Черниговская святыня
Икон Божией Матери не счесть. И каждая была явлена именно в то время, в которое это было необходимо, и именно тем людям, которые больше чем кто-либо нуждались в помощи Царицы Небесной.
Покровительство Богородицы несколько веков назад ощутили и жители Чернигова вместе с насельниками местной обители. Источником этого покровительства стала иконы Божьей Матери Ильинская (Черниговская). Празднование этому святому образу в Православной Церкви совершается сегодня – 29 апреля.
Откуда взялась икона?
Образ появился в Черниговской губернии в 1658 году трудами иконописца Григория Дубенского. Вероятно, мирянин, а в постриге монах Геннадий, писал икону для Троицко-Ильинской обители, потому как в момент явления чуда икона находилась в одном из ее храмов.
Само чудо произошло спустя четыре года после появления образа. В 1662 архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович), игумен обители Зосима, братия и жители со всей округи нашли икону «заплаканной». По преданию, святыня проливала слезы в течение восьми дней – с 16 по 24 апреля. Уже тогда верующим было понятно – это грозное предзнаменование, грядет нечто страшное, трагичное.
Что именно случилось?
В тот же – 1662 – год на Чернигов напали татары. Иноплеменники не щадили ничего и никого: они громили и жгли дома, убивали людей. Такую же участь они готовили Троицко-Ильинской обители и ее братии. Однако неведомая сила не позволила им осквернить святое место пролитием крови. Захватчики сбросили со стен святые образы, украли драгоценную утварь, а вот к новонаписанной иконе с богатыми украшениями они так и не смогли подступиться. Икона осталась невредима. Как и насельники, спрятавшиеся в пещере преподобного Антония Печерского.
Какой подарок получила икона?
За чудесное предупреждение, за спасение обители монахи и миряне решили отблагодарить Божию Матерь. Конечно, только оправившись от набега, они не имели средств преподнести своей Защитнице особенно дорогой подарок, но вот на искреннюю благодарность, слезную молитву от сердца, братолюбное жительство они не поскупились.
Лишь к концу XVII века по благословению Владыки Лазаря и на пожертвования гетмана войска запорожского – Ивана Мазепы, наконец, удалось изготовить серебряный оклад и киот. Еще один меценат черниговский полковник Василий Дунин-Борковский преподнес в дар иконе корону с драгоценными камнями. Примерно в тот же период жители Чернигова заказали из Москвы новый красивый оклад.
Как путешествовала икона?
Икона перемещалась сначала по обители, а затем вышла за ее пределы. До появления на ее территории Троицкого собора (1679-1695) образ Богородицы пребывал в Свято-Ильинском храме у пещер. Позже, ближе к концу XVIII века, он – в серебряном вызолоченном окладе, с серебряным венцом и драгоценными камнями – оказался в Успенском соборе Елецкого монастыря. Правда, потом, в 1794 году, вернулся в Троицко-Ильинскую обитель.
Что происходило с образом дальше – загадка. Известно только то, что после закрытия Ильинского монастыря в 1962 году икона снова покинула его пределы, и «поселилась» у монахини Агнии, а в середине 90-х переместилась в действующий на тот момент Елецкий монастырь.
Где находится оригинал?
Поскольку судьба иконы нам не известна, ответить на этот вопрос трудно. Существует два мнения. Первое – оригинал утерян, а в Елецком Успенском женском монастыре, хранится лишь список древней иконы.
Второе – икона, выдаваемая за копию, и есть подлинник Ильинско-Черниговского образа.
Кстати о списках – они разошлись по многим обителям России и Украины. Один из них особо чтут в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры. Его называют Черниговско-Гефсиманским образом. Это другая икона, празднование ей совершают 1 сентября.
Чем интересен образ?
На первый взгляд, может показаться, что практически ничем. Образ написан в соответствии с иконографическим типом, который называется Одигитрия (Путеводительница). На нем – Те, Кого мы любим. Божия Матери и Христос.
