Детские воспоминания
В материале «Смерти не будет! или Иная жизнь…» Валена рассуждала о страхе смерти и его пасхальном преодолении. На этот раз она делится своими воспоминаниями, с высоты лет понимая, сколько раз Божья милость сохранила ее детскую жизнь во время этого кризиса.
Воспоминание первое
Из садика Иру забрала почему-то соседка, и весь вечер угощала ее оладушками и конфетами, даже позволила ей возиться в коробке с елочными игрушками, а на вопрос: «Где мама?» – уклончиво отвечала: «Будет попозже».
Мама забрала ее очень поздно. И к удивлению ребенка, с порога завопившего: «Не пойду спать!» – сказала: «Ну не ходи, а что делать будем?» – «Рисовать твоей большой акварелью!» – «Хорошо …» – и к восторгу Иры мама достала коробку ленинградской акварели и свои кисти, которые никогда не давала дочке, налила воды и не спеша нарисовала малинового человека, идущего по бесконечной дороге. Ира удивленно посмотрела на маму и увидела ее слезы. «Ты почему плачешь?» – «Потому что умер мой папа».
Не помню, что происходило тогда в моей голове, но помню, как я сказала: «Смотри на меня, как я улыбаюсь, и улыбайся тоже». Понимаю сейчас, насколько чудовищно это выглядело со стороны: невеселая дочь с натужной улыбкой заглядывает в мокрое лицо матери, и та в ответ улыбается ей сквозь слезы.
Воспоминание второе
Ира спит с бабушкой в одной комнате и всю летнюю ночь до рассвета прислушивается к ее дыханию, не умерла ли она. Днем бабушка энергична, жива и здорова, умирать ей вроде бы рано. Днем Ира это понимает. Но в ночи ей мерещатся душераздирающие звуки духового оркестра, который в те далекие времена сопровождал каждую похоронную процессию.
Воспоминание третье
– Пап, зачем люди живут и умирают на земле?
– Для счастья будущих поколений, конечно. Для коммунизма.
– Но они, те будущие поколения, при коммунизме, тоже умрут?
– Ой, дочь, иди, займись делом или поиграй.
– Пааап…
– Иди, иди.
Помнится, остаток дня был посвящен изобретению лекарства от смерти. Пока бабушка не выбросила подопытных дохлых мух и не отругала внучку за похищение нескольких таблеток из домашней аптечки, оставив Иру наедине с ее экзистенцией.
Воспоминание четвертое
Ира сурово и несправедливо наказана (убейте, но сейчас совсем не помню, за что). Она сидит в кустах малины и ждет своей смерти. Даже постелила газету, чтобы не испачкаться, когда будет падать на мокрый чернозем.
Только что она съела горсть красных волчьих ягод с соседского забора и запила их мерзкий вкус позеленевшей водой из ржавой емкости в огороде. Интересно, от чего люди умирают быстрее: от яда или дизентерии?
– …Ира! Там Димка повел мальчишек на наше секретное место! Они наших улиток там выловят! – Это Юлька, задушевная ее боевая подруга.
– Юля, я сейчас буду умирать, мне некогда.
– Пойдем, сначала их прогоним, а потом будешь умирать.
Прогнав мальчишек, пересчитав улиток, посидев на бугорке, снова помирившись с Димкой и совершая множество приятных и полезных ребячьих дел, Ира несколько раз вспоминала о своей неминуемой смерти. Но страшил ее теперь только возможный дизентерийный понос.
***
Огонь костра плясал по лицам
Первосвященниковых слуг.
Сегодня ночью может сбыться,
Вокруг Него замкнется круг...
Он шел к черте – последней, крайней...
Дрожала плоть, как зыбь реки...
Вкусив великой новой тайны
В саду дремали рыбаки.
Он шел в преддверии Песаха
К победоносному Кресту,
В нем Божий Сын не ведал страха
Перед прорывом в высоту.
Но человеческий, поднявший
Из Иордана общий грех,
Еще распятья не познавший,
Уже сейчас страдал за всех...
Луна глядела сквозь маслины
На то, как Сын взывал к Отцу,
Как пот покрыл чело и спину
И кровь струилась по лицу...
Все пронеслось пред взором Божьим –
Первосвященники, Пилат,
Земля, разверзшаяся с дрожью,
Поняв, что Божий Сын распят...
Но смерть, зияющая пастью
Над Человеком на Кресте,
Его божественною властью
Разбита в адской темноте.
И, как ни силился лукавый
Все силы зла поднять на бой,
Господь, грядущий вновь со славой,
Ему не отдал нас с тобой...
Мы, несмотря на наши беды,
Живем в предчувствии Небес.
Христос нам дарует победу,
Для нас Он умер и воскрес!
Священник Аркадий Махсумов
8 мая 2020 г.