Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Живописуя добродетель

Преподобного Алипия Печерского называют подражателем евангелиста Луки – он также был искусным врачом и иконописцем. Он не только изображал лики святых на иконах, но и воплощал в своей душе их добродетели. Память преподобного Церковь празднует 30 августа.

Первый на Руси

Иконописному мастерству Алипий начал обучаться еще в юности. Учителями стали греческие иконописцы, прибывшие из Константинополя после чудесного явления им преподобных Антония и Феодосия. Вместе со своими наставниками будущий святой, один из первых иконописцев на Руси, стал свидетелем чуда. Когда мастера украшали живописью алтарь, то в нем сама изобразилась икона Пресвятой Богородицы. От образа, озаренного светом, вылетел голубь, который, полетав по храму, влетел в образ Спасителя.

Вскоре Алипий принял ангельский чин и стал учиться высшему художеству – искусству добродетелей. Блаженный безвозмездно реставрировал иконы, украшал храмы. Когда был свободен от работы, он писал образы, которые отдавал тем, у кого брал взаймы золото и серебро, нужное для украшения святынь.

Подвижник не терпел праздности и стремился уподобиться древним отцам, постоянно занимавшимся рукоделием. Если святому удавалось выручить деньги за свой труд, то он делил средства на три части: первую тратил на поновление икон, вторую – на милостыню нищим, третью отдавал на монастырские нужды.

Игумен, заметя подвиги и иконописное искусство инока, рукоположил его в иеромонаха. В своем сане он стал «по-настоящему евангельским светильником на свещнике, как образец для подражания на высоком месте, сияя сугубою красотою добродетелей иноческих и иерейских», – пишет составитель жития. За такой образ жизни Господь наградил Своего угодника даром чудотворений.

Исцеление с пользой для души

Богатый киевлянин, страдая проказой, искал помощи у врачей и колдунов, но становилось только хуже. Когда один из друзей больного посоветовал ему идти в Печерский монастырь, просить молитв святых отцов, тот согласился с неудовольствием.

В обители игумен напоил его водой из святого источника, а также велел умыть лицо. Тотчас на теле больного появилось так много смрадного гноя, что все сторонились от него. Пробыв дома, он через время понял, что Господь попустил ему испытание за неверие преподобным Антонию и Феодосию. Немного придя в себя, он исповедал согрешения преподобному Алипию. Тот наставил страждущего, помазал его раны иконописными красками, причастил, и вскоре гнойные струпья сошли с больного и он полностью исцелился.

«Обратите внимание, что сказано: “никто не может служить двум господам” (Мф. 6, 24). Ибо сей человек был порабощен демону по причине грехов; поэтому, когда пришел к Богу, но по совету вражию, отчаялся в спасении и не веровал в Господа, Который только Один и мог спасти его, – то проказа еще с большею силою охватила его. Ибо Господь сказал: не просто “просите”, но с верою, и дано будет вам. Когда же он вторично обратился с раскаянием к Богу, то Он, богатый милостью, исцелил больного», – поучал святой изумленную братию.

Неопалимые образы

Благочестивый и обеспеченный житель Киева на свои средства построил храм и пожелал иметь семь больших икон для ее украшения. Серебро вместе с досками, предназначенными для начертания икон, он отдал двум знакомым монахам Печерского монастыря, попросив их посоветоваться со святым насчет написания икон. Но монахи присвоили серебро.

Спустя время заказчик послал их узнать, написаны ли иконы. Они отвечали, что Алипий требует еще серебра. Снова забрав его себе, они стали клеветать на святого, что тот просит еще и еще. Храмостроитель не поскупился и в этот раз, но монахи утверждали, что преподобный теперь не хочет писать иконы.

Тогда мужчина направился в обитель к игумену Никону и рассказал ему о случившемся. Желая обличить святого, игумен приказал принести доски, предназначенные для написания икон (за день до этого их видели в одном из монастырских строений совершенно пустыми). Наместник призвал и тех монахов для обличения «нерадивого сребролюбца».

Когда доски принесли на место, они были искусно расписаны и украшены. Все с трепетом пали на землю и поклонились образам Господа, Пресвятой Богородицы и святых Божиих. Нечестивых монахов обличили в воровстве и лжи и выгнали из монастыря. Храмы, в которых потом находились эти иконы, неоднократно страдали от пожаров и даже сгорали полностью. Но святые образы оставались невредимы.

Подарок к Успению

Примечательный случай произошел со святым уже на исходе земной жизни. Некий благочестивый человек попросил преподобного написать икону Пресвятой Богородицы ко дню Успения. Но блаженный заболел и не смог взяться за труд. Заказчик скорбел и часто беспокоил святого. «Чадо! Возложи всю печаль свою на Господа, и Он сделает так, что икона будет на своем месте в праздник», – отвечал старец.

Накануне праздника Успения Богородицы мужчина снова пришел к нему. Увидев, что икона не написана, он укорял совсем разболевшегося подвижника. Преподобный с кротостью отвечал: «Бог может единым словом Своим написать икону Матери Своей; вот я сам ухожу из мира сего, но не хочу оставить тебя в печали».

Заказчик ушел безутешным. Но тотчас после его ухода к преподобному Алипию вошел светлый юноша, который и начал писать икону. Алипий подумал, что мирянин, обидевшись на него, прислал нового иконописца. Однако быстрота и изящество работы показывали, что это Ангел. За три часа Божественный иконописец написал образ и положил на него золото, а вечером вместе с иконой стал невидим.

Хозяин иконы посчитал себя недостойным вовремя обрести образ. Проведя ночь в раздумьях, утром он поспешил в храм на исповедь. Но едва лишь открыл двери церкви, как увидел икону, стоявшую на своем месте. В трепете он вспомнил слова преподобного Алипия и с радостью пал перед святыней. Вместе с игуменом они отправились к преподобному Алипию. «Икону ту написал Ангел, и он же предстоит здесь, намереваясь взять душу мою», – поведал святой и предал дух в руки Господа.

Он был погребен в Ближних пещерах обители. Одна из икон преподобного Алипия – Пресвятой Богородицы с Младенцем-Спасителем и с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерскими – хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Татьяна Уютова
Поделиться в: