Вопрос Архиерею. В преддверии Рождества Христова
Идет пост, но время новогодних праздненств как никакое другое способствует рассеянности. У взрослых — корпоративы на работе, походы друг к другу в гости, у детей — утренники, елки, новогодние каникулы… Можно ли христианину в этом участвовать?
Вы знаете, я слышу это столько, сколько нахожусь в Церкви. И меня всегда удивляет вот что: когда вроде бы совершенно нормальные, абсолютно добропорядочные люди говорят о новогоднем времени, создается такое впечатление, что подразумевается какой-то неистовый разгул. И я всегда хочу спросить: «А вы как проводите Новый год? Неужели действительно "до положения риз" или все-таки поспокойнее?».
Нет ничего страшного в том, чтобы сходить к кому-то в гости, сводить детей на елку. Нет совершенно ничего плохого в неукорительном проведении этого праздника, ставшего у нас традиционным. Да, мы, христиане, понимаем, что Новый год — это замена, некий двойник Рождества, создававшийся в сознании советского человека. Но праздник прижился, и я не вижу ничего страшного в том, что люди его отмечают нормально, по-человечески. Даже если вы пришли в гости к своим родным, неужели сегодня за хорошим праздничным столом человек не найдет себе чего-то, что он может съесть в постное время? Конечно, найдет: и салаты, и овощи, и рыбу, и какие-то морепродукты. Можно выпить бокал вина, шампанского. Ничего преступного в этом совершенно не будет, если при этом человек помнит, что идет пост, знает, для чего этот пост, какие требования надо к себе предъявлять.
Более того, я считаю, что зимнее каникулярное время, которое мы имеем сейчас, — большое благо для верующих людей. Каникулы как раз дают людям возможность ходить в храм, посещать богослужения, поговеть в полном смысле этого слова и тем самым нормально подготовиться к Рождеству. Поэтому я не отдал бы никому эту неделю перед Рождеством, которую разница в календарях так счастливо помогает нам провести по-христиански.
Как относиться к тому, что во многих храмах сейчас служат в новогоднюю ночь? Будут ли в этом году в Саратове такие богослужения?
Да. Как и в предыдущие годы, целый ряд храмов Саратова будет открыт в новогоднюю ночь, и в них будут совершаться богослужения. Это Троицкий собор, Казанский, Георгиевский храм, может быть, ряд других.
Служить в новогоднюю ночь — это новая традиция, возникшая в последние годы, и я думаю, что она оправданна. Хоть мы и говорим о том, что в праздновании Нового года нет ничего преступного, но все-таки для очень многих верующих, церковных людей более привычно праздники встречать в церкви. Эта традиция зародилась в Москве, на моих собственных глазах. Кстати, ее «автором» был архимандрит Тихон (Шевкунов) (ныне Митрополит Псковский и Порховский). В Сретенском монастыре впервые начали совершать богослужение в новогоднюю ночь, потом и в других московских храмах. И когда я приехал в Саратов, здесь это нашло поддержку.
Не скажу, что храмы в эту ночь ломятся от народа, но основной костяк прихожан в это время с большим удовольствием присутствует на службе. Далеко не всем интересны новогодние телепередачи, не у всех есть возможность пойти к кому-то, потому что очень много людей одиноких. И практически ни у кого из живущих в городе нет возможности в эту ночь заснуть нормально из-за того, что творится на улицах. Видите, сколько причин для того, чтобы в новогоднюю ночь пойти в храм и встретить там Новый год с близкими людьми.
Какие службы проводятся в храме в преддверии Рождества Христова и в сам день Рождества?
Службы Рождественского поста, в отличие от служб поста Великого, структурно не отличаются от обычных богослужений, которые совершаются в течение всего церковного года. Но при этом в богослужебных текстах, предваряющих праздник, есть очень интересная особенность: в дни предпразднства (со второго по шестое января по новому стилю) богослужение вводит человека в пространство тех событий, которые предваряют Рождество Христово. И мы буквально шаг за шагом следуем за святым семейством, за волхвами, вместе с Матерью Божией и праведным Иосифом Обручником оказываемся в вертепе, в котором предстоит родиться Христу. Та же особенность есть и у богослужения в Страстную неделю, она производит очень сильное впечатление.
