Оптинские старцы об учительстве
Кто победил страсти и стяжал разум духовный, тот без образования внешнего имеет доступ к сердцу каждого.
преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)
Наука не только не препятствует, а даже способствует духовному, религиозному развитию. Об этом говорят таким же образом святой Василий Великий, святой апостол Павел и другие. Наукой злоупотребляют, это правда.
преподобный Варсонофий Оптинский (Плиханков)
Под талантом надо подразумевать не только богатство, ученость, знатность. Таланты – это благоприятные условия для спасения души. Каждому из нас даны таланты. Бедность, болезни, различного рода скорби – это все таланты. Если человек данный ему талант употребляет духовно, для спасения своей души – он приносит плод. Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21, 19). А тот, который зарыл в землю данный ему талант, означает человека, который по нерадению о спасении своей души употребил земную жизнь только на достижение земного благополучия – зарыл талант в землю.
Если бы человек мог научить путям Господним, т.е. научить, как надо жить, чтобы спастись, то ученые богословы были бы первые спасающиеся. Между тем на деле оказывается не так, а именно, что весьма многие ученые люди не идут путем Господним… Но что же нужно человеку, чтобы научиться путям Господним? Нужно, чтобы человек был кротким, смиренным, и тогда Господь Сам научит, как идти путем Господним. Знать это особенно важно в настоящее время, когда так заметно оскудение наставников. Смирись при помощи Божией, будь кротким, не имей злобы на ближних, уготовь кроткой, доброй жизнью свою душу для восприятия Божественного научения, и Господь Сам научит путям Своим.
Василий Великий говорит: «Читаешь для того, чтобы самому вразумляться и других наставлять, когда нужно». Если что знаешь, то можно сказать на пользу, но не в тоне учительства.
Как смотреть на таланты, которые с мирской точки зрения считаются талантами, и как быть, когда выражается сожаление, что они зарываются? Например: ум, ученость, музыкальные способности, медицинское искусство и т.д.?
Хорошо, когда можно такую способность совместить с работой для Бога, чтобы все это не мешало бы спасению души. Но если какая-либо из подобных специальностей мешает жить для Бога и спасаться, то надо все бросить, лучше быть поглупее, но спастись. Что пользы тебе, если ты приобретешь весь мир, а душе своей повредишь (Мф. 16, 26).
преподобный Никон Оптинский (Беляев)
Вы просите нас, дабы молиться о сыне, чтобы Господь помог ему выдержать экзамен в науках… Паче всего нужно для нас, дабы имели правую веру и истинный разум и старались об исполнении заповедей Божиих. При таком устроении не помешают науки, но еще более способствуют благочестию, а в противном случае что может быть?.. Умолчу.
Спрашиваю вас: может ли учить иностранному языку тот, кто его не знает? Великое различие между людьми, дознавшими по опыту и знающими по одному слуху. Кто в какой чин призван, тот в нем да пребывает. Опыт – лучший учитель.
преподобный Макарий Оптинский (Иванов)
Когда учат детей разного возраста, то говорят им, сколько они могут понять и насколько в состоянии принять; и преподающие нисколько не думают о том, чтобы что-нибудь от них утаивать или как-нибудь смягчать то, что преподают.
Не многие делайтесь учителями (Иак. 3, 1)… Учить – это небольшие камни с колокольни бросать, а исполнять – большие камни на колокольню таскать.
Теория – это придворная дама, а практика – как медведь в лесу.
преподобный Амвросий Оптинский (Гренков)
5 октября 2020 г.