Дивный Иустин
Православная Церковь 14 июня вспоминает мученический подвиг святого Иустина Философа, одного из первых апологетов Церкви, положившего начало христианской философии.
Святой Иустин родился в 105 году в Сихеме — древнем городе Самарии, в семье язычников. С юных лет у него появилось стремление к истине, познанию смысла жизни. Пытаясь удовлетворить это стремление, Иустин стал знакомиться с различными философскими учениями и получил прекрасное образование. В совершенстве изучив многие направления философии, он убедился, что ни одно из них не открывает пути к познанию Истинного Бога.
Однажды встретился ему некий старец (по преданию, мученик Поликарп, епископ Смирнский, один из любимых учеников апостола Иоанна Богослова), который раскрыл Иустину сущность христианского учения. В конце беседы старец посоветовал искать разрешения всех вопросов жизни в книгах Священного Писания: «Только христианство есть истинная философия, содержащая в себе все частные истины. Молись прилежно Богу, чтобы Он открыл тебе Истину. Только Бог способен открыть ее и лишь тому, кто ищет Его с молитвою и любовью». Святой Иустин рассказывал потом об этом: «Какой-то огонь разгорелся во мне, воспламеняя дух мой стремлением к Богу, и возросла во мне любовь к святым пророкам и к тем мужам, которые суть друзья Христовы. Размышляя о словах старца, я познал, что возвещенное им учение — единственно истинное, начал читать Священное Писание и сделался истинным христианином».
На 30-м году жизни Иустин принял Святое Крещение. С того времени все свои обширные философские познания он посвятил проповеди Евангелия среди язычников. «Мне хотелось, — говорил святой Иустин, — чтоб и все мыслили со мною одинаково и не отвращались учения Спасителя, ибо… оно доставляет сладостнейшее успокоение для тех, кто занимается им. Кто может возвещать Истину и не возвещает, тот будет осужден Богом».
И святой возвещал в нелегкое для христиан время: Церковь переживала гонения, собрания христиан происходили тайно. А подобные собрания всегда внушают властям подозрения. Зачем христиане собираются? Кому и как они служат? Перед ранними христианскими апологетами стояла трудная задача — объяснить, что вера и богослужение Церкви Христовой плохо понимаются в обществе, отсюда и все наветы. Святой Иустин проповедовал Слово Божие, как странствующий благовестник. Главным делом его жизни была защита христианства от иудеев, язычников и еретиков, которую он вел устно и письменно.
В Риме он быстро нашел единомышленников, снискал уважение жителей города. Святой имел «палиум» (одежда античных философов), который давал право основать свою собственную школу, чем он и воспользовался, открыв христианскую школу в Риме. Своим ученикам святой Иустин излагал философию христианства, утверждая, что только в ней он нашел единственную истинную философию, отвечающую на все вопросы. Школа стала многочисленной. Талантливый и начитанный, мастерски владеющий словом, он привлек к себе немало учеников, из которых вскоре выделился сплоченный круг ревнителей Христовых.
Его успех вызывал зависть у других многочисленных мнимых философов, чьи школы пустовали. Один из его учеников называл своего учителя «дивным Иустином, достойным великого изумления». Подобная популярность этого великого христианского проповедника и учителя, в первую очередь среди интеллигентной молодежи Рима, не могла не вызвать реакции со стороны язычников.
Приблизительно в 155 году он составил «Апологию», адресованную императору Антонину Пию, в которой опровергал грубую клевету язычников в адрес христиан. Она оказала столь благотворное воздействие на императора, что он прекратил гонения. Святой Иустин сам отправился сообщать радостную весть об отмене императором гонений в те районы империи, где особенно сильно преследовали христиан.
Вернулся святой в Рим уже во время царствования другого императора — Марка Аврелия. Это был один из лучших императоров, когда-либо правивших Римом. Он держался высоких правил добродетели, твердости духа, но при этом жестоко преследовал христиан, не понимая их веры и считая их врагами государства. Предавались смерти люди, которые в глазах язычников не имели иной вины, кроме той, что были христиане. Тогда святой Иустин написал вторую «Апологию». Ревность о христианстве стоила философу жизни. Он сам это предвидел и писал в своей второй «Апологии»: «Я ожидаю, что буду пойман в сети кем-нибудь из тех, о которых я упомянул (т. е. ложных философов) и повешен на дереве, даже может быть Кресцентом».
Так и случилось. Завидовавший ему Кресцент, которого Иустин всегда побеждал в прениях, возвел на него много ложных обвинений перед римским судом. Святой Иустин был взят под стражу вместе со своими учениками. Префект, обратившись к Иустину, поинтересовался, надеется ли тот попасть на небеса через муки, которым его собираются подвергнуть. Философ мужественно ответил: «Я надеюсь получить награду, уготованную тем, кто хранит заповеди Христа, если перенесу мучения, о которых ты мне говоришь. Наше самое горячее желание — пострадать за Господа нашего Иисуса Христа и получить спасение. Так мы уверенно и спокойно сможем предстать перед Страшным судом нашего Бога и Спаса, на который должны будут явиться все». Мученики, претерпев избиение, были обезглавлены. Мощи святого Иустина находятся в пригороде Рима, районе Ченточеллe, в храме, освященном в его честь.
Так благодаря своей любимой науке — философии — Иустин подготовил себя к принятию Христа. Святой, на собственном опыте убедившийся в суетности всех земных знаний без света Христова учения, учит и нас тому, что истинное просвещение возможно только в христианстве, а всякие иные мудрования, отвергающие бытие Бога и веру в Него, ведут к гибели.
Наталия Бондаренко
14 июня 2013 г.