Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Исполнить заповедь о любви

Летом особенно часто приходится наблюдать, как свадебные кортежи мчатся по улицам, сигналя другим машинам, останавливаются у храмов, из длинных лимузинов выходят добрый молодец жених и красавица невеста в белом платье — о чем мечтают они в этот радостный день? Конечно, о том, что жизнь будет похожа на сказку, где всем полагается жить долго и счастливо — иначе и быть не может.

Мало кто всерьез задумывается о том, что трудностей в семейной жизни будет намного больше, чем радостей, и финал многих счастливых поначалу историй оказывается совсем не сказочным. Если бы задумались, может, и не решились бы никогда на этот серьезный шаг…

Между тем брак — в христианском понимании — это одна из форм исполнения евангельской заповеди о любви. Семья — это крест, который берут на себя муж и жена. Они вместе несут подвиг самоотречения, учась жертвенной любви. Став единой плотью, никто из них больше не принадлежит сам себе. А венцы, которые надевают на головы жениха и невесты во время венчания, символизируют венцы мученические.

Но вместе с тем очевидно, что возможность иметь семью — это милость Божия. Его дар, получить который проще, чем сохранить. Потому относиться к нему нужно очень бережно и быть готовым к тому, что за семью придется побороться — с самим собой в первую очередь. Со своим эгоизмом, ленью, страстями, со всем тем, что отдаляет тебя от другого человека, ставит брак на грань разрушения. Не всегда получается, оттого и число разводов сегодня зашкаливает.

О духовном взгляде на семью, христианском отношении к браку и о том, что нужно немало потрудиться для его сохранения, постоянно писали и размышляли современные подвижники Православия — старец Паисий Святогорец и архимандрит Иоанн (Крестьянкин). К ним часто обращались люди, находившиеся на грани развода и сумевшие, благодаря мудрости старцев, его избежать. Выдержки из писем и бесед афонского монаха и насельника Псково-Печерской Лавры — в помощь всем, кто ищет духовного наставления и совета.

* *

Старец Паисий Святогорец:

Об уважении между супругами

Бог премудро распорядился всем. Мужчину он наделил одними дарованиями, женщину — другими, чтобы женщина повиновалась ему. Ведь если бы Бог дал такое же мужество женщине, то семья не могла бы устоять.

Муж, говорит Священное Писание, глава Есть жены (см.: Еф. 5, 23). То есть Бог определил, чтобы муж властвовал над женой. Властвование жены над мужем есть оскорбление Бога. Сначала Бог сотворил Адама, который сказал о жене: Се ныне кость от костей моих и плоть от плоти моея (Быт. 2, 23). Жена, говорит Евангелие, должна бояться мужа — то есть она должна его чтить. А муж должен любить жену. В любви присутствует уважение. В уважении присутствует любовь. То, что я люблю, я одновременно и чту. То, что я чту, я люблю. То есть любовь и почтение — это не разные вещи: это одно и то же. Однако люди уклоняются от этой гармонии Божией и не понимают смысла евангельских слов. Так, муж, превратно истолковывая Евангелие, говорит жене: «Ты должна меня бояться!» Чудак-человек, да если бы она тебя боялась, она бы за тебя и замуж не пошла! А некоторые женщины говорят свое: «А почему это жена должна бояться мужа? Нет, такого я принять не могу. Что это еще за религия такая? Дискриминация!» Но посмотри, что говорит Священное Писание: Начало мудрости — страх Господень (Притч. 1, 7). Страх Божий есть почтение к Богу, благоговение, духовная скромность. Этот страх приводит тебя к благоговейному трепету, это что-то священное.

То равенство с мужчинами, к которому стремятся некоторые женщины, может быть оправдано лишь до какого-то предела. Сегодня женщины работают и участвуют в голосовании наравне с мужчинами. Поэтому они заразились каким-то нездоровым духом и думают, что равны с мужчинами [во всем]. Конечно, души мужчин и женщин одинаковы. Но если муж не любит жену, а жена не чтит мужа, то в семье возникает разлад. В прежние времена считалось никуда не годным делом, если жена перечила мужу.

О терпении

Я обратил внимание на то, что некоторые духовники говорят мужьям, которые живут в неладах со своими женами: «Потерпи, такой уж у тебя крест. Что тут поделать? За такое терпение Бог даст тебе мзду». Потом к духовникам идут жены, которым они говорят то самое: «Терпи, терпи, чтобы иметь мзду от Бога». То есть оба супруга могут быть виноватыми, и обоих при этом духовник уговаривает терпеть. Или же виноват один из супругов, а духовник говорит ему: «Терпи, терпи». Таким образом супруг, виновный в том, что в семье нет мира, успокаивает свой помысл тем, что он якобы терпит другого супруга, тогда как на самом деле он его ежедневно терзает. Сам во всем виноват, а при этом думает, что «несет очень большой крест»!

О любви между супругами

Один человек спросил меня: «Геронда, что больше всего соединяет мужа с женой?» — «Признательность», — ответил я ему. Один человек любит другого за то, что тот ему дарит. Жена дает мужу доверие, преданность, послушание. Муж дает жене уверенность в том, что она находится под его покровом, защитой. Жена — хозяйка дома, но и главная служанка в нем. Муж — властитель дома, но и носильщик его тяжестей. Между собой супруги должны иметь очищенную любовь — для того, чтобы получать друг от друга взаимное утешение и быть в состоянии исполнять свои духовные обязанности. Чтобы прожить в согласии, они должны, прежде всего, положить в основание жизни любовь — ту драгоценную любовь, которая заключается в духовном благородстве, в жертвенности, а не любовь ложную, мирскую, плотскую. Если присутствует любовь и жертвенность, то один человек всегда ставит себя на место другого, понимает его, испытывает за него боль. А принимая ближнего в свое страдающее сердце, человек принимает в свое сердце Христа, Который вновь исполняет его Своим невыразимым радованием.

Когда один из супругов любит другого, то, даже находясь вдали от него — если этого потребуют обстоятельства, — он все равно будет близко, потому что для любви Христовой не существует расстояний. Однако если, Боже упаси, между супругами нет любви, то они, даже находясь рядом, могут быть, по сути, друг от друга далеко. Поэтому каждый из супругов должен стараться всю свою жизнь сохранить любовь к другому, принося себя в жертву ради него.

* * *

Из писем архимандрита Иоанна (Крестьянкина):

«Дорогая о Господе М.!

А ведь за семью-то надо побороться, это не просто ваши с супругом отношения. Это разбитая с ранней молодости жизнь ваших детей.

Первое, что надо делать постоянно, это молиться о супруге и молиться святым Гурию, Самону и Авиву о сохранении семьи. Второе, и не менее важное, заглянуть в свое сердце, повнимательнее присмотреться к себе — нет ли своей вины в том, что муж отбивается от дома.

А моя молитва только в помощь Вашей. Дети-то повторяют ошибки своих родителей!»

* * *

«Дорогие А. и Е.!

Вы оба только-только ощутили, что есть в мире действительные ценности, но оба вы к ним еще не прикоснулись, а только любуетесь и мните, что уже обладаете этими сокровищами. Нет, дорогие мои, впереди вам обоим предстоят такие тяжкие труды, что только время покажет, выдержите ли вы их и станете ли действительными обладателями сокровищ. Начинать же трудиться надо над тем, чтобы искоренять массу дурных привычек, с которыми вы сроднились. И я бы вам посоветовал не спешить связывать себя узами брака, пока вы не укоренитесь в христианском мировоззрении. Сейчас, в период духовной брани и становления, лучше не связывать себя житейским попечением о супружестве. Да попробуйте испытать себя в чистой дружбе — она должна лечь в фундамент чистой семьи».

* * *

«Дорогой о Господе А.!

Счастье человеческое не в чем ином, как в единении с Богом, исполнении Его спасительных заповедей. Вот и решайте свои жизненно важные для Вас проблемы с этой позиции. Вы человек семейный, и брак Ваш благословлен, а значит, наиважнейшее для Вас — спасение всей семьи, жизнь в Боге всей семьи. В этот же данный Вами Богу обет входит и материальное обеспечение семьи. Вот и думайте, и молитесь, как это осуществить наилучшим образом. А для этого, уж простите, даны нам Господом голова и ум свой. Духовник лишь немного корректирует Ваши выношенные лично решения или планы. Умудри Вас Бог!»

* * *

«Дорогая о Господе О.!

В жизни кому не пришлось ошибаться — молитесь Господу о своем супруге и всеми возможными силами стремитесь к воссоединению семьи. Это Ваш подвиг и жертва Богу. Ну, а если Д. окажется глух и слеп и закоснеет в падении, то Вашей вины в том не будет, и Господь Вас утешит как безвинно пострадавшую. Скорби же учат нас молиться и чувствовать близость милости Божией. А потому — слава Богу за все.

Будем молиться за Вас, предавая Вас воле Божией не как Вы хотите, но как Сам Господь!»

Подготовила Ольга Новикова


Оставить комментарий
Поделиться в: