Проповедь Епископа Пахомия на открытии храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
Дорогие братья и сестры!
Я сердечно приветствую вас и поздравляю с одной из первых служб в обновленном храме, которого так ждали люди. И, слава Богу, что сегодня мы совершаем первую соборную службу в этом благолепном храме. Храм наш, как вы знаете, посвящен иконе Божией Матери «Скоропослушница». Это икона, которая была явлена на Святой горе Афон и прославилась многими чудесами. Уникальность ее в том, что она была создана и почиталась людьми, которые всю свою жизнь посвящали Богу – иноками Святой Афонской горы.
Сегодня мы вспоминаем великого русского подвижника, ученика преподобного Сергия – Никона Радонежского. Он был вторым настоятелем, игуменом Радонежской обители. Жизнь преподобного Никона, как и его братии, была сплошным подвигом, устремлением к Богу. И, конечно, у человека, который смотрит на такой пример, возрастает желание подражать ему. Мы часто удивляемся, почему наша жизнь такая постная, такая серая, настолько погруженная в повседневную печаль? Ответ на этот вопрос достаточно прост: с одной стороны, мы не видим великих примеров, а с другой - не всегда сами можем быть примером для людей, которые смотрят на нас.
Сегодня мы с вами слышали очень короткое, но интересное евангельское чтение о том, как Христос, призывая идти за собой учеников, столкнулся с тремя примерами ответов. Как мы знаем, двое из этих людей сами вызвались последовать за Христом. Один из них говорит: Господи, я пойду за тобой туда, куда бы Ты ни пошел. И это обращение к Богу заслуживает похвалы, потому что сегодня, как я уже говорил, в большинстве случаев мы видим, что люди подвержены духу равнодушия. Никто ни за кем не собирается идти. Следовать за Христом сегодня желают очень и очень немногие. Да, многие люди согласны, что есть Бог, существует Церковь, но по большому счету сделать какие-то первые шаги и сказать: «Господи, я хочу идти за Тобой!» мало кто желает. Но даже среди тех, кто в свое время произнес эти слова, как говорится в евангельском чтении, некоторые оказались вовсе не готовы.
Христос говорит: «Лисы имеют норы, птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову». То есть мало сказать «Господи, я готов за тобой идти», нужно быть готовым к тому, что придется идти, куда вовсе не знаешь и делать то, что тебе, может быть, вовсе и не хочется.
Часто люди, приходящие в храм, воспринимают Церковь Божию на самом деле не такой, какая она есть в действительности. Люди воспринимают храм, Бога, церковную жизнь как некую сказку, как возможность решить свои личностные трудности, проблемы. Спросишь человека: «Зачем ты здесь?», ответит: «Я здесь успокаиваюсь, утешаюсь, лечусь. Я пришел сюда, чтобы попросить у Бога каких-то благ». А Христос говорит, что вовсе не за этим нужно следовать за Ним. Христос говорит, что если вы Мои ученики, то вас будут гнать, вас будут не понимать, вас, может быть, даже ждет участь, мягко говоря, незавидная. Та самая, которая ждала Христа на кресте. И часто люди, войдя в церковную жизнь, разочаровываются в ней, охладевают и перестают ходить в храм, перестают читать утренние и вечерние правила, участвовать в таинствах, потому что им кажется, что ничего не меняется, жизнь остается прежней, тусклой, серой, с болезнями, немощами. А Христос зовет человека к подвигам. Он сам взошел на крест, претерпел страдания. Господь ни в чем не погрешил. Именно к этому Он призывает каждого из нас…
Мы видим второго человека, который сказал: «Господи, я пойду за тобой, но прежде дай мне попрощаться с родными моими». Христос говорит ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия. То есть если ты взялся за дело, смотри вперед, нажимай на плуг, трудись, не оборачивайся назад, иначе ничего у тебя не получится. Пойдя за Богом, встав на путь церковной жизни, не возвращайся к жизни греховной, не увлекайся мирскими заботами. Безусловно, братья и сестры никуда из нашей жизни пропасть не могут, и каждый из нас должен заботиться о родных, добывать хлеб насущный. Но это все должно быть на втором месте. Назвав себя христианином, выбрав эту дорогу, человек должен без остатка посвящать себя и свое сердце Богу…
Третий человек тоже засомневался. Его отличие от первых двух в том, что Христос Сам его призвал. И с этого человека, как мне кажется, будет еще больший спрос. И мы видим, что этот человек не отказался. Будучи, видимо, добрым, искренним, он попросил Господа прежде пойти и похоронить своего отца. Мы не знаем, дорогие братья и сестры, был ли его отец мертв уже на этот момент или же речь идет о том, что он хотел досмотреть за отцом до смерти, и только освободившись от семейных обязанностей пойти за Христом. Но Господь ему отвечает: позволь мертвым погребать своих мертвецов. Это не значит, что Христос пытается поколебать устои семейной жизни. Мы же прекрасно знаем, что когда умер Лазарь, Христос пришел к нему на похороны и более того - так сильно любил своего друга, что даже прослезился.
Возвращаясь к евангельской притче, мы понимаем, что Господь говорит эти слова только лишь потому, что хочет призвать человека к совершенству. «Позволь мертвым погребать своих мертвецов» значит только то, что человек, выбравший путь следования за Христом, должен уметь отложить в сторону все мирские заботы, а может быть, даже в какой-то момент между ближними своими и Богом выбрать Христа. И, конечно, для нас, православных христиан, этот евангельский отрывок очень поучителен.
Я уже говорил сегодня, что современная церковная жизнь во многом страдает теплохладностью, таким, знаете, искушением черствостью, когда люди знают, что Бог есть, но по-настоящему вникнуть и войти в христианскую жизнь у человека не хватает ни силы, ни воли. Еще хуже, когда человек со всем соглашается и даже встает на путь церковной жизни, но его сердце также соглашается и с грехом, и с теми страстями, которыми оно обладает. И человек проводит всю свою жизнь фактически в храме Божием, трудится, но сердце его прилеплено к вещам земным. Нам, людям церковным, это искушение как никому другому знакомо. Мы каждый день, каждый час должны оценивать себя, спрашивать, не причастны ли мы к этому недугу, не порабощено ли наше сердце какими-то земными привязанностями и какими-то греховными болезнями. И если это так, то, наверное, нужно сказать: Господи, помоги мне оставить все и последовать за Тобой. И нужно понимать, Господь каждому из нас дает понести тот крест, который ему будет по силам.
Сегодня, дорогие братья и сестры, мы молимся в этом благолепном храме, который открываем для повседневной, глубокой церковной молитвы. Мы совершили чин положения антиминса, это своего рода документ храма, который свидетельствует, что этот храм православный, что священник имеет право совершать божественную Евхаристию, что эти священные действия, эта молитва будет соответствовать церковной традиции и поучениям святых отцов. И в этот праздничный день мне хочется пожелать вам, дорогие прихожане, чтобы вы были людьми ревностными, чтобы вы следовали за Христом, не отступая от храма Божиего. Чтобы вы, как люди искренние и добрые, не поступали так, как наш сегодняшний евангельский персонаж, который сказал: я пойду, я буду, а на самом деле оказался к этому вовсе не готовым. Дай Бог, чтобы мы не выпячивали себя вперед, а просто всегда были готовы потрудиться Христа ради, выполнить то послушание, которое возложит на нас Господь и наша Церковь.
Пусть Господь укрепляет всех нас, дает силы идти дальше и, как в сегодняшнем евангельском чтении сказано, не оборачиваться назад. Ибо человек такой будет постоянно сомневаться и останавливаться, а нам с вами этого делать нельзя. Всегда молюсь, чтобы в этом поселке, да и во всем нашем Отечестве возрождалась и укреплялась вера Православная. Это, на самом деле, единственное спасение для нашего народа, для нашей страны. Многие наши братья и сестры пока этого не знают, не понимают. Но мы будем трудиться, работать, и постараемся быть добрым примером, чтобы люди, пока еще не переступившие порог храма, взирая на нашу жизнь, не соблазнялись ей, а укреплялись в желании пойти вместе с нами за Христом, который каждого из нас призывает.
Еще раз сердечно поздравляю всех вас, дорогие братья и сестры, с праздником! Помоги вам всем Господь!
30 ноября 2019 г.