С надеждой на милость Божию
Чем отличается чудотворная икона от обычной? В чем заключается христианский подвиг? Зачем во время вечерней службы совершается помазание маслом? Мы отобрали несколько вопросов, которые чаще всего задают наши прихожане, и адресовали их благочинному Покровского благочинного округа священнику Виктору Тихонову.
– Отец Виктор, разъясните, зачем во время всенощной совершается помазание елеем? В чем смысл этого действа, после которого некоторые прихожане уходят со службы?
– С самых древних библейских времен елей был символом радости и благословения Божия. В Ветхом Завете им помазывали царей и пророков. Через помазание елеем им подавались дары Святого Духа. В Новозаветной Церкви помазание совершается уже над всеми христианами.
Елеепомазание – это раздача освященного масла, которое раньше в храме накапливали, разливали по бутылочкам и раздавали прихожанам. Отсюда и название – полиелей, то есть «много масла». Сегодня по устоявшейся традиции во время праздничной утрени после чтения Евангелия елеем мажут лоб, изображая на челе священнослужителей и прихожан крестное знамение.
Не стоит воспринимать помазание как нечто сверхъестественное, елей служит лишь символом Божьих благодеяний. Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в наши сердца (2 Кор. 1, 21-22). Люди, которые приходят на вечернюю службу в храм только ради этого действа, не совсем правы. Их привлекает сам обряд, а все, что лишено действия – сугубая молитва, песнопение, чтение праздничного канона – остается в стороне. А это и есть главное в службе.
Надо обязательно внимательно выслушать канон, он подобен тому, что мы читаем перед Причастием. У него другой богословский смысл, но по своей значимости, содержанию он так же важен. Поэтому суета во время помазания, хождение по храму – все это недопустимо. Прихожанам следует внимательно относиться ко всему, что происходит в храме, и понимать, что в богослужении не бывает антрактов.
– Отец Виктор, у всех верующих есть представление о чудотворной иконе, и мы ищем ее, когда, что называется, припекло. А обычная икона или даже маленькая ламинированная – она что, меньшей силой обладает? Надо ли в сложных жизненных ситуациях искать именно чудотворный образ?
– Все зависит от самого человека, его веры. Если человек обратится к Господу, Богородице или святым, изображенным на простой иконке, он получит точно такую же помощь и пользу, как если бы он молился у чудотворной иконы. Я в этом уверен. Доска остается доской, главное – это первообраз, который стоит за любой иконой, к которому и обращается с молитвой верующий человек. Молись, и тогда любая икона будет для тебя спасительной.
К нам в храм как-то обратилась женщина, у которой сгорел дом, а ламинированная иконка осталась невредимой. Что это было? Чудотворная икона или милость Божия к человеку, чтобы он задумался о своей жизни, как-то ее пересмотрел и молился бы дальше Богу и искал бы в своей жизни окошко в иную, духовную жизнь? Ведь икона – это и есть окошко в иной, духовный мир.
Если все-таки дать конкретный ответ, в чем отличие чудотворной иконы от простой, я бы сказал так: в одном случае есть проявление обильной Божией благодати, в другом ее нет. Пока нет. Но искренняя молитва творит чудеса.
– Скажите, отец Виктор, как Вы относитесь к иконам в автомобилях? Чаще всего их подвешивают в качестве оберега, надеясь, что образ Христа, Матери Божией или святого убережет владельца машины от аварий.
– Думаю, что икона в машине – это хорошо. Еще лучше, если человек будет к этому правильно относиться. Я бы советовал каждому водителю, прежде чем сесть за руль, перекреститься, прочитать хотя бы короткую молитву – «Господи, благослови!» – и поехать. Иконка для этого и нужна. Она служит напоминанием, что все в руках Божиих. Пускай будут в машинах иконы, пусть люди освящают свои машины и свидетельствуют, что они христиане.
– Что значит делать добрые дела во славу Божию? А если их совершать просто по своему естеству, как говорят, по доброте душевной?
– У апостола Павла есть такие слова: Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию (1 Кор. 10, 31). Христианин имеет такую особенность: все, что в жизни он делает доброго, он не приписывает самому себе, а только Богу. И это правильно, в этом проявляется христианская добродетель. Всякое доброе дело христианин делает не ради тщеславия, амбиций, не ради похвалы или какой-то корысти, а только ради Бога, ради Его славы. То есть, совершая любое дело, христианин всегда помнит о Боге, осознает Его каждодневное присутствие и живет в соответствии с этим знанием. Доброта в любом человеке – хорошее качество, но надо понимать, что если человек добр по своей натуре – это милость Божия к нему, и Господь Сам определит его дальнейшую судьбу.
– А что можно сказать о христианском подвиге? Чем отличается христианский подвиг от подвигов людей, возможно, неверующих в Бога, но жертвующих собой ради спасения других?
– Христианский подвиг в высшем его совершенстве – это подражание Христу, следование за Христом, преображение души, изменение своей жизни, настрой на аскетический путь. Очень многие люди исполняют по жизни свой христианский подвиг там, где они работают или служат. Говорить людям о Христе – это подвиг, воспитывать детей в православной вере – подвиг, сверять каждый свой поступок с Евангелием – это тоже христианский подвиг.
Человек постоянно стоит перед выбором, и если он стремится быть достойным христианином, значит, должен всегда, в любой ситуации выбирать терпение, смирение, добро. Вспомните жизнь Александра Суворова, благочестивого святого полководца, с мечом и молитвой защищавшего Русскую землю. Не все храбрые и знаменитые полководцы причислены к лику святых. Но для Суворова защита Отечества означала защиту Православия. Простой народ это ясно понимал и называл Александра Суворова «Русским Архистратигом», «Христовым воином». На поле брани, в отношении с людьми, в любых ситуациях он всегда оставался христианином. Вся его жизнь – это христианский подвиг, это любовь ко Христу и к ближним.
– Скажите, отец Виктор, как можно исполнять заповедь Бога о любви к ближнему, если любви не чувствуешь?
– Это самый сложный вопрос. Тот, кто смог стяжать любовь, – самый счастливый человек. Наша любовь не совершенна, не всегда бескорыстна. Чтобы стяжать такую любовь, о которой говорит апостол Павел: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится… не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла… (1 Кор. 13, 4-5) – нужен большой духовный опыт. Пока мы будем оставаться страстными людьми, пока не вытолкнем из себя гордыню, тщеславие, самолюбие, крайне трудно в совершенстве овладеть законом любви. Поэтому многие монахи уходили в пустынные места, чтобы побороть свои страсти и обрести любовь к Богу, к людям. Они начинали жить, дыша любовью, дыша Духом Святым.
– Приходя в храм, мы ждем от священника помощи в нашей церковной жизни, совета. Иногда путаем священника с психологом. Должен ли батюшка находить ответы на все наши вопросы?
– Я думаю, что ни одного священника нельзя перегрузить вопросами. Если есть потребность в священнике, это хорошо. Безусловно, священник должен отвечать на все вопросы духовной жизни. Но я не прозорливый человек и не могу, к примеру, ответить на вопрос: брать ипотеку или не брать? Подобные житейские вопросы задают часто. Я знаю много людей, которым Господь посылает нужных людей, нужные ситуации, и человек, живущий православной жизнью, понимает, как ему следует поступить. Стоит больше доверять Богу, уповать на Бога и терпеливо дожидаться, когда Господь Сам разрешит ситуацию, и человек поймет, куда ему следует двигаться, куда направить свои мысли и стопы.
Беседовала Ольга Стрелкова
5 марта 2020 г.