В эти дни читаются умилительные каноны на повечерии. Я лично их очень люблю и всегда стараюсь читать сам. Повечерие — это служба монастырская, и на обычных приходах она, как правило, опускается. Но я всегда благословляю в дни предпразднства служить повечерие в наших храмах ради этих трогательных, очень глубоких по своему смыслу и содержанию канонов.
6 января — навечерие Рождества Христова. Этот день отмечен особым постом, который, по древней традиции, должен длиться весь световой день — «до первой звезды». Почему так? Пост, который мы сегодня знаем как воздержание от тех или иных видов пищи, в Древней Церкви имел и временное измерение: пост держался до захода солнца. И вот поэтому Литургия дня навечерия должна служиться вечером — так, чтобы она заканчивалась к моменту захода солнца. Литургия Преждеосвященных Даров в Великий пост тоже изначально совершалась только вечером, по той же причине. Сейчас мы совершаем эти богослужения в первой половине дня — так легче для прихожан, но это неправильно по смыслу службы. Сейчас все больше приходов в разных епархиях возвращаются к практике вечернего совершения Литургии Преждеосвященных Даров, как это полагается по Уставу. Возможно, когда-нибудь и богослужения навечерия Рождества и Богоявления вновь будут совершаться в наших храмах вечером.
В этот день принято разговляться так называемым сочивом, то есть пшеницей, разваренной с медом и сухофруктами. Поэтому день навечерия называется также Сочельником.
Часто задают вопрос: сколько должен длиться пост до Причастия для тех, кто собирается причаститься ночью? Если человек может поститься по Уставу, то в этот день он вкушает пищу один раз после захода солнца. Сегодня у нас темнеет рано — значит, в районе 16–17 часов. Если человек немощен, пожалуйста, он может поесть и позже, но не менее чем за пять-шесть часов до Причастия. Надо исходить из того, что ночная Литургия заканчивается в 2–3 часа ночи.
Само богослужение Рождества состоит из всенощного бдения и Божественной литургии. Оно совершенно обычное по своей структуре, но, конечно же, всё, что читается и поется на службе, посвящено событию и значению Рождества Христова. Одно из главных рождественских песнопений — ангельская песнь «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Она неоднократно звучит во время службы. Неким музыкальным и текстовым символом праздника является также песнопение «С нами Бог» — оно содержит пророчества из ветхозаветной Книги пророка Исаии о Христе Спасителе.
Когда меня спрашивают: «А как часто нужно ходить в Церковь в эти предпраздничные дни?», «Нужно ли быть обязательно вот на этой или на этой службе?» — я оказываюсь в затруднении. Как ответить? Представьте себе, что два человека любят друг друга. И покажется смешным, если молодой человек или девушка будут раздумывать: «Вот мы сегодня виделись. А надо ли нам видеться завтра? А может, только через пару деньков?»… Если человек влюблен, то он все время хочет быть с тем, кого любит. Вот так и здесь: если человек любит Бога, если для него Церковь — это жизнь, такой вопрос просто не возникает. Есть возможность — человек идет в храм.
Обычно каждый год в декабре в Интернете вновь оживляются дискуссии о том, как хорошо было бы Церкви перейти на новый стиль, чтобы Новый год отмечался после Рождества, уже по окончании поста. Но я считаю, что зимнее каникулярное время, которое мы имеем сейчас, — большое благо для верующих людей. В нашей стране это выходные, поэтому даже те, кто работает и обычно не имеет возможности ходить на службу в будни, могут пойти в храм. Кстати, это заметно: в предрождественские дни храмы наполняются людьми. Новогодние «каникулы» дают им возможность посещать богослужения, поговеть в полном смысле этого слова и тем самым духовно подготовиться к Рождеству. Поэтому я не отдал бы никому эту неделю перед Рождеством, которую разница в календарях помогает нам провести по-христиански.
31 декабря 2019 г.