Что может сделать ребенок?
Несколько раз в год воспитатели и методисты детских садов встречаются в Покровском епархиальном образовательном центре на Региональной стажировочной площадке «Добрый мир. Православная культура для малышей», чтобы обменяться опытом воспитания маленьких людей. Как помочь малышам сделать первые шаги в жизни христианина, первые осознанные добрые дела, рассказывают старший воспитатель детского сада № 81 Элла Михайловна Исхакова и Елена Александровна Аль-Зайат, старший воспитатель детского сада № 35 в Энгельсе.
Маленькие, но очень добрые дела
Свой рассказ они начинают с проектов и акций, которые проводят у себя на работе. Работе, которую по праву можно назвать служением, объединяющим детей, их воспитателей и родителей. «Во всех детских садах сегодня уделяют активное внимание детскому служению – благотворительному, волонтерскому. И мы стараемся вовлечь всех в такие акции, помогающие выявить и воспитать добрые качества», – говорят педагоги. «Проекты общие для всех детских садов муниципалитета. К примеру, акция “Усы, лапы, хвост”, проводимая для поддержки бездомных животных. Мы рассказываем детям, как бродячим котикам и собачкам сложно выжить на улице без помощи людей. Семьи приносят корм для животных, подстилки, лекарства. Вместе с несколькими маленькими волонтерами мы отвозим все в приют для бездомных животных. Дети видят, что их маленькая жертва нужна братьям нашим меньшим», – рассказывает Елена Александровна.
«Весной на групповых участках мы развешиваем скворечники. И у них уже есть постоянные пернатые “жильцы” – прилетают семьи скворцов, дети за ними наблюдают. Зимой обязательно вешаем кормушки, и детки уже сами знают, что нужно принести зерно для птичек», – продолжает Элла Михайловна.
Патриотическому воспитанию герои материала тоже уделяют особое внимание. Детский сад № 81 находится в районе, где живет много военнослужащих. В дни празднования Великой Победы его педагогический коллектив организует акцию Бессмертный полк. По традиции акции дети, их родители и воспитатели с фотографиями воевавших родственников обходят военные памятники, находящиеся по пути от детского сада к храму. В него ребята заходят поставить свечи об упокоении солдат.
В рамках проекта «Место памяти» 35-й детский сад взял шефство над памятником «Верным сынам Отечества». Детки регулярно наводят на его территории порядок, возлагают цветы в дни праздников и памятных дат, связанных с войнами. «Делая это, они ощущают свою социальную значимость, в отличие от многих взрослых, верят, что могут сделать мир чуть-чуть лучше», – говорит Елена Александровна.
В большой и доброй команде
Маленькие дети – искренни, они в хорошем смысле пропускают все через сердце – это не устают повторять мои собеседницы. Как и то, что для маленьких членов общества важно быть сопричастными к чему-то большому и важному.
«Дошкольный возраст замечателен тем, что дети не научились лукавить. Поэтому они или делают, если это им нравится, или не делают. Они рады быть частью целого, именно вместе с родителями, вместе с другими взрослыми – воспитателями – готовить праздник, акцию, подарки. Еще они любят дарить результаты своего труда – поделки, рисунки»,– рассказывает Элла Михайловна.
«Мы чувствовали единство с другими в пионерском движении. По его примеру в нашем детском саду действует движение волонтерское. У него есть своя атрибутика – значки, посвящение. Это также напоминает ребятам, что они члены большой и доброй команды», – приводит пример Елена Александровна.
А малыши из детского сада № 81 уже кое-что знают о единстве церковном, о приходской общине. И очень стараются что-то сделать для своей Христовой семьи. В Неделю Ваий они украшают веточки вербы, на Благовещенье делают картонных голубков. Милые поделки мальчишки и девчонки дарят к праздникам прихожанам Ильинского храма и жителям окрестностей.
Не оставлять в стороне
Чтобы дошкольник захотел заботиться не только о себе, но и о других, его нужно воспитывать самостоятельным. Доверие и свобода – секрет этого ценного качества. Педагоги напоминают, что современным родителям нужно набираться терпения, сбавлять свой темп, ставить развитие ребенка вперед мимолетных задач из разряда «сейчас быстренько сам все сделаю и будем отдыхать». Елена Александровна советует давать детям больше свободы, не мешать им самостоятельно что-то сделать. Пусть неправильно и не с первого раза. Помоги ребенку сделать самому – золотое правило воспитания. То есть помогать нужно тогда, когда он действительно не справляется.
А есть ли способ научить деток сделать шаг вперед – захотеть позаботиться о другом, проявить жертвенность, милосердие? «Здесь опять же необходима родительская стратегия. Отложить свои “самые важные” дела и объяснить ребенку, что он должен сам помочь младшему в семье или в группе: “Я помогаю тебе, а ты помоги другому”. Им нравится чувствовать себя помощниками, старшими товарищами. Со временем дети, внимание которых обращают на нужды других, начинают видеть тех, кому нужна помощь», – делится наблюдением Элла Михайловна.
Ее коллега главным уроком жертвенности называет личный пример заботы о своих родителях, бабушках и дедушках. И, конечно, сюжеты из хорошей детской литературы. К примеру, «Цветик-семицветик» В.П. Катаева, «Рассказ о неизвестном герое» С.Я. Маршака, «Сказка о громком барабане» С.А. Могилевской. Рассуждая вместе с детьми о прочитанном, нужно спрашивать их мнения и искать взаимосвязь с ситуациями из жизни.
И педагогический, и материнский опыт моих собеседниц подсказывает, что поручения должны быть посильными, не растягиваться на часы. Иначе ребенку наскучит, он все бросит. И со временем привыкнет не доводить дело до конца. На борьбу с этим потом уйдет много сил. Ведь с определенным возрастом в души начнет закрадываться лень. Или не обязательно начнет?
«Ленивых “от природы” детей нет. Они всегда готовы откликаться, если их организовать, замотивировать. И лучше не материальными вещами, приобретениями, а просто вниманием, добрым ласковым словом. Это самое выгодное поощрение – оно помогает родителям сохранить лицо, “не продаться”», – напоминает Елена Александровна. То есть поощрять детей можно и нужно. Иначе как они поймут, хорошо поступили или плохо? «Особенно, если ребенок застенчив, его обязательно нужно подбодрить. К тому же, разовая похвала ничего не даст, если нет образца поведения. Не полезно говорить ребенку, что он самый красивый, самый умный. Это формирует гордость, тщеславие, самость», – сходятся во мнении коллеги. «Родители выполняют все за ребенка, он понимает, что можно не утруждать себя. Здесь нужна выдержка: сначала делаем что-то вместе с ребенком, постепенно расширяем границу его ответственности», –добавляет Элла Михайловна.
Учиться родительской мудрости
Так каким же поступкам учить маленьких, но очень энергичных добряков? Разговор наш приводит к простому выводу: самым элементарным – здороваться с соседями, уступать пожилым людям места в общественном транспорте, помнить о чувствах близких людей.
Дети отражают то, что видят в родителях. Когда взрослые члены семьи искренни в словах или делах, тогда и маленькие будут делать все от сердца. Если нам не устраняться от мелочей жизни – она сама подскажет и взрослым, и детям, кого нужно накормить, обнять, пожалеть.
Поясняя примеры собственной родительской жертвы, можно подчеркнуть, что приятно заботиться о других. Но упрекать: «Я ради тебя пашу на трех работах, а ты …» – не стоит. Важно учиться родительской мудрости и спокойствию. Пояснять и показывать на собственном примере, что добро – это норма, а не что-то из ряда вон особенное.
3 декабря 2019 г.