятся в частном владении.
Пример жизни Анны Всеволодовны показывает, что совершать подвиги и спасать свою душу можно в любом социальном статусе: князь ли ты или директор, крестьянин или простой рабочий. Главное – искреннее стремление к Богу.
Историки считают Анну-Янку первой учительницей на Руси, поставившей перед собой цель – дать разностороннее образование юным девушкам. Деятельность Анны-Янки по созданию монастыря и организации при нем училища для девочек произвела большое впечатление на современниц. Через некоторое время ее примеру стали следовать молодые девушки в Полоцке, Суздале и других русских городах. Они в юном возрасте отрекались от всех радостей мирской жизни и уходили в монастырь, чтобы заниматься чтением и переписыванием книг, передавать свои знания окружающим и служить Богу.
Кристина Кузнецова
27 ноября 2019 г.