Как пережить карантин с детьми? — 10 советов профессиональных психологов
Екатерина Бурмистрова — семейный психотерапевт, детский психолог. Михаил Бурмистров — писатель, психолог, философ. У Екатерины и Михаила одиннадцать детей.
Они рассказали «Фоме» о том, как не сломать отношения с детьми в период самоизоляции, наладить общение с папами и сделать так, чтобы карантин остался добрым воспоминанием.
Первое: контролируйте свое эмоциональное состояние
Третья-пятая неделя карантина требуют особого подхода к себе и к домочадцам. Школьники устали учиться, мамы устали от постоянной уборки-готовки, папы устали от попыток работать из дома. У каждого эмоциональные сбои.
Недели карантина можно сравнить со стадиями стресса. Первая неделя — это стадия дезориентации, вторая — мобилизации. Далее, если стресс продолжается, а мы все еще находимся в стадии мобилизации, настает стадия астении — усталости, истощения, эмоциональных срывов, которых желательно не допускать.
Чтобы не впасть в состояние полной астении, не надо требовать от себя непосильно многого. Часто бывает, что женщины относятся к себе абсолютно безжалостно: нервничают на работе, решают проблемы и продолжают готовить, мыть, убираться на все сто процентов. Такое безжалостное отношение к себе выливается в негатив по отношению к ребенку или мужу.
Сейчас предстоит оценить собственные душевные силы, «запас прочности» — свои, вашего ребенка и вашего супруга. Нужно выровнять эмоциональное состояние, понять, на чем вы теряете энергию, и рассчитать силы на этот период.
Если вы уже на грани нервного срыва, вспомните о тех способах, которые всегда помогали вам реанимировать себя. Да, сейчас мы не можем пойти в кино или попить кофе с друзьями. Но важно хоть немного побыть в одиночестве: в идеале — выйти на улицу или на балкон, к примеру, медленно вынести мусор. Или хотя бы зайдите в ванную, приведите себя в порядок, но не в спешке, а потратьте на это 15-20 минут. Отвлекитесь от домашних забот: посмотрите фильм или позвоните кому-то, кто вас эмоционально поддержит.
Физическая активность, спортивные упражнения — один из лучших способов изменить свое эмоциональное состояние: проведите тренировку, сделайте, если умеете, дыхательную гимнастику.
Второе: не перегружайте детей проблемами
Вирус, общая неопределенность, финансовая тревога и, наконец, онлайн-образование — все эти проблемы свалились на нас, растерянных и совершенно неготовых к ним. Но от того, как мы реагируем на ситуацию в мире, зависит и то, как ее воспримут дети.
Ребенок не знает, как на вас влияет финансовая тревога, но видит лишь напряженную злую маму. Почему мама злится, он не понимает. Важно осознать, что именно беспокоит вас больше всего, и спокойно, бережно поговорить об этом с детьми.
Часто бывает, что взрослые весь стресс выливают в ту область, которая кажется наименее безобидной. В нашем случае — это онлайн-образование: все резко начали «париться» из-за обучения. Происходит канализация агрессии: вся тревога сливается в самую слабую точку — в область обучения. Но в итоге под ударом опять оказываются дети.
Не перегружайте детей подробностями проблем, но расскажите о них в общих чертах, объясните прямо свое состояние: «Я устала, нервничаю, не успеваю». Так у ребенка появится хоть какая-то ясность и понимание происходящего.
Третье: фокусируйтесь на достижениях ребенка в учебе и не давите на него
Сложности удаленного обучения могут стать причиной разрушения той связи, которую вы налаживали с ребенком от момента его рождения. Так может произойти, если вы будете канализировать все плохие эмоции в область его онлайн-обучения и давить на него. Да, есть дети, которые уже втянулись в этот процесс и даже довольны им — это в основном те, кто старше и организованней.
Но в основном дети переживают большой стресс от онлайн-обучения — они попадают и под огонь от учителя, который задает огромное домашнее задание, и под огонь от родителей, которые заставляют это задание делать. Помните, что учителя тоже нервничают, у них сложная и непонятная отчетность и они много задают из-за собственной тревоги. Важно вывести ребенка из-под огня: если давить на него в те моменты, когда он явно устал из-за всех отягчающих обстоятельств самоизоляции, то за месяц мы можем сломать мотивацию к обучению вообще. Лучше фокусируйтесь на его успехах, празднуйте его достижения.
Задайте себе вопрос: а это количество заданий вообще по силам моему ребенку? Поймите, каковы ставки, — чем вы платите за сделанные уроки? Что стоит на кону — ежедневные битвы и испорченные нервы? То, что ваши лучшие силы уходят на организацию учебы? Если чувствуете, что ни вы, ни ребенок не справляетесь (вы не обязаны уметь учить) — пишите заявление о переводе на очно-заочное обучение. От вас отстанут, а вы просто будете проходить аттестацию, которая, скорее всего, будет максимально мягкой.
Четвертое: не ждите от ребенка, что он вдруг мобилизуется и станет другим
В период карантина усиливается акцентуация характера — тип каждого человека проявляется вдвойне ярче. Системный стресс ведет к тому, что спокойные и медленные еще больше замедляются, а быстрые ускоряются.
Так что если ребенку и до карантина было сложно концентрироваться, он не был организованным, не надо ждать, что он изменится. Наоборот, все усугубится. Это верно и для положительных качеств: если ваш ребенок был ответственным, то под стрессом он может стать гиперответственным, а это уже может навредить ему и закончиться срывом.
Карантин — хорошая возможность стать ближе, понять каждого человека в семье, в том числе и вашего ребенка, — как он осваивается в новой ситуации, разбирается с новой информацией.
Пятое: помогите ребенку организовать день
Многие из нас (85% людей) относятся к категории ритмичных людей, которые живут по расписанию. В ритме таким людям комфортнее, легче переходить от одного задания к другому, жить динамичнее. Привычные ритмы диктовались нам внешним миром — школой, работой, занятиями, но изоляция сбила их. Если у школьников онлайн-уроки частично замещают ритм, то у детсадовцев он сбился напрочь.
Помощь в организации учебы точно будет нужна медлительным, тем, кто отвлекается, тем, у кого много народу в доме и тем, у кого есть проблемы с дисциплиной.
Составьте распорядок дня, гибко меняйте его, добавляйте приятные вещи — долгий завтрак или чтение книги, просмотр фильма.
Обязательно планируйте перерывы в деятельности — и для детей, и для взрослых.
Поручите ребенку карандашиком вносить в расписание то, что он хотел бы исправить на следующей неделе.
Все срывы, как это часто бывает, происходят к вечеру, когда и вы, и ребенок устали. Постарайтесь в эти часы ограничить использование ребенком компьютером и телефоном, не нагружайте его эмоционально. Если вы чувствуете, что нервы сдали у вас, — не срывайтесь на ребенка. Чувствуете, что хотите закричать, — не подходите к нему: пользы будет больше.
Шестое: создайте для ребенка щадящий режим дня
Помните, что главное — это не учеба, а погода в доме. Лучшее, что мы можем сделать для ребенка, — это отстать от него. Нет, это не значит, что надо предоставить ребенка самому себе: надо создать для него щадящий режим дня — мягкую, не травмирующую, но дающую ощущение контроля атмосферу.
Щадящий режим — вещь индивидуальная, ведь у всех разная выносливость, истощаемость: кто-то может выдержать все шесть уроков, но таких мало. Кто-то может выдержать только два урока онлайн.
Щадящий — значит учитывающий нормальную меру ребенка с небольшой скидкой в 15-25% от общей работоспособности. Многое зависит и от жилищных условий — у кого-то дом просторный, а у кого-то надо делать скидку еще и на тесноту.
