Музыка живого слова
Георгий Васильевич Свиридов писал: «Хочется со всей силой напомнить о… возвышающей функции музыкального искусства, о том, что музыка предназначена для духовного совершенствования человека». Всю свою творческую жизнь он стремился к достижению этого высокого идеала.
По разные стороны баррикад
Свиридов родился 16 декабря 1915 года в провинциальном городке Фатеже Курской губернии в семье почтового служащего учительницы. Родители маленького Юры, как в детстве называли будущего музыканта, стояли по разные стороны политических баррикад. Отец Василий Григорьевич рано увлекся идеями большевизма, а мать, рожденная в набожной семье, придерживалась монархических взглядов.
Елизавета Ивановна Свиридова, урожденная Чаплыгина, с юных лет пела на клиросе, что сказалось на будущих музыкальных пристрастиях ее сына. В начале Гражданской войны отец Георгия Свиридова трагически погиб, оставив жену вдовой с двумя маленькими детьми на руках: четырехлетним Юрочкой и годовалой Тамарой. Одинокая мать в поисках работы переезжает в Киров к дальним родственникам.
Рояль или корова?
Первыми музыкальными инструментами будущего композитора были рояль и балалайка. Однажды в качестве оплаты труда Елизавете Ивановне предложили взять на выбор немецкий рояль или корову. И она, недолго думая, выбрала музыкальный инструмент. К этому времени чуткая образованная женщина уже заметила пристрастие сына к музыке.
Маленький Юра увлекался не только музыкой, он очень любил литературу, запоем читал стихи и разбирался в творчестве иностранных и русских поэтов. Это позже проявится в его творчестве.
В 1929 году он поступил в курскую музыкальную школу. На вступительном экзамене необходимо было сыграть музыкальное произведение, но так как мальчик не имел нот, он сыграл марш собственного сочинения, чем покорил преподавателей. Они посоветовали Георгию продолжить обучение музыке в Ленинградском музыкальном техникуме. В 1932 году юноша поступает на курс к пианисту Исаю Браудо. Георгий феноменально учится, быстро осваивает фортепианную технику, но его мудрый учитель обращается к дирекции с просьбой перевести Георгия на композиторский курс.
В 1936 году он становится студентом Ленинградской консерватории, где занимается в классе П. Рязанова и Д. Шостаковича. С Дмитрием Дмитриевичем они становятся друзьями. Старший товарищ сильно повлиял на мировоззрение Свиридова, привил ему любовь к национальным истокам. Через год после поступления Георгия принимают в Союз композиторов.
Творческая биография. «Время, вперед!»
Сороковые-роковые Свиридов провел в эвакуации в Новосибирске, вместе со всем составом Ленинградской филармонии. В эти годы композитор впервые начинает работать над вокальными произведениями.
С середины 50-х он приступает к созданию циклов произведений на слова Сергея Есенина, пишет многочастную поэму «Памяти Сергея Есенина» и Владимира Маяковского, сочиняет «Патетическую ораторию». Георгий Свиридов пишет кантату на слова Бориса Пастернака.
Композитор сознательно выбирает песенное творчество, так как, по его убеждению, только голос является единственным инструментом от Бога. В 60-е годы Свиридов, благодаря собранному фольклорному наследию края, создает цикл для хора и симфонического оркестра «Курские песни» на народные мотивы.
Период 70-х годов считается наиболее плодотворным в творчестве композитора. Он создает свое самое знаменитое произведение «Метель» по мотивам произведения А.С. Пушкина. Наиболее интересными из «музыкальных иллюстраций» считаются композиции «Вальс», «Тройка», «Зимняя дорога».
Не менее популярным стало произведение «Время, вперед!». Его Свиридов написал для фильма Михаила Швейцера, а потом оформил в сюиту. Несмотря на то что Георгий Васильевич всегда долго выписывал партитуры к своим работам, данное произведение он создал за час, и все благодаря тому, что спешил на рыбалку, которая была его самым любимым занятием после музыки.
В это же время была написана поэма на стихи Сергея Есенина «Отчалившая Русь» – подлинная вершина творчества композитора.
