Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Благовещение. Началось!

«Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление, Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует», – так начинается тропарь праздника Благовещения Пресвятой Богородице (русский вариант названия допускает и даже просит дательный падеж): «Ныне начало нашего спасения и обнаружение тайны, которая предуставлена была прежде всех веков: Сын Божий – Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует».
 
Эти слова располагают к трепетному молчанию. Глубина смысла, особенно когда форма предельно лаконична, всегда ошеломляет и требует погрузиться в нее, вникнуть, вдуматься. Но тут глубина особая: началось!
 

Началось то, о чем святитель Иоанн Златоуст спустя несколько веков скажет в толковании на Послание к евреям: «…Поистине принять плоть и претерпеть то, что Он претерпел, есть гораздо большее дело, нежели сотворить мир и привести его из небытия в бытие». Бог, перед тем, как удалить наших прародителей из рая, укрепил их благовестием о Семени жены, которое будет поражать началозлобного змия в голову (Быт. 3:15), то есть сокрушит его полностью, тогда как тот будет жалить Его в пяту (причинит скорби).

Комментируя этот фрагмент, который традиционно называется «первоевангелием», священномученик Ириней Лионский говорит:

«…С этого времени проповедовалось об Имевшем родиться от жены Девы по подобию Адамову, как о «блюдущем главу змея», то есть о семени…»

Красной нитью сквозь всю историю Домостроительства спасения рода человеческого проходит это пророчество. И вот – начальная точка его исполнения: Архангел благовествует Деве о том, что она призвана стать матерью поколениями чаемого Спасителя – Того самого обетованного Семени жены.

Само по себе это словосочетание указывает на бессеменное зачатие: «…Ибо Он один стал семенем жены от жены, без посредства семени мужского» (преподобный Исидор Пелусиот), хотя в широком смысле можно понимать под «семенем жены» всех, кто, стремясь к праведной жизни, старается хранить верность Богу и борется со злом, а под семенем змия – тех, кто являются чадами диавола по духу, по своему неприятию святости, истины, добродетели – иными словами, первые – те, кто един в Семени, вторые – те, кто един в змие (что бы они о себе ни воображали).

Благовещение (Εὐαγγελισμός <Эвангелизмос>) – сообщение благой, хорошей, радостной вести (Εὐαγγέλιον <Эвангелион> – от εὔ <эв>  – хорошо, благо и ἀγγελία <ангелия> – известиевестьпослание). Мы знаем, что Апостолы понесли миру Благую весть о победе над смертью, о Воскресении, но задолго до того, как они узнали об этом, начинающее совершаться спасение было благовещено Архангелом Гавриилом девушке-подростку, «первоевангелие» о вражде которой со змием даровал Бог человечеству в начале его истории.

«…Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38), – произносит Мария, выслушав ответ Благовестника на ее вопрос о том, как возможно рождение, если она хранит девство. И вот, только после ее свободного волеизъявления, происходит возвещаемое нисхождение Духа и воплощение Сына Божия.

Это и благовестие нашего спасения, и образ его: девушку не ставят перед фактом, что она уже «понесла». Архангел сообщает радостную весть о ее избрании Богом, о том, что она может стать «Вместилищем Невместимого», но ей при этом оставляется возможность свободно принять или отвергнуть волю Божию о себе. И только после этого Дух Святой «осеняет» Отроковицу, ветхозаветным прообразом чего было схождение облака, в котором Господь являл Свое присутствие, на скинию, сооруженную во время спасительного пути богоизбранного народа к земле обетованной (Исх. 40:34).

Благовещение – это встреча любви: Божией любви к человеку, являющей пример трепетного уважения к его свободе, с любовью человеческой к Богу, благоговеющей перед Его Промыслом и в смиренном доверии преклоняющей главу.

Протоиерей Игорь Прекуп

Православие и мир.ru

Оставить комментарий
Поделиться в: