Тайный чудотворец Адриан
Церковный календарь полон имен преподобных отцов, оставивших мир ради Господа. 2 декабря Церковь празднует память преподобного Адриана Пошехонского – основателя Успенского Пошехонского монастыря.
Место, указанное Ангелом
Преподобный Адриан Пошехонский начал монашеский подвиг в обители святого Корнилия Комельского. Храмы монастыря созидались благодаря трудам его насельников. Среди них было много строителей и иконописцев, в их числе и преподобный Адриан. Своим талантом он служил Господу, содействуя украшению обители.
Молитвенные подвиги и труд иконописца показались ему малой жертвой для Бога. Святой решил уйти в пустынное место. Господь помог исполнить благое намерение. Однажды в Корнилиев монастырь пришел никому не известный старец. Он пообещал будущему святому указать пустыню, где тот сможет создать обитель во имя Пресвятой Богородицы. По благословению игумена Лаврентия, сменившего почившего отца Корнилия, преподобный Адриан отправился в путь, предводимый таинственным черноризцем.
В 1540 году, под праздник Воздвижения Креста Господня, преподобный Адриан со старцем Леонидом, который отправился вместе с ним, прибыли в дикий Пошехонский лес на берегу реки Вотхи. Там ведший их старец стал невидим. Когда путники стали воспевать службу празднику, по всем окрестным селениям разнесся колокольный звон.
Пастырь и учитель
Три года прожили преподобный Адриан и старец Леонид в пустынном одиночестве, терпя нужду и поношения от неблагочестивых жителей окрестностей. Святитель Макарий благословил подвижников устроить монастырь в честь Успения Божией Матери, вручил им храмозданную грамоту, а иеродиакона Адриана рукоположил во пресвитера и возвел в сан игумена.
В ставленной грамоте, выданной преподобному, святитель повелел «священноинокам, диаконам, инокам и простым людем слушати его и во всем повиноваться, яко пастырю и учителю». В Москве пустынники нашли благотворителей, внесших щедрые пожертвования на воздвижение дома Божия. Вернувшись в пустыню, игумен Адриан заложил Успенскую церковь и приступил к устройству обители, призывая в нее христолюбивых людей.
Православные благодарили Господа и Его Матерь за милость – ведь в Пошехонских местах не было монастырей ближе, чем на сотню километров, оказывали любовь к старцам, некоторые изъявляли желание подвизаться с ними. Даже жены их радовались: «Вот возникает честная обитель, будет кому вводить в Ангельский образ». Хотя именно женщинам по уставу обители вход в нее был запрещен.
Строгий устав был введен по примеру Корнилиева монастыря. Не имея ничего своего, довольствуясь во всем малым, большую часть времени иноки посвящали церковной и келейной молитве, чтению Священного Писания. По особой традиции чтение совершалось «не велегласно, но смиренным гласом и кротким: один читает, а второй рассуждает о прочтенном».
Игумен, строитель и иконописец
Пустынники постоянно усиливали пост и молитву, подавая пример ученикам. Призывали они и мирян на молитвенный подвиг, и сами неустанно молились Богу и Его Пречистой Матери, прося помощи и заступничества великих чудотворцев, чтобы обитель их росла и умножалась, чтобы и им сподобиться в ней христианской кончины. Труды и молитвы их не были тщетны: милостью Божией и предстательством Царицы Небесной в монастырь приходили новые желающие посвятить жизнь Богу.
Преподобный Адриан, помимо забот по управлению монастырем, продолжал писать иконы. А когда его душа желала полного безмолвия, он удалялся для молитвы в устроенную им келлию с часовней в лесной чаще.
Память праведного
Слава о месте подвигов ради спасения души распространилась за окрестные пределы. К тому времени игумен Адриан запланировал возведение большого каменного храма и собрал для этого подходящую сумму. Но через год по преставлении старца Леонида в Великий пост в монастырь ворвались вооруженные грабители и после жестоких пыток раздавили игумена Адриана полозьями саней.
Убийцам не удалось избежать возмездия. Один из них украл ларец, думая, что в нем находится золото, но нашел принадлежности иконного письма. Он показал все это священнику села Белого, который, по дьявольскому действию, питал зависть к святому Адриану, и по наущению которого было совершено преступление. Поняв, что ларец – опасная улика, служитель испугался. Но разговор их услышал второй священник, страдавший от дурного влияния своего настоятеля на прихожан. Так преступление было открыто, и виновные понесли наказание.
Тело преподобномученика исчезло. На допросе убийцы сказали, что они хотели его сжечь, но оно пропало. Так прошли десятки лет. Все это время монахи и благочестивые миряне молились об обретении мощей подвижника.
В то время в окрестности монастыря не иссякал поток людей. Но шли они не на место подвигов и кончины святого, а к рябине, которой местные жители воздавали суеверные почитания. Чтобы уничтожить суеверие, местный дьячок Иван Прохорьев восстановил некогда бывшую на том месте церковь во имя святого пророка Илии, а потом устроил там монастырь.
В 1626 году один инок этого монастыря открыл его игумену Лаврентию хранившуюся в их семье тайну: под рябиной, считавшейся «чудотворной», погребены мощи святого Адриана, спасенные от разбойников дедом этого монаха. Исцеления, происходившие там, проистекали от святых мощей. Вскоре они были обретены нетленными. Позже их торжественно перенесли в Успенский монастырский храм и положили в открытую раку на правом клиросе. По молитвам у мощей преподобного Адриана совершилось множество исцелений.
В советское время монастырь закрыли, братия была репрессирована. Все, что от него осталось – полуразрушенные Успенский храм, колокольня, трапезный и настоятельский корпуса, конюшня – вернули Церкви в 1990-е годы.
Сначала обитель возрождалась как женская, но в 2006 году была снова преобразована в мужской монастырь. Сегодня в нем подвизается несколько иноков. Восстанавливая древнюю обитель, братия стремятся сохранить ее исторический облик XVIII–XIX веков. Они сильны верой и желанием возродить былое величие монастыря, ведь это их вклад в торжество Православия на всей Русской земле.
Подготовила Татьяна Уютова
2 декабря 2019 г.