Пора свидания с Богом и с собой
«Как прожить жизнь так, чтобы ваша старость стала движением вверх». Такой подзаголовок протоиерей Андрей Ткачев дал своей книге «Возраст зрелости», которая и подсказала тему данного интервью, став своеобразным навигатором в разговоре с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора священником Аркадием Махсумовым.
– Для начала хотелось бы пояснить, почему именно с Вами, отец Аркадий, я решила поговорить на эту тему. В вышеупомянутой книге автор, не раз ссылаясь на менталитет Востока, пишет, что «если миру суждено еще пожить, то это зависит от лучших ценностей Востока». К примеру, в почитании родителей, старших восточные люди лучше нас, считает он. Вы не понаслышке знакомы с традициями Востока. Согласны Вы с этим утверждением? Наши христианские традиции не так крепки, ослабли?
– Здесь отец Андрей в свойственной ему пробуждающей манере сознательно сгущает краски, чтобы мы проявили собственный интерес к теме. На самом деле, не все так просто. Восток коренится в своей исламской традиции. Ислам прописывает четкое определение социальных ролей, и эта патриархальная модель во многом помогает людям. Но нельзя ее просто взять и пересадить на христианскую почву. Если ислам – религия порядка, социальной справедливости, земного благоденствия, то христианство – это религия любви. И нашей мотивацией во все времена была любовь – к Богу, к ближнему. Христианин так духовно-генетически устроен, что если у него нет любви, то внешнее устройство ему не поможет.
– Вам часто приходится исповедовать людей пожилого возраста. На Ваш взгляд, что отличает современных людей преклонного возраста?
– Вы знаете, очень мало мудрецов. Старичков много, старцев мало. Русские люди были до тех пор мудры, пока жили с верой. Федор Михайлович Достоевский очень точно сказал: «Русский человек без Бога – это проходимец». А ведь самое страшное, что не только проходимец, но бывает, что и глупец. Многие священники называют это проблемой безблагодатности, бездуховности. Человеческий разум не освящает благодать Божия, и он угасает, деградирует.
– С точки зрения христианства старость – это благословение от Бога, великий подарок, свидание с Богом и с самим собой. Это особое время, которое может помочь человеку спасти свою душу и помочь спасению своих близких. Но страх старости, страх перед смертью, перед болезнями, одиночеством на исходе дней обычно пугает современного человека. Как принять старость со смирением и благодарением, жить в мире и гармонии с собой, ближними и всем миром, подскажите?
– Смерть грозит человеку в любом возрасте одинаково, она не связана со старостью. К вопросу о смерти надо просто правильно относиться. Жизнь – это отпущенный тебе ресурс, у которого есть цель. И этот ресурс должен быть употреблен рачительно, разумно для спасения собственной души. Надо задуматься: или ты будешь жить в райском блаженстве, или в муках, в преисподней проводить свою вечную жизнь, в сравнении с которой временная земная – миг. Но мало кто думает об этом.
А страх перед смертью есть у каждого человека – и у мудрого, духовного. Почитайте святых отцов, они ужасаются смерти, но не потому, что боятся расставания души с телом, а потому, что понимают, что это экзамен, который определяет их дальнейшую участь. Это оценка тех усилий, которые они предприняли в жизни, оценка их пути, пройденного на Земле.
– Что говорит о старости Библия?
– Библия говорит, что старость – это награда от Бога, и называет ее маститой, потому что это возраст опыта, мудрости, авторитета, жизненных достижений и в то же время – экзамен для человека. Если жизнь прожита правильно, то и старость будет правильная, маститая. Есть и признаки этой маститости. У человека, не связанного семейными узами, должны быть достижения на почве служения Богу, ближнему, своей профессии. У семейных людей это еще и время подведения итогов, связанных с детьми, внуками.
