«Я верю, что Небо не пусто!»
С нашими святыми земляками нас разделяют десятилетия. Это и много, и мало одновременно. Много для живой памяти очевидцев, мало для пережитого и осмысленного опыта длительного почитания. Поэтому чтобы память жила, а чувства были осмысленными, нам нужны книги. Советуем почитать …
«Собор Саратовских святых»
Сборник житий 15 подвижников вышел в свет в издательстве Саратовской митрополии в 2017 году. И хотя с тех пор с Собор Саратовских святых вошли еще 10 подвижников, а погибших за Христа в годы гонений в десятки раз больше, эту книгу все равно можно назвать и понорамной и фундаментальной.
В ней не сухие архивные данные, не скупые выводы равнодушного наблюдателя, в ней живой рассказ, полный любви, благоговения и размышлений. «Мы должны понимать, что очень многим – и возрождением нашей церковной жизни, и тем, что мы еще существуем как народ, – мы обязаны подвигу наших новомучеников», – говорится в предисловии.
Особый интерес представляет для нас рассказ о том, как по крупицам, спасая от забвения имена и факты, неравнодушные историки, родственники новомучеников, прихожане храмов создавали эти жития, как рождался на нашей земле праздник в честь святых земляков. По сути, и сам сборник – плод их многолетних трудов.
Далее идут главы посвященные жизни и подвигу Саратовских святых. Свидетельства очевидцев, факты, архивные сведения, живой и ясный стиль изложения делает чтение простым и насыщенным одновременно. А цветные иллюстрации рассказывают о том, что почитание Саратовских подвижников в нашем крае есть не только на бумаге, но и в жизни.
«Назидаясь их жизненным подвигом, мы молимся, чтобы их предстательством Господь укрепил нашу веру, даровал нам мужество и решимость, без которых нет и не может быть подлинного христианства», – читаем мы в книге. Но чтобы назидаться, надо знать. А потому советую познакомиться с этим трудом.
«Святая наука смирения»
Понятно, когда признательность и любовь люди выражают к человеку, который много лет был архипастырем на Саратовской кафедре. Но как объяснить, как понять почитание длиться уже 65 лет, а прослужил здесь епископ Вениамин (Милов) всего полгода? Ответ на этот вопрос ищут авторы и составители.
С любовью и живым интересом они проходит весь жизненный путь страдальца за веру – детство в семье пастыря, выбор монашеского пути, на который его благословили в Саратове, монашество, ссылки, допросы, физические и нравственные страдания.
Нам, хлипким и падким на уныние чадам ХХI века, понять ли, вместить ли слова мужественного архипастыря: «Сколько пережито, выстрадано за это время, ведает один Господь. Ему принадлежит план моего воспитания, и Он благоволил ввергнуть меня в горнило всевозможных злоключений, очистить скорбями, обогатить жизненным опытом, ибо неискушенный неискусен. Смотрю я на пережитое и ни в чем пожаловаться на Бога… Он только научил меня – сибарита и любителя спокойной жизни – претерпевать тесноту, неудобства, бессонные ночи, холод, одиночество, общество чуждых мне людей, показал степени человеческого страдания, научил ценить Свои милости, долготерпение Свое и благость». Около тридцати лет епископ Вениамин провел в тюрьмах и ссылках…
Так что же выяснили составители книги в своем расследовании? Владыка Вениамин был: «Монах, молитвенник и аскет, вырванный насильственно из монастырской жизни, но навсегда сохранивший преданность Богу, Церкви и верность своим монашеским обетам… Ученый, который возвращался к интеллектуальному труду даже тогда, когда для этого не было никаких условий: во время разрухи Гражданской войны и в ссылках… Истинный богослов, в сердце которого жила “пламенная, снедающая душу жажда богопознания”, и способный передать христианам учение Православной Церкви сквозь призму личного духовного опыта».
Еще одна цитата из письма архипастыря: «Я глубоко сожалею о том, что не могу более поработать в централизации из христианства всего того, что поднимает сердце и делает его Божиим. Не нужны здесь пышные слова, а ценны выношенные в опыте души краткие и ясные изображения ценности тех даров, которые сообщает доныне Господь, чтобы при всяком воспоминании о них можно было бы всей душой подняться к Богу». Все остальное – в книге, обязательной к прочтению.
«Русский крест графа Медема»
Граф Александр Оттонович Медем в Соборе Саратовских святых выделяется именно подробно известным житием. Про Медема (или как мы слышим во время богослужения – болярина Александра) известно едва ли не больше всего. Его судьба, как равно история рода Медемов, много лет назад заинтересовала историка Алексея Наумова.
Имя графа Алексей впервые услышал в шестнадцать лет, когда приехал в гости к родным в поселок Северный Хвалынского района. Оказалось, что некогда здесь было образцовое, передовое хозяйство Александра Медема, прославленного в лике святых, но все еще неизвестного народу. Алексея поразило, что имение, столь цветущее в прошлом, оказалось в запустении. Он решил вернуть землякам забытую историю.
«Мне удалось через судьбу хвалынского дворянства проследить судьбу русской элиты в ХХ веке. Хвалынск стал призмой, концентратом, точкой, через которую я смотрел на судьбу России в ХХ веке. История малого города дает уникальную возможность быть первооткрывателем и внести заметный вклад в восстановление исторической памяти народа», – рассказывает Алексей Наумов в одном из своих интервью.
Его решение принесло богатый плод – множество публикаций, книги «Русский крест графа Медема», «Граф Медемы Хвалынская ветвь», документальный фильм «Медем». Дебютная кинолента принесла автору победу в Боснии на Международном фестивале короткометражных документальных фильмов «12 духовных скреп», который курирует известный режиссер Эмир Кустурица, и лауреатство на фестивале российского документального кино в Нью-Йорке.
Обращаю внимание наших читателей на эти подробные издания и потому воздержусь от подробного пересказа жития святого. В этих книгах и в фильме вы сможете не олько узнать подробности жизненного пути мученика Александра, но и почувствовать дух эпохи, в которую Господь судил ему жить.
Спрашивайте книги в церковных лавках храмов епархии, а также в библиотеке Свято-Троицкого кафедрального собора.
12 сентября 2020 г.