Маленький Господь сидит на левой руке Богородицы, держа свиток и благословляя молящихся. Сама Богородица рукой указывает на Сына, Ее голова слегка наклонена к Нему.
Что же касается особенностей, то они все-таки есть.
Во-первых, фигура Богоматери имеет почти поколенный обрез. Такое изображение характерно для южно- и западнорусской Богородичной иконографии XVII века.
Во-вторых, можно заметить, что Христос как будто бы протягивает благословляющую руку вперед. Аналогичные или похожие композиционные решения свойственны и другим чудотворным образам Богородицы, которые географически связаны с Белоруссией и Украиной. Проследить эту связь можно, взглянув на иконы Божией Матери: «Борколабовская», «Тригорская», «Поддубецкая», «Гербовецкая».
В-третьих, на головах и Девы Марии, и Господа в некоторых случаях можно обнаружить короны. В общем-то, царский головной убор – не редкость для Богородичных икон, однако для Ильинской-Черниговской иконы это исключение, ставшее правилом. И вот почему. На оригинале венцов нет. Впервые они появились отдельно, поверх самой иконы, на окладе. В иконографии же короны закрепились благодаря автору гравюры 1683 года, выполненной для книги святителя Димитрия Ростовского «Руно орошенное».
Примечательно, что на рубеже XVII-XVIII веков в Москве появился особый извод – он довольно точно повторяет чудотворную икону Троицко-Ильинского монастыря и ее первую серебряную раму.
Верхние и боковые поля рамы содержат аллегорические композиции, где Богородица уподобляется плодоносным деревьям: маслине, кедру, пальме, кипарису.
А вот содержимое нижнего поля отличается от оригинала. Оно намеренно изменено. Если на раме-подлиннике был изображен герб гетмана Мазепы, по бокам от него – военный лагерь, освещенный луной, и город, залитый солнцем, то в московском варианте – российский герб с изображением Азовской иконы Божией Матери. Слева – план военных действий при Азове, справа – панорама Троицко-Ильинской обители.
В чем помогает молитва перед этой иконой?
В православной традиции святых не принято наделять ответственностью за благополучие в той или иной житейской сфере. Господь, Божия Матерь, угодники Божии слышат всех и каждого, отвечают, если это полезно, на любую просьбу. И Ильинская-Черниговская икона Божией Матери – подтверждение этому.
Святитель Димитрий Ростовский в сочинениях «Чуда Пресвятой и Преблагословенной Девы Марии» (Новгород-Северский, 1677) и «Руно орошенное» (Чернигов, 1683) писал, что по молитвам у этого образа случались самые разные чудеса. Преимущественно, это были многочисленные исцеления от недугов. Опять же – самых разных.
Обращаясь к Божией Матери, выздоравливали люди, страдавшие от слепоты, болезней ног, ревматизма, расслабления, беснования, помутнения рассудка, хронических заболеваний, паралича и оспы. Святитель писал, что через эту икону Богородица спасает даже от внезапной смерти.
«Конец книжки, но не чудес Пресвятой Богородицы: кто бо я исчести может?», – писал святой, таким образом и подводя итог своему литературному произведению, и указывая на неисчерпаемое милосердие Божией Матери.
Как молиться?
Можно обратиться к Богородице своими словами, а можно словами молитвы, которую принято читать перед Ее иконой, именуемой «Черниговская (Ильинская)»:
О, Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, небесная Царице, спаси и помилуй мя, грешнаго раба твоего, от напрасным клеветы, от всякия беды и напасти и внезапныя смерти. Помилуй мя в дневных часех, и утренних, и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща снабди, покрый и заступи. Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих, видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ми, Мати Преблагая, необоримая стена и крепкое заступление. О, Пресвятая Госпоже Владычице Дево Богородице, приими недостойную молитву мою и сохрани мя от напрасныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние. Пресвятая Богородице, спаси нас. Ты мне хранительница жизни всей явися, Пречистая! Ты мене избави от бесов в час смерти! Ты и по смерти упокой! Под твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, едина чистая и благословенная. Пресвятая Богородице, спаси нас. Аминь.
29 апреля 2020 г.