Средоточие порядка и красоты
Прозрачные брызги летят в разные стороны. Духовенство кропит новые просторные кабинеты и светлые залы святой водой. Всего пару минут назад молитва сразу трех архиереев – Митрополита Лонгина, Епископа Пахомия и Епископа Тарасия, священников и мирян освятила новое здание епархиального управления, еще раз призвала благодать Божию на всех, кто, по точному слову митрополита, будет трудиться здесь на благо Церкви Христовой. И, конечно, Покровской епархии, чья жизнь, а теперь еще и на обновленном верой и трудом месте, бесспорно, приковывает внимание и вызывает множество вопросов. И ответы на некоторые из них уже есть.
Что? Где? Когда?
Точная дата благословения на труды – 12 января. Этот день – определенно не черта, не подведение итогов, не повод для успокоения. Это точка отсчета времени больших свершений. И запятая в деле устроения церковной жизни, в череде знаковых событий и для кафедрального города Покровска, и для всей епархии.
Так, в начале зимы были сделаны последние штрихи к портрету Свято-Троицкого собора, претерпевшего значительные изменения как в облике, так и во внутреннем наполнении. Баптистерий, притвор, где находится церковная лавка, новая звонница – собор поистине являет собой украшение города и образец для остальных приходов Заволжья. Он задает тон епархиальной жизни. Эту же ответственность с ним разделяет и епархиальное управление. Только если собор – молитвенный центр этой жизни, то управление – административный. Они как сердце и ум одного организма – Покровской епархии.
Как это работает?
Труд на благо Церкви Христовой – высокое определение, и вместе с тем за ним кроется ежедневная непрерывная работа. Интересная, непростая, направленная на поддержание жизни епархии – объединения разных храмов и монастырей. «На нашей территории порядка сотни приходов, где священники, а порой священник в одиночку совершает богослужение, преподает в воскресной школе, наставляет паству, окормляет социальные учреждения, школы, занимается строительством и благоустройством храмов, – объясняет Владыка Пахомий. – Конечно же, любой батюшка нуждается в помощи. Эту помощь ему оказывают правящий архиерей и его помощники – руководители и сотрудники профильных отделов епархиального управления».
К примеру, справиться с трудностями, которые неизбежно возникают на стройке, призвана экономская служба, упорядочить внутреннюю работу епархии – канцелярия, бухгалтерия, защитить права в гражданском обществе – финансовый и юридический отделы. Но одной лишь координацией работы приходов и исполнением распоряжений Московской Патриархии дело не ограничивается. Епархиальные сотрудники, как истинные христиане, обязаны держать связь со светским миром – нести весть о Боге широчайшей аудитории, превращая слова христианской проповеди в дела.
Благодаря просветительскому, миссионерскому, социальному служению – проведению масштабных образовательных форумов и культурных празднеств, фестивалей, концертов, конкурсов, благотворительных акций епархиального и регионального уровня, информационной поддержке в печатных и интернет-СМИ, социальных сетях, они доступным языком говорят о вере, о Христе и помогают составить представление о миссии Церкви в мире.
Как это выглядит?
Может быть, ту пространственную композицию зданий, что за восемь лет образовалась вокруг Свято-Троицкого собора, еще рано называть архитектурным комплексом, но нельзя отрицать, что в ней прослеживается единство стилистических решений. И ключевую роль в их поиске, безусловно, сыграл именно собор. Построенный в XIX веке, в эклектичном стиле, он выступил своеобразной доминантой храмовой территории. Определил внешний вид и цветовую гамму остальных зданий – старой епархии, где теперь располагается пошивочная мастерская, ризница, иконописная, пара учебных классов, архив нотной библиотеки, регентская, Покровского образовательного центра и епархиального склада, объединенного с церковным магазином и центром гуманитарной помощи «Милосердие».
В оформлении фасадов использованы два традиционных для русской храмовой архитектуры цвета – желтый и красный. Что же касается общего стилистического направления – это все та же эклектика. Лаконичность и аккуратность в действии, попытка сберечь и улучшить то, что есть, с минимальными затратами, но большим вниманием и заботой. И все же при таком практичном подходе над визуальным воплощением нового здания епархиального управления с самого начала, а именно с 2014 года, призадумались. В процессе проектирования рассматривали различные варианты, во многом продиктованные уже имеющимся на участке фундаментом. В итоге остановились на классике.
Кто это сделал?
Проект нового епархиального управления пополнил творческую копилку, по словам Владыки Пахомия, одного из лучших церковных архитекторов в Саратове – Андрея Иванова. Перед талантливым проектировщиком стояла непростая задача – реализовать идеи, предложенные архипастырем.
В том, что долгий путь проб и ошибок завершится достойным результатом, не было сомнений, ведь и Владыка, и Андрей Александрович хорошо понимают тонкости церковного зодчества и также хорошо знают друг друга. Знакомство состоялось в ту пору, когда Покровской кафедры еще не существовало, Владыка нес послушание игумена в Троицком соборе Саратова, а Андрей оканчивал политехнический институт. Подсказка, что будущее выпускника окажется связано с храмом, появилась примерно в то же время. Его дипломной работой стал проект по реконструкции сквера под строительство причтового дома при Троицком соборе. Дом он тоже позже спроектировал, попутно проходил стажировку в Московском, Нижегородском и Самарском архитектурных вузах и, как результат, вошел в состав реставрационного отдела Саратовской епархии, который тогда возглавлял игумен Пахомий.
Вместе более чем за десятилетний период сотрудничества они претворили в жизнь немало стоящих и интересных идей – среди них порядка десяти храмов в Саратове, Покровске и области. «Одним из значимых объектов, над которым довелось работать, для меня остается Свято-Троицкий кафедральный собор Покровска», – делится Андрей Александрович.
Что внутри?
Во-первых, простор, которого не хватало в здании старой епархии – в одном кабинете соседствовали сразу по несколько епархиальных отделов. Здесь в их распоряжение отдан целый, первый, этаж. «На втором находится кабинет архиерея, приемная, зал епархиального совета и несколько гостевых комнат», – говорит Владыка Пахомий.
Во-вторых, контраст. Внешний сдержанный классический облик подчеркивает принадлежность церковному пространству, а современный интерьер в холодных серых и белых тонах – открытость новшествам, прогрессивным взглядам. И в этом нет никакого противоречия, считает Владыка. «Люди Церкви уникальны. Мы знаем реалии и светской, и церковной жизни. Мы верим в божественную идею, которая находится вне времени и пространства, но при этом учитываем реалии современности. Мы живем христианской традицией, которой две тысячи лет, но при этом смотрим в будущее. И это нормально, потому как изоляция, отрицание знаний, технологий не позволит нам полноценно нести свое служение, проповедовать Христа и благую весть, открывать людям путь спасения», – добавляет он.
И все так же желание соединить классику и модерн исходило от архипастыря, а тонкая реализация принадлежала нашему архитектору. Полет фантазии и стремление освежить привычный классический мир привели к тому, что за основу решили взять эстетику скандинавского минимализма, органично сочетающую технологичность и функциональность, практичность и изысканность, смелые, новаторские решения. Такое сочетание, по сути, отражает процесс управления епархией. Это ведь не только администрирование, это еще и творчество.
И, в-третьих, домовый храм, где будут храниться мощи, антиминсы, миро. Правда, рассказывать о храме еще рано, поскольку кроме белых стен, плиточного пола и идей, что пока должны остаться в тайне, ничего больше нет.
Что на сердце?
Слишком много чувств, не поддающихся описанию. Но если кратко, то у Андрея Александровича – радость и удовольствие от того, что все задуманное получилось, что результат очевиден. У Владыки – желание двигаться вперед, поскольку церковная жизнь должна развиваться, зарождаться там, где ее прежде не было, и становиться реалией современного мира.
27 января 2020 г.