Седьмое: будьте снисходительнее к плохому поведению детей
Меньше эмоций, контактов — для кого-то это проще, а для кого-то сложнее. Нагрузки не падают, ребенок не гуляет, меньше спит — дети начинают хуже себя вести, становятся более взрывными и раздражительными. Детям скучно, начинается выпрашивание мультиков.
Здесь важно понимать: как бы вы ни старались сделать жизнь ребенка лучше, у него все равно могут быть срывы, и дело не в вас. Нам всем тяжело, мы все устали, и если у взрослых есть критические фильтры, слова, чтобы выразить и описать свое состояние, есть свои способы защиты и поддержки, то у ребенка этого всего нет.
Он чувствует, что ему плохо, и начинает плакать или драться — пока это его единственный способ выразить эмоции. Да, это плохо и не надо попускать превращение такой реакции на стресс в привычку, но надо снизить планку по эмоциональным реакциям на такое поведение ребенка.
Восьмое: дайте детям физическую нагрузку и возможность общаться с друзьями
Чтобы чуть снизить стресс детей от невозможности выбрасывать всю энергию на прогулках, надо настроить для них систему подвижных упражнений дома.
Чаще устраивайте детям водные процедуры — можно плавать и играть в ванной два раза в день.
Плохое настроение ребенка также обуславливается недостаточным общением со сверстниками. Не надо думать, что общение с друзьями необходимо только нам, взрослым — детям точно также не хватает их привычного общения, они не меньше нас устали от общества друг друга. Помогите им выйти на связь со своими друзьями, организуйте им видеовстречу.
Девятое: позвольте отцам поучаствовать в жизни ребенка
«Папа для нас человек новый!» – написала недавно мама двоих детей. Когда папы ходили на работу, у них не было времени на воспитание ребенка и помощь ему — этот папа видел детей в основном спящими. Сейчас папы знакомятся с детьми, с бытом — им все в новинку. У них появился шанс узнать, как дети учатся, как реагируют на просьбы мамы, какой у ребенка любимый напиток или блюдо.
В этой новой для семьи ситуации все будут реагировать по-разному, но для начала всем участникам этого события придется приложить усилия для налаживания отношений. Правильно определите задачу: цель не в том, чтобы сделать папу удобным, а в том, чтобы каждый занял свое место в семье. Дальше — простор для творчества.
Не надо ждать, что папа включится в жизнь семьи на все 100% и станет клоном мамы — у отца другие формы контроля, более резкие, чем у мамы, к которым дети не привыкли. Мужчина может по-разному подключаться к жизни семьи, и здесь есть два варианта событий: либо отец согласится с распорядком дня, устройством жизни и просто будет помогать, либо захочет что-то поменять в уже сложившемся укладе.
Если есть конфликты на этой почве — это нормально. Каждая перестройка, ремонт в квартире — это не безболезненно: шумно, пыльно и неудобно. Можно понять женщину, которая устраивала этот порядок десятилетиями, а тут приходит муж, который оценивает этот порядок и пытается в него что-то внести. Можно сказать: «ни шагу назад», а можно подумать, как эту ситуацию творчески и мудро использовать.
Помните, нет худа без добра: семья по-другому друг на друга посмотрит, и семейная команда начнет взаимодействовать по-новому. Это и другой уровень взаимодействия родительской диады — обычное течение жизни заставляет супругов двигаться чуть ли не по расходящимся дорогам, а сейчас появляется шанс лучше понимать и чувствовать друг друга.
Десятое: всегда помните о том, как ваши дети будут вспоминать этот период
Для наших детей эта ситуация в мире может стать первым осознанным воспоминанием из детства. Они будут помнить, в каком настроении пребывала их семья, как они справлялись с трудностями, как было хорошо или как было плохо. Будет лучше, если они будут вспоминать об этом как о чем-то хорошем — о времени, когда все были вместе, готовили что-то необычное, придумывали интересные игры.
Постарайтесь так наполнить это время на карантине, чтобы ваши дети вспоминали его с улыбкой.
Подготовила Анастасия Бавинова
7 мая 2020 г.