Лествица божественного восхождения
Четвертое воскресенье Великого поста Церковь посвящает памяти преподобного Иоанна Лествичника, автора известной книги «Лествица». Чем эта книга может помочь христианам XXI века? О жизни святого и его знаменитом труде мы беседуем с благочинным Балаковского округа архимандритом Амвросием (Волковым).
– Отец Амвросий, расскажите, пожалуйста, немного о самом преподобном Иоанне Лествичнике…
– Преподобный Иоанн жил во второй половине VI столетия, считается, что родился он примерно в 570 году. По трудам Иоанна Лествичника и оставленному им наследию видно, что он имел не только хорошую духовную подготовку, но и хорошее образование.
Еще юношей он пришел в Синайский монастырь. Тогда это был монастырь Неопалимой купины, который потом стал именоваться монастырем великомученицы Екатерины. Через четыре года Иоанна постриг в монахи авва Мартирий – его наставник. Во время пострига авва Страгирий предсказал: только что был пострижен будущий игумен Синайской горы.
Преподобный Иоанн Лествичник избирает средний путь – путь послушания в первую очередь. Сам он пишет, что «не постился чрезмерно и не предавался усиленному ночному бдению, не лежал на земле, но смирялся, и Господь скоро спас меня». В течение сорока лет святой жил в уединении, в безмолвии, писал и находил в этом утешение для себя. И только в 75 лет он становится игуменом монастыря по просьбе братии. Сам он отказывался от игуменства, но его упросили принять этот сан.
– …и немного о самой книге.
— Сосед по игуменству – игумен Раифского монастыря Иоанн – вместе с братией стали просить преподобного оставить какое-то увещевание для монахов о том, как спасти душу. Тогда преподобный Иоанн пишет свой знаменитый труд «Лествица» или, как книга называлась при нем, «Лествица божественного восхождения», которую теперь так любят православные люди.
Владыка Пахомий очень часто в проповедях цитирует «Лествицу», а прихожанам советует сделать эту книгу настольной. Можно даже под подушкой ее держать, чтобы чаще черпать духовную мудрость – наследие преподобного Иоанна Лествичника. Может, именно поэтому «Лествицу» часто издают в карманном формате.
На Руси «Лествица» известна уже очень давно. Первые переводы были болгарскими. Уже во времена святителя Киприана в конце XIV века на Руси появляются славянские переводы, но большая их часть приходится на правление Алексея Михайловича Романова.
Книга состоит из 30 ступеней восхождения от земли на Небо. В одной из афонских рукописей в каждой главе изображали монаха, который в каждой последующей главе становился все выше и выше. Это было символом его духовного восхождения. Сегодня мы пользуемся переводом преподобного Паисия Величковского. Правда, он был сделан на славянский язык, а затем уже трудами старцев и прихожан Оптиной пустыни книга была переведена на русский. Кстати, в этом труде участвовал и преподобный Амвросий Оптинский.
Само название говорит нам о том, что в книге описан путь духовного восхождения. Преподобный вспоминает и лествицу, которую видел во сне Иаков. Многие из отцов первых веков также пользовались такой аллегорией, особенно святитель Иоанн Златоуст и те, кто толковали книги Священного Писания, в своих трудах приводят путь восхождения по лестнице.
– Как Вы уже сказали, «Лествица» – одно из самых знаменитых аскетических сочинений. Чем эта книга актуальна для современных мирян?
– Хотя автор и писал эту книгу для монахов, она, безусловно, актуальна и для мирян. И та последовательность восхождения, и те примеры, которые приводит автор, очень поучительны для всех. В ней можно прочитать о покаянии, о смирении, которое имели пустынники. Иногда просто поражаешься тому, какие подвиги они брали на себя, как они каялись. Вообще, тема покаяния звучит постоянно. Преподобный Иоанн Лествичник сравнивает покаяние со вторым Крещением: «Как огонь уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты».
– Отец Амвросий, а есть ли у простых мирян шанс подняться по этой духовной лестнице именно так, как предлагает преподобный Иоанн? Ведь в книге есть призыв к отказу от чрезмерного сна, от еды, от довольно необходимых человеку вещей.
– Преподобный выбирает золотую середину. И я думаю, что Господь с каждого человека будет спрашивать в зависимости от положения, которое он занимал. Если человек занят трудом 10-14 часов, естественно, что он не найдет столько времени для молитвы и подвигов, как когда-то монах во времена Лествичника или даже в современной обители.
Знаете, преподобный Паисий Святогорец монаха сравнивал с радистом во время войны. Он говорил, что во время боевых действий, когда дивизия воюет, очень важны, конечно, самоотверженность и подвиг каждого воина. Особо важна роль радиста, потому что он вовремя предупредит об опасности. Так вот монах – это тот, кто радиограммы Богу отправляет, кто постоянно молится.
Но Иоанн Лествичник не писал бы, а Оптинские старцы не рекомендовали бы эту книгу, если бы она была невыполнима. Пусть человек не выполнит всего описанного там. Главное, чтобы он осознал, что несет ответственность за свою душу на протяжении всей жизни. Чтобы он понял, что такое послушание, покаяние, другие добродетели, как они совершаются на практике.
– Чтение этой книги пробуждает рвение. Но как выбрать себе меру подвига по силам?
– Человек должен свои силы знать. Да и перед тем, как что-то на себя брать, необходимо посоветоваться с духовником или кем-то из священников. Особенно если человек хочет взять на себя какое-то чрезмерное послушание, чрезмерный труд. Подходя к штанге, человек рассуждает: поднимет он этот вес или не поднимет, так же и здесь.
Ведь неслучайно образ лестницы выбран – нужно постигать ступени одну за другой. Человек, замахнувшийся сразу на тридцатую ступень, рискует сорваться и упасть. Один преподобный говорил: зачем грешнику благодать праведника, он не сможет даже удержать ее в руках, в душе. Поэтому человек должен начинать с покаяния, с послушания и потом восходить по ступеням все выше и выше.
– С каким внутренним настроем, в каком душевном состоянии нужно браться за «Лествицу»?
– Думаю, что в любом состоянии, а книга сама настроит тебя. Когда читаешь, нужно вникать в написанное. Книга не для разового чтения, к ней можно возвращаться, как к Священному Писанию, читать ее неоднократно. А какие-то места вообще выделить как любимые и перечитывать эти поучения преподобного.
– Многие считают текст «Лествицы» в доступном нам переводе довольно сложным для понимания. Что Вы можете посоветовать, чтобы облегчить процесс чтения?
– Если человек хочет заниматься глубоко, фундаментально изучением «Лествицы», то написано огромное количество трудов для профессионального исследования. Лично я не вижу большой проблемы в понимании текста, он ничуть не сложнее текста Священного Писания, к тому же «Лествица» на русском языке доступна сейчас всем. Если человек ходит в храм и читает духовную литературу, думаю, для него язык «Лествицы» будет понятен.
Апостол Павел сравнивает духовное слово с пищей, и она разная для младенцев и для взрослых. Конечно, человеку, который только начинает приходить в храм, не стоит сразу читать «Лествицу». Он должен узнать сначала о таинствах Церкви, о церковной жизни, должен почувствовать необходимость в этом.
– Какие мысли в «Лествице», на Ваш взгляд, особенно важны для современного человека?
– Сложно что-то выделить, но, конечно, самая главная мысль – это призыв не отчаиваться в своем спасении. Господь пришел, чтобы спасти всех людей, оставил нам возможность для этого в таинствах Церкви. Да и сама по себе «Лествица» как раз и показывает эту возможность восхождения.
Эта книга, безусловно, о покаянии и послушании. Причем это послушание не только игумену монастыря, но и в семье, в Церкви. В первую же очередь – послушание Богу в исполнении заповедей. «Лествица» помогает найти личный путь исправления своей души.
Беседовала Ксения Алексеева
31 марта 2020 г.