«Музыка — это необъяснимый дар!»
«Просто необъяснимо, почему один человек слабо чувствует музыку, другой чувствует ее глубоко, а третий не только переживает ее, но и сам сочиняет произведения. Чувство музыки, несомненно, есть дар божественный… Весь мир наполнен звуками, он все время звучит: птицы поют, гром гремит, вода шумит, трава шелестит, человек говорит — объясняется в любви или бранится… Бог дал человеку возможность в этих звуках слышать тайную музыку», – рассуждал композитор.
Главное в творчестве Свиридова – это вокальная музыка. Здесь счастливо соединились его удивительное чувство стиха, глубина постижения поэзии и богатое мелодическое дарование. Начиная с «Поэмы памяти Сергея Есенина», композитор использует в своей музыке интонационно-ладовые элементы древнего православного знаменного распева. Опора на мир старинного духовного искусства русского народа прослеживается в его хоровых сочинениях.
Отдавая должное виртуозности европейской хоровой музыки, он говорил: «Европейская (католическая) хоровая музыка не имеет связи с живым языком. Она поется на мертвом латинском языке <...> в ней нет живого слова с его конкретным смыслом, эмоцией и тайной глубиной... Когда слово мертво, то музыкант пишет не мелодию. Он ищет музыкантские ухищрения: контрапункты, гармонию, форму и т. д. Наоборот, композитор, имеющий дело с живым словом, ищет мелодию».
Свиридов стремился сделать высокую музыку действительно народной: чтобы музыка эта могла воздействовать на аудиторию в смысле духовного роста, развития. Основными чертами стиля композитора можно считать опору на первичную национальную интонацию, речевую и песенную, лаконизм и мудрую простоту форм, прозрачность.
«Духовное искусство является наиболее высокой формой искусства, ибо оно включает в себя эпическое, народное и индивидуальное (личное)... Уход от индивидуализма к высшей идее осуществляется по следующему пути: одинокая личность – народ – Бог – личность в новом понимании. На этом пути абсолютно нет места <...> ничему мелкому, ничему низменному. Это – только возвышенное искусство».
Свиридов был борцом за нашу культурную и, в частности, музыкальную самостоятельность и полноценность. И он с большой верой утверждал: «Глубоко неверная мысль о том, что Глинка – основоположник нашей музыки... Народная песня и старая церковная музыка – вот то, что лежит в фундаменте нашей культуры. Это понял Мусоргский и тем стал велик. В следовании этим традициям и развитии их – его свежесть и оригинальность».
Воинствующий атеизм ХХ века не коснулся его творчества, напротив, его музыка – некий диалог с русской традицией, с традицией, которая связана с Православием, в первую очередь, с христианским гуманизмом. Он просто стремился на новом этапе какими-то другими художественными средствами выразить традиционные идеи и ценности. Даже его светская музыка часто буквально пронизана идеями Православия.
Творчество Георгия Васильевича Свиридова разнообразно, но при этом необыкновенно целостно. Вокальные циклы на стихи поэтов ХХ века пронизаны одной общей идеей. Это тема креста, который несет Россия за свои грехи, в уповании на то, что ее ждет воскресение.
Цикл «Песнопения и молитвы»
Это произведение, занимающее особое место в творчестве Георгия Свиридова, оказавшееся его последней работой. Это сочинение стало не только фактическим завершением творческого пути композитора, но и логическим итогом целого направления, вызревавшего в течение последних трех десятилетий его жизни.
Музыка цикла следует традиции церковной музыки и своими корнями уходит в древние песнопения. И еще одно особое свойство цикла лучше всего охарактеризовать словами учителя Свиридова – Д.Д. Шостаковича, относящимися к другому произведению: «Как мало нот, как много музыки…». Это выдающееся сочинение гениального Мастера, где каждая интонация преисполнена глубочайшего содержания, а каждая фраза озарена присутствием Духа.
Композитор скончался в 1998 году в канун Рождества Христова.
Подготовила Оксана Баландина
27 мая 2020 г.