Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Пример истинной свободы

Что такое свобода? На первый взгляд, свобода – это полная независимость, отсутствие контроля, притеснения, подчинения чужой воле. Одни люди добиваются свободы, нарушая нормы морали, призывая к анархии под видом демократии, другие же рвутся к личной власти, стараясь утвердить себя в подавлении чужой воли.

Никто из них никогда не будет полностью свободным, они будут в рабстве у себялюбия, самодовольства, своеволия. Людей, которые живут не по совести, нарушая нравственные законы, не соблюдая нормы морали, нельзя назвать здравомыслящими. Такие люди не различают добро и зло, поэтому они не знают, что настоящая свобода – это свобода от зла.

Посмотрим глубже: свобода – способность человеческой воли, дарованная Богом, без которой человек не мог бы осознанно стремиться к добру, значит, не мог бы стать добродетельным. Благоразумный человек не поддается разным соблазнам, он видит границу между добром и злом, знает разницу между человеческими и животными потребностями.

Истинная свобода регулирует наши чувства, направляя их во благо. Душа, обладающая настоящей волей, никогда не окажется во власти искушений и влечений. Влечения – гнев ли, похоть, пристрастие к алкоголю, табаку или же сладострастие – делают человека своим рабом, отнимают у него разум. Настоящая свобода – это истина, которая освобождает нас от рабства греха. Мы знаем это из Евангелия от Иоанна: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8; 32), «Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха». (Ин. 8; 34).

Где же взять пример настоящей свободы? Я думаю, для многих людей и для меня в том числе, таким примером является жизнь благоверного князя Александра Невского.

Родился святой князь 30 мая (по старому стилю) 1221 года в Переславле-Залесском. Он сын князя Ярослава и внук Всеволода Большое Гнездо. Князь Александр Невский был красив, силен, достойно образован и добр. Время правления совпало с очень трудным периодом в истории Руси: наши предки терпели притеснения со стороны монгольской Азии и латинской Европы.

Набеги татаро-монгол под предводительством хана Батыя разорили около двадцати русских городов. Таким тяжелым временем для Руси решили воспользоваться крестоносцы. Папа римский Георгий IX возвестил о новом крестовом походе против «язычников финнов и русских». Уже в июле 1240 года шведы высадили свои войска на берегах Невы, надеясь захватить северные территории Руси и обратить людей, живущих на этих землях, в католичество.

Свобода в служении добру предполагает крепкую веру в Святую Троицу и смирение перед волей Бога. Поэтому наш князь, собрав дружину с небольшим ополчением, перед битвой усердно помолился в храме Святой Софии. Затем со словами: «Не в силе Бог, а в правде» поехал на сражение. Князь с дружиной достойно сражался, шведы были разбиты, а потери русских были малы. В «Повести о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра» говорится о том, что перед битвой русским явились святые Борис и Глеб, которые стоят во главе сил, защищающих Русские земли от врагов. После этого сражения доблестного князя Александра прозвали Невским за победу на Неве, благодаря которой надолго остановились шведские агрессии на востоке Руси.

Святой князь показал себя выдающимся полководцем: русские войска в 1241-1242 годах освободили Копорье, Псков, Изборск, которые были захвачены немцами. Кульминацией этой борьбы стало Ледовое побоище. Перед сражением Великий Князь молился в Псковском храме Святой Троицы. Сильному и тяжеловооруженному немецкому войску Александр противопоставил непобедимый русский дух и смекалку опытного полководца. Сражение закончилось полным разгромом захватчиков. По данным Новгородской летописи погибло несколько тысяч пехотинцев и много рыцарей взято в плен. В итоге этой чистой победы русских была ослаблена военная мощь Тевтонского ордена и сорвана попытка захватить западные территории Руси и обратить их в католицизм.

В это время из-за татаро-монгол русские земли были полностью разорены, население обложено поголовной данью, в случае неуплаты которой должников продавали на невольничьих рынках, скот угнан, поля не вспаханы. Папа Римский, понимая, что русских в открытом сражении не одолеть, прислал очередную буллу, в которой пообещал помочь русским в борьбе с татаро-монголами, при условии, что Русь отречется от Православия и признает Римский престол. На это заявление князь Александр категорически отказался и твердо сказал: «От вас учения не приемлем и словес ваших не слушаем!».

Противоположный выбор сделал князь Даниил Галицкий. Он согласился на соединение Церквей, надеясь вступить в борьбу против Востока с помощью Запада, но итог был трагичен: долгие века Юго-Западная Русь была в латинском рабстве, Галицко-Волынская земля была разделена венграми, поляками и литовцами.

Свобода в служении добру предполагает мужество. В житии есть момент, когда Александр Невский, несмотря на смертельную угрозу, не отказался от своей веры. К Александру Невскому обратился хан Батый, чтобы тот приехал к нему в Монгольское ханство, если великий князь хочет сохранить русские земли невредимыми.

Святой Александр Невский по отношению к татарам выбрал примирительную политику, ибо понимал, что в данное время Русь была не состоянии справиться с ними. Мудрость Александра была от Бога, он всегда действовал, разумно оценивая свои возможности. Для Александра было важно лояльное отношение татар к православной вере, ибо монгольское ханство хотело рабства телу, а не душе.

В 1247 году Александр вместе с братом Андреем впервые отправился в Орду на поклон к хану Батыю. По ханским законам каждого прибывшего подвергали некому обряду очищения: он должен был пройти через огонь и поклониться ханским идолам. Князь, готовый претерпеть всевозможные унижения и издевательства ради блага и спасения Родины, не счел нужным совершить что-либо против христианской совести.

Мужество святого поразило прислужников хана, которые мгновенно рассказали о случившемся Батыю, они были уверены, что Александра ждет верная смерть. Батый задумчиво сказал: «Правду говорили мне: нет князя, равного этому». После поездки братьев с берегов Волги к великому хану Андрей получил княжение во Владимире, Александр – в Киеве и Новгороде. Великий князь еще три раза ездил в Орду, стараясь