Путеводная звездочка
Тридцать один год с первой Литургии в Новоузенском храме во имя великомученицы Екатерины. И за это время приход сменил три помещения, пока не занял место, где стоял раньше Покровский собор. В том, втором, храме, расположенном в приспособленном помещении бывшей начальной школы, теперь располагается школа духовной жизни. Пять лет с закладки капсулы на том месте, где уже через год будет красоваться великолепный храм, во многом похожий на взорванный после революции Покровский собор. Обе праздничные даты и настоятель храма протоиерей Александр Милованов, и клирики, и прихожане отмечают в сентябре.
Слово для настоящего
Слово могут говорить люди, передавать книги, фильмы, картины. Но слово-урок произносит и безмолвный каменный храм. И как бы он ни был горек, этот урок, давайте послушаем. «В нашем городе были люди, которых в разговорах о необходимости изменить жизнь, о стремлении к Богу я призывал посещать храм Божий, – рассказывает отец Александр. – Но у них находилось множество отговорок. И в числе первых: “Мы не ходим в храм, потому что он располагается в приспособленном помещении, в нашем сознании он так и остался зданием начальной школы. Вот если бы тут был храм, который мы видели на старинных фотографиях, тот величественный Покровский собор, то мы конечно бы…"»
Нам кажется, что Бог слышит только горячие коленопреклоненные молитвы? Это не так. Фразу в стиле «если бы» Он тоже услышал. И вот случилось чудо – всего за год в Новоузенске был построен огромный величественный храм. Будто с неба спустился. «Но чудо ради чуда результата не приносит. Если человек не готов меняться, он останется таким же. Он и дальше будет ждать очередных чудес. Ведь даже чудо воскресения Христом Лазаря изменило далеко не всех. А создание нашего храма можно с этим чудом в каком-то смысле сравнить», – говорит батюшка. Он убежден: не отсутствие чудес держит современного человека вне церковной ограды. Ведь при внимательном взгляде чудеса – свидетельства Божией любви к человеку – можно увидеть повсеместно.
«Но, конечно, есть в нашем городе люди, которые искренне радуются новому храму, – продолжает он свой рассказ. – Все приезжающие отмечают, что это визитная карточка нашего города. К сожалению, из плоскости эстетической в плоскость духовную еще нужно перейти. Да и не всегда именно внешняя красота убранства храма затрагивает сердце человека. Может быть, люди сегодня больше ищут понимания, любви, дружеского отношения. Хотят увидеть Христа в глазах верующего человека, как в свое время говорил митрополит Антоний Сурожский», – размышляет отец Александр.
Для него язык проповеди, то слово, которое по-особому коснется человеческого сердца, очень важны. С этим словом он обращается не только к прихожанам внутри церковной ограды, его он стремится донести на самых разных площадках и самым разным людям. «Мы часто начинаем додумывать за кого-то, ищем общий принцип, метод, который способен обратить людей к Богу. А общего пути для всех никогда и не будет, ведь каждый из нас по-своему пришел ко Христу. И красота нашего храма тоже помогает к Господу приблизиться».
Весть из прошлого
Еще один «аргумент», чтобы в храм не ходить, — намоленность. А именно ее отсутствие в приспособленном помещении или новом здании храма. Но разве в городе с богатой церковной историей, которую попытались уничтожить в ХХ веке, отсутствуют невидимые духовные ниточки, связывающие современных христиан с их верующими предками? Отец Александр уверен: он чувствует эту преемственность.
«Именно в нашем новом храме произошло настоящее чудо, которое всем нам очень дорого. Мы обнаружили, что икона Божией Матери, которая на нашем приходе находится с 1994 года, имеет давнюю историю. В 2019 году я принимал участие во всероссийской научно-практической конференции в СГУ, посвященной истории малой Родины. Писал доклад по истории Новоузенского Свято-Троицкого женского монастыря. И обнаружил, что в обители было несколько чтимых чудотворных икон. Одна из них – Албазинская икона Богородицы», – рассказывает батюшка.
