Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после великого повечерия в четверг первой седмицы Великого поста в Донском ставропигиальном монастыре
Вечером 5 марта 2020 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
В течение последних дней мы рассуждаем о способах и средствах, которые надлежит употребить православному христианину для того, чтобы поприще Святой Четыредесятницы оказалось плодоносным, чтобы произошли те изменения в нашей жизни, в нашем сознании, в нашей воле, в наших чувствах, которые приблизили бы нас к Господу, и чтобы мы могли эту близость почувствовать, что крайне необходимо для укрепления нашей веры, для формирования подлинно христианского взгляда на жизнь и в первую очередь на самих себя.
Мы говорили, что средства, которые предлагает Церковь во время поста, — покаяние, воздержание в пище, молитва, милосердие — могут быть очень эффективными, если их применять реально, а не останавливаться на полпути. Но как же можно исказить все эти замечательные требования, которые Церковь предъявляет к постящимся? Достаточно просто! Пост: можно поститься, можно более или менее поститься, можно вообще не поститься. Молитва: можно молиться, отдавая этому делу все свои силы духовные, напрягая ум и волю, а можно с ноги на ногу переступать, не вслушиваясь в произносимые слова и теряя всякую связь с молитвой собранной в храме общины. То же самое можно сказать и о милосердии, то есть о добрых делах: можно действительно совершать их — конечно, в меру своих возможностей, ни от кого не требуется восшествия на Голгофу; а можно отдать в гуманитарную помощь какую-нибудь негодную вещь, которую лучше было бы в утиль отправить. Точно так же все иные аспекты духовной жизни могут превратиться в профанацию. Поэтому необходим некий контроль над тем, как мы, люди верующие, используем средства и способы духовной работы над самим собой. Святые отцы называли этот контроль мысли над нашими чувствами сохранением ума в сердце.
Вчера вечером в Даниловом монастыре я постарался подробно разъяснить, что означает контроль мысли над человеческими чувствами. Поэтому сегодня я не буду повторяться, а скажу лишь то, что мне хотелось бы добавить к сказанному вчера. Святые отцы четко понимали, что чувства человеческие могут легко меняться на противоположные, поэтому столь необходим контроль со стороны разума, со стороны мысли. Но мы ни в коей мере не можем игнорировать другую опасность. Если с умом все хорошо, если человек обладает твердыми убеждениями, в том числе религиозными, если он хорошо образован, начитан, многое знает, если его не свернуть с пути истинного, — тогда, конечно, его ум может и должен управлять чувствами. Ну, а если человек недостаточно образован, мало читал, мало знает о духовной жизни? Ведь религиозные знания зачастую опираются в основном на пересказы, многие никогда в жизни не прикасались к христианским первоисточникам и слово Божие знают плохо. Так вот, если такой непросвещенный разум будет контролировать чувства, приведет ли это к правильным последствиям? Не будет ли разум, напротив, подталкивать человека к деяниям, которые никак не совместимы со стяжанием основ духовной жизни? Другими словами, разум может и должен играть важную роль в контроле над нашими чувствами, но для этого необходимо воспитание разума. Разум должен питаться истинами непоколебимыми — в первую очередь истинами Божественного слова. Поэтому если мы хотим, чтобы наш разум управлял нашими чувствами, мы должны знать Божие слово, мы должны его читать. Евангелие, Деяния апостолов должны быть нашей настольной книгой. Нельзя раз в жизни прочитать, да и то не полностью, Евангелие и сказать, что мы его знаем. Евангелие нужно читать от корки до корки столько раз, сколько возможно, в течение всей жизни, потому что каждое чтение открывает грань, которая не была видна при предыдущем чтении. Не может быть сознательной жизни православного христианина без чтения Священного Писания, потому что именно слово Божие питает разум, а разум способен повлиять на чувства, как только что было сказано.
К сожалению, не всегда знание даже самых возвышенных истин сохраняется в памяти, тем более не всегда оно остается неким руководящим жизненным началом. Тогда наступает очень большая опасность, ведь если истины слова Божия перестают играть решающую роль в определении человеком того, что правильно, а что неправильно, что есть истина, а что ложь, что откровение, а что соблазн, то верующий человек может оказаться легкой добычей врага.
Не это ли произошло в XX веке с нашим благочестивым народом? Почти все изучали тогда в школах Закон Божий, но, наверное, чтение священных книг не сопровождалось правильными, умными и соответствующими времени пояснениями преподавателей. Наверное, слишком много формализма было как со стороны педагогов, так и со стороны детей. Все это привело к тому, что знание слова Божиего не вошло в сердца большинства людей, не сформировало их убеждения. А если нет убеждений, то сознание и воля легко порабощаются другими идеями, привнесенными со стороны.
Мы знаем, как вчерашние гимназисты, изучавшие слово Божие, надели на себя красные банты и пошли крушить церкви; как то же самое делали солдаты, еще вчера шедшие навстречу врагу со священным для России того времени призывом «За веру, царя и Отечество!» Но наступили другие времена, и новые учителя пленили сознание православных людей, потому что вера так и не сформировала в них подлинные убеждения. А ведь ни одна, даже самая великая книга не поможет, если не станет частью убеждений человека.
И сегодня мы не застрахованы от повторения тех же ошибок. Мало того, что мы редко читаем слово Божие, — разве мы над ним размышляем? Спрашиваем ли мы систематически у священнослужителей или у других просвещенных людей, что означает тот или иной текст? Меня радует, что в последнее время на нашем телевидении, в том числе на церковных каналах «Спас» и «Союз», идут прекрасные передачи, в которых просвещенное духовенство объясняет Священное Писание, многое делает для укрепления веры в нашем народе. Но те, для кого эти телепередачи недоступны, несомненно, должны находить возможность побеседовать с просвещенным человеком, лучше всего со священнослужителем, особенно если внешний мир привносит тревоги, сомнения. А как много таких ложных и опасных сигналов обрушиваются на сознание православного человека, неся в себе ложь, клевету против Церкви, против ее служителей, — именно для того, чтобы сформировать недоверие к словам, которые Церковь обращает к своему народу!
Еще раз скажу: в этом нет ничего нового. Точно так же, по тем же лекалам разрушалась в начале XX века православная Россия. Ничего нового никто не изобрел. Читая те или иные выдумки в адрес Церкви, наполненные злобой, клеветой, иногда задаешься вопросом: неужели все это может быть усвоено сознанием нормальных людей, тем более верующих, после всей страшной истории XX века? Неужели снова мы поскользнемся на этом специально разлитом масле, подобно тому, как поскользнулся и погиб один из героев известного произведения Булгакова?
Я говорю всё это к тому, что живем мы во время непростое, и мы должны не только обладать ясным православным мировоззрением, но и уметь его защищать. Во-первых, перед самими собой, в ответ на те вызовы, которые обращаются к нам; но также помогать тем, кто неспособен сам защититься. Мы должны становиться очень сильной, солидарной православной общиной, исполненной искренней веры, обращенной духом своим к тем святым угодникам, которые пали жертвой страшной борьбы с нашей Церковью, — первым из них является патриарх Тихон, мощи которого покоятся в этом святом храме.
Пусть Господь молитвами наших мучеников, исповедников поможет нынешнему поколению православных людей не просто хранить веру, но и быть способными отвечать на всю ту ложь, клевету, нападки, которые сегодня обращаются на Церковь, — так же, как они обращались в начале века XX-го. Мы ни с кем не ищем войны, по-христиански мы всех прощаем, у нас не должно быть зла в сердце. Ведь если в полемике с недоброжелателями мы почувствуем прилив злой энергии, если мы вдруг возненавидим наших оппонентов, — то нам следует немедленно остановиться, ведь это означает, что зло нас победило. Но если зла нет в нашем сердце, если мы чувствуем снисхождение и даже любовь к людям заблуждающимся, то у нас действительно есть возможность и сила защитить слово Божие, Церковь Святую, народ свой. Наш долг — делать это со смирением и доверием Господу, Который ведет наш народ и Церковь нашу только Ему известными путями; нам же остается надеяться, что это и есть Божественный путь, истина и жизнь. Аминь.
6 марта 2020 г.