Фотографии — тоже проповедь
«Ничто написанное не в силах сравниться по достоверности с фото», — писал французский философ, один из первых исследователей фотографии Ролан Барт. Взяв в руки газету или журнал, человек первым делом просматривает фотографии, и часто бывает, что именно удачно подобранное фото побуждает его прочесть текст.
О миссии через искусство церковной фотографии, о трудностях, с которыми сталкивается человек, снимающий богослужение в храме, и о многом другом мы беседуем с епархиальными фотографами — Иваном Приваловым и Андреем Гутыниным.
Помнить, что в храме главный — Христос
— Фотографией я увлекся, как и многие советские дети, в раннем детстве, — начинает свой рассказ Иван Привалов. — Помню еще черно-белую пленку с двенадцатью кадрами, красную лампу в ванной, фиксаж и проявитель. После таких сложностей появление цифрового фото казалось чудом, а любовь к фотографированию крепла с каждым днем.
После окончания механико-математического факультета Саратовского государственного университета Иван остался там преподавать, защитил кандидатскую диссертацию, а также стал работать системным администратором. Но фотография в его жизни не осталась просто увлечением: фотографии Ивана — это работы настоящего профессионального фотографа, а не любителя. Его снимки украшают печатные издания Саратовской епархии и страницы сайта Саратовской митрополии «Православие и современность».
Церковной фотографией Иван начал заниматься в Свято-Троицком кафедральном соборе Саратова.
— В декабре 2006 года мы с женой Аллой присутствовали на Великом освящении нижнего храма Троицкого собора, — вспоминает он. — Это великое событие постоянно прерывалось всполохами вспышек, беготней фотографов по храму, суетой около алтаря. Тогда-то мы и решили попробовать снимать в храме — и делать это изначально по-другому: благоговейно, без лишних движений и с молитвой, конечно.
Иван и Алла предложили свою помощь тогдашнему настоятелю собора игумену Пахомию (Брускову), ныне епископу Покровскому и Николаевскому. Первой съемкой стало пасхальное богослужение — первая ночная служба для Ивана.
— Трудности поначалу, разумеется, были. Приходскому фотографу надо очень хорошо знать чин богослужения, ход событий. В храмах очень сложно работать с цветом и со светом: света обычно мало, а желтоватый цвет свечей смешивается с бело-синим дневным, золотом иконостаса и храмовых росписей. Все это подразумевает большие требования и к фотографу, и к технике. Отец Пахомий, конечно, помогал, немалую лепту своими советами внес и Владыка Лонгин. Первое время отец Пахомий разбирал со мной весь отснятый материал, учил критичнее относиться к своим фотографиям, снимать меньше, да лучше. Он же научил меня уделять внимание при съемке не только службе и батюшкам, но и прихожанам храма — их молитвенный настрой и эмоции должны дополнять репортаж.
По словам Ивана, можно сделать, к примеру, качественный спортивный репортаж, не будучи спортсменом, но нельзя сделать хороший репортаж со службы в храме, не будучи православным верующим человеком.
— Ты должен сопереживать богослужению, молиться вместе со всеми, — объясняет он свою позицию. — Нельзя забывать за работой, что мы все в храме собрались именно ради совместной молитвы. Ну и ходить на богослужения нужно не только фотографировать, чтобы люди видели, что ты бываешь в храме не всегда ради работы, и воспринимали тебя не только как фотографа, но и как собрата-прихожанина. И, конечно, нужно еще помнить, что человек с фотоаппаратом — не центральная фигура на службе.
Помимо съемок богослужений в Троицком соборе и событий епархиальной жизни Иван делает фоторепортажи для Покровской епархии, а также преподает на курсах фотографов в Покровском образовательном центре.
— Больше всего я люблю крещальные Литургии — за тот свет, который излучают лица новокрещеных. Еще стараюсь никогда не пропускать Литургию в Вавиловом Доле после крестного хода. Пусть из-за светской работы я не могу пройти с крестоходцами даже малую часть их многодневного пути, но хоть таким образом хочется быть причастным к этому событию. Вообще, мне кажется, что только нечасто заходящий в храм человек может считать богослужения одинаковыми. И батюшки разные, и прихожане рядом каждый раз другие. Так что, слава Богу, пока у меня нет ощущения, что снимаю каждый раз одно и то же.
Многие люди, которые смотрят фоторепортажи Ивана Привалова, отмечают, какие красивые и разные лица ему удается запечатлеть — радостные, задумчивые, умиротворенные, вдохновляющие. Видно, что герои портретов не чувствуют никакого дискомфорта рядом с фотокамерой и дают фотографу «поймать» свои эмоции.
— Я никогда не слышу от постоянных прихожан претензий или вопросов, зачем нужно фотографировать на службе. Только малознакомые люди изредка могут сказать что-то подобное. Говорю им о том, что есть люди, которые по разным причинам не попали сегодня на праздничную службу, зато посмотрели репортаж — и вот вроде как тоже побыли вместе со всеми. А уж в нынешние «ковидные» времена как никогда много благодарностей от наших бабушек за то, что хоть на фото могут поглядеть на родные храмы.
Начинающим приходским фотографам Иван советует стараться приходить в храм пораньше, до службы, чтобы хоть немного помолиться перед работой и хорошо изучить чин богослужения — это позволит меньше бесцельно перемещаться по храму. А самое важное, помнить, что в храме главный — Христос.
Показать богослужение со стороны участника
— Когда мне было лет 12–13, мне в руки попал пленочный фотоаппарат «Зенит», — вспоминает Андрей Гутынин. — Я даже сейчас иногда пользуюсь своим первым объективом. Мне нравилось снимать пейзажи, животных. Помню, как проявлял пленку в ванной, экспериментировал — о «фотошопе» тогда не было и речи, все в прямом смысле слова делалось руками. Вообще, мой интерес к фотографии вырос из любви к искусству. Сама по себе фотография — это рисование светом. Когда смотришь, например, на картины Айвазовского, то понимаешь, что он и правда это видел, и видел именно так, — хотя, возможно, он что-то подкорректировал, но ты веришь в эту реальность. С фотографией, на мой взгляд, то же самое.
В 2011 году Андрей поступил в Саратовскую православную духовную семинарию и вскоре стал семинарским фотографом.
— Я с удовольствием согласился на это послушание, но даже и не думал, что когда-то это может перерасти в профессию. Мои родные до сих пор иногда спрашивают, когда я найду нормальную работу, — улыбается мой собеседник. — Есть такое хорошее выражение: «Если ты не хочешь работать ни одного дня в своей жизни, найди дело, которое тебе нравится». У меня как раз так и получилось.
Андрей признается, что искусству фотографии он продолжает учиться до сих пор, ведь в творческой профессии всегда открыто поле для чего-то нового.
— Если бы я умел снимать идеально, я бы не делал плохих кадров. Уверен, что люди, отдавшие фотографии всю жизнь, скажут так же. Когда я только начинал делать первые шаги, ориентировался на наших епархиальных фотографов — Александра Курочкина и Ивана Привалова. Наблюдал за их работой, советовался. Много информации сейчас можно найти в Интернете — пройти онлайн-курсы, например, но живое общение дает несравнимо больше. Мне посчастливилось пообщаться со священником Игорем Палкиным — замечательным фотографом, руководителем фотослужбы Патриарха Московского и всея Руси, с Алексеем Воробьевым, который уже больше двадцати лет занимается церковной фотографией. Еще мне очень нравится Анри КартьеБрессон — это французский фотограф XX века, мастер документальной фотографии. Вообще, список фотографов, работами которых я вдохновляюсь, довольно большой. Здесь главное не выбирать себе «кумира», не копировать кого-то. Это как RGB-круг — в центре он серый, нейтральный, а ближе к краям становится цветным, приобретает разные оттенки. Так и человек, находясь в центре, впитывает в себя различные стили, приемы и уже на их основе формирует свое личное видение. Сейчас мне очень помогает в профессии учеба на отделении технологии фотоискусства во ВГИКе, куда я поступил в прошлом году, и членство в Союзе церковных фотографов. Я стараюсь регулярно просматривать репортажи с богослужений в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, столичных духовных школах, некоторых храмах Москвы, Татарстанской митрополии — в моем списке около шестидесяти сайтов. У нас сложился дружный коллектив церковных фотографов — мы обсуждаем разные моменты, связанные с самим процессом съемки или обработкой, комментируем работы друг друга. Такое творческое общение помогает каждому расти.
Спрашиваю Андрея, как ему — епархиальному фотографу — из раза в раз снимающему весь годовой круг богослужений и другие повторяющиеся события церковной жизни, удается избежать творческого кризиса.
— В каждый свой репортаж я стараюсь привнести чтото новое: где-то это необычный ракурс, где-то нюансы обработки, макросъемка какой-нибудь детали, — отвечает он. — Вообще, для репортажа с места события достаточно трех кадров — общий план, средний и крупный. Все остальное — это дополнения, но именно они и вызывают у человека наибольший интерес: портреты священников, прихожан, детали богослужения, которые скрыты от большинства глаз. Мне всегда хочется показать службу не со стороны зрителя, а со стороны участника. В репортажах светских фотографов, к сожалению, часто видна поверхностность — пришли, «пощелкали» и ушли. Церковный фотограф на такое отношение просто не имеет права. Фотографии с богослужения — это в каком-то смысле тоже проповедь.
По словам Андрея, самое сложное в работе епархиального фотографа — это режим, когда нужно делать все в темпе и всегда быть наготове к срочному событию, и понимание того, что в первую очередь ты пришел на службу помолиться, а сделанные тобой фотографии — это не сухой отчет, а выражение твоего соучастия в общей молитве.
Еще одна трудность, с которой приходится сталкиваться человеку, снимающему богослужение, — негативное отношение некоторых прихожан.
— Я на такое спокойно реагирую, — говорит Андрей. — Стараюсь снимать так, чтобы не отвлекать людей: не протискиваюсь среди них, не пытаюсь делать десятки кадров в особые моменты службы. Богослужение — это не театральная постановка, а священники — не актеры, нужно это четко понимать, и тогда ты сам почувствуешь, когда съемка не совсем уместна. Вообще, я не стремлюсь делать много портретов — не хочу нарушать личное пространство людей, ведь они в первую очередь приходят к Богу. По человеку обычно сразу видно, открыт он к съемке или нет. Бывает, что люди подходят и говорят, что не хотят попасть в кадр — ничего критичного в этом нет. С массовыми событиями, будь то крестный ход или прибытие мощей, в этом плане, конечно, сложнее.
У Андрея уже было несколько выставок — они проводились в Саратовском государственном университете в рамках Пименовских образовательных чтений и Дней славянской письменности. Он поясняет, что репортажная церковная фотография не особенно популярна, люди больше привыкли к видам храмов или постановочным съемкам с венчания или крещения. Мало кто размещает в соцсетях моменты богослужений — например, каждение, причащение, Великий вход. И поэтому хорошо, что такие выставки проходят именно в учебных заведениях — ведь большинство студентов думает, что храм — только чтобы свечку перед трудным экзаменом поставить и куличи на Пасху освятить. А здесь у них появляется возможность увидеть церковную жизнь, ее глубину и через красоту фотоискусства заинтересоваться ею.
Сейчас у каждого храма есть свой сайт, страницы в социальных сетях, и основное содержание этих ресурсов — фотографии, а значит, необходим хороший приходской фотограф.
— Как есть люди с врожденным слухом или грамотностью, так есть и люди с врожденным эстетическим чувством, необходимым для фотосъемки, — видением ракурсов, если можно так сказать. Бывает, человек берет в руки фотоаппарат и делает хорошие кадры, абсолютно ничего не зная о «золотом сечении», перспективе и прочем, он просто ориентируется на свой взгляд. А другой будет разбираться в теории, может быть, даже хорошо обрабатывать кадры, но его фотографии все равно будут угловатыми, безликими. Но я убежден, что если есть желание, всему можно научиться, неудачные попытки — это всего лишь шаг к будущему прогрессу.
Газета «Православная вера» № 18-19 (662-663)
30 октября 2020 г.