Название известное, но не сильно. И отец Александр его как-то особо не воспринимал. Он решил провести исследование и прочел текст доклада пожилым прихожанкам, чьи мамы общались с сестрами Троицкого монастыря. При чтении обратили внимание, что икона носит еще одно название – «Слово плоть бысть», а в храме такая икона точно есть! Одна из женщин сказала: «Я знаю, кто эту икону в храм передал». «Я поехал к этому человеку, Николаю Павловичу Синеву, ему более 80 лет, – вспоминает исследователь. – И он рассказал, как эта икона оказалась в нашем храме. Мы смогли хронологическую цепочку раскрутить до момента закрытия монастыря».
Албазинская икона «Слово плоть бысть» в свое время, а именно в 1900 году, была пожертвована как благословение сестрам обители от Самарского епископа Гурия (Буртасовского). Это был список, но в обители его очень почитали как сестры, так и многочисленные паломники.
В 1934 году монастырь по решению местной власти подвергся разграблению. Василий Алаев, извозчик подводы, на которую грузили для сжигания утварь, иконы, книги из монастыря, тайно от организаторов погрома спрятал на дне телеги самое ценное. Таким образом Албазинская икона избежала сожжения.
Какое-то время он хранил икону у себя дома. Вместе с этой иконой в доме хранились и другие иконы из монастыря. Позже Василий Алаев передал икону сестре жены – Макаровой Антонине, человеку верующему, в доме которой православные тайно собирались на совместную молитву.
Икону 10 лет хранили в тайном молитвенном доме, а когда хозяйка стала совсем слаба и должна была ехать в дом престарелых в Энгельс, то она отдала ее своему племяннику, Николаю Синеву. Он хранил ее почти три десятилетия. «А в 1994 году Николай Павлович отдал ее в наш храм. В храме она уже 25 лет, но об ее удивительной истории и огромной духовной ценности стало известно только сейчас. Накануне 110-летия ее появления в нашем городе, как знак благословения!» – восклицает отец Александр.
В Екатерининском храме сделали кивот для чудотворной иконы Божией Матери, календари с ее изображением напечатали. Для настоятеля и прихожан эта весточка из прошлого – как путеводная звездочка, знак того, что Господь и Богородица не оставляют. А что ни говори, это очень важно знать и помнить каждому из нас.
«Сестры очень почитали эту икону. И в молитвенном доме, где вместе с монахинями собирались верующие нашего города, именно эта икона была окружена особым и благоговейным почтением. Н.П. Синев даже расстраивался, что в отличие от молитвенного дома, где икона находилась в центре, в храме она располагалась в углу. Но теперь все по-другому! Такая вот преемственность», – рассказывает батюшка. И добавляет: «Когда монастырь был разорен, сестры жили по домам, общались с жителями. Не случайно в Новоузенске, в одном из первых в Заволжье, был открыт храм, как только такая возможность появилась. Все потому, что были люди, которые хранили традиции, огонек веры. Итогом этого стал наш новый величественный храм, построенный трудами нашего Владыки и молитвами наших предков».
Послание в будущее
С будущим сложно – молодые из района уезжают, почти стопроцентно. Чтобы в родной город не возвращаться уже никогда. В таких условиях, которые не зависят сегодня от чьей-то воли, проповедовать, развивать приходскую общину непросто. «Урбанизация, и мы здесь не исключение, – спокойно констатирует факт отец Александр. – Но я думаю, что дети, подростки, которые ходят сейчас в наш Екатерининский храм или даже проходят мимо, сохранят его образ в своей душе. Ведь красота, обустроенность, ухоженность положительно влияют на людей, воспитывают самим фактом своего присутствия. Надеюсь, что эта красота принесет благие плоды и в жизни наших детей».
Есть ли средство от уныния в такой ситуации? Слушая отца Александра, понимаю: оно в том, чтобы полагаться на Промысл Божий и помнить, что Церковь Христова не ограничена оградой своего храма. «На нашем приходе выросли несколько девочек, которые стали женами священников. Многие наши прихожане, уехав в Москву, Питер, Саратов, начали там петь и читать на клиросе, стали алтарниками, завхозами в храме. Да, мы находимся в непростом месте – с географической, экономической точки зрения. Но мы стараемся трудиться для блага всей Церкви. И делать все, что в наших силах».
29 сентября 2020 г.