В Библии старость всегда увязана с Богом. Дети должны быть тем елеем, который светит в лампаде и может исцелить раны ближнему, быть топливом для света, чистоты правды, души. Вот они – твои плоды, смотри, наслаждайся. Или, подойдя к порогу жизни, работай над ошибками. Господь долготерпелив, Он дает время для покаяния.
– «Мир станет плоским и жутко обнищает, если мы лишим его красоты заката и багряных красок осеннего леса. Этим шедеврам природы в мире людей соответствует старость». Вот такой поэтический образ красоты старости дает в своей книге протоиерей Андрей Ткачев. А в чем Вы видите красоту и ценность старости?
– Здесь нечего добавить, пожалуй. О красоте старости мы уже поговорили. Человек – существо духовно-телесное, духовная красота пронизывает телесную. Она ее преображает, зажигает внутренним светом. И тогда рождается такой гармоничный, цельный образ человека – красота старости. Или она не рождается, если эта духовная красота у человека отсутствует. В этом случае мы видим тление, погасшие глаза с полным отсутствием в них смысла. Такой человек вызывает только жалость. Находясь в угасании телесном, он ничего не имеет взамен, не имеет никакого утешения. Это тяжелое зрелище и предостережение для нас. Господь показывает нам, что мы можем пойти и в такую старость, все зависит от того, как мы живем сегодня.
– Для того чтобы старость была красивой, а это, по-моему, равно что и счастливой, нужно, чтобы жизнь была прожита правильно, утверждает автор. И рассуждая об этом, говорит, что разрушителями пятой евангельской заповеди часто являются не дети, а любящие родители. Вы согласны с этим?
– И это так. Но в данном случае следует говорить о разрушении не только пятой заповеди, но и первой, и второй, потому что здесь мы сталкиваемся с идолопоклонством. Когда у родителей Бог отходит на второй план, его место занимают дети. Они становятся предметом поклонения, а в результате – карой для этого мира и наказанием для собственных родителей. И таких примеров сегодня, к сожалению, немало.
– Что, по-Вашему, надо сделать, чтобы пятая заповедь и в нашем современном обществе, на многие десятилетия оторванном от христианских традиций, стала для каждого святой обязанностью, жизненной нормой?
– Как я уже говорил выше, не впадать в идолопоклонство. Все эти проблемы решаются в парадигме веры. Вера, как свет, выхватывает из темноты очертания предметов, открывая человеку очевидные вещи, и он начинает понимать те опасности, которые его подстерегают.
– В пятой заповеди продолжительность жизни человека, его долголетие ставится в зависимость от нравственных способностей человека, от праведности его жизни. В наше время эта причинно-следственная связь, на Ваш взгляд, имеет место?
– Да, имеет, замечено, что среди долгожителей очень много праведных людей. Господь отмечает долголетием людей чистых, праведных и, может быть, даже не знакомых с Православием. Греховность – это духовная болезнь, которая всегда вызывает телесные повреждения. Смерть появилась в результате грехопадения как своего рода санитарный барьер, чтобы человек бесконечностью своей жизни не умножал до бесконечности свои грехи, чтобы не дошел до полного саморазрушения и разрушения окружающего мира.
– Книга протоиерея Андрея Ткачева о том, как прожить жизнь так, чтобы старость стала движением вверх. Как Вы думаете, что необходимо для этого движения?
– Надо понять, Кто вверху! Если ты хочешь, чтобы тебе помогли взобраться на этот верх, надо попросить Того, Кто является хозяином Небесного Царства, чтобы Он протянул тебе руку. А ты ухватись за нее и карабкайся. Надо, чтобы наша жизнь и в молодости, и в старости была подчинена Богу и пронизана Его светом. А когда этот свет исходит от Бога, какая разница, в каком ты возрасте.
– Что бы Вы пожелали всем, кто вступает в возраст зрелости?
– Чтобы каждый человек стремился быть не стариком, а старцем.
Беседовала Наталья Абрамова
23 марта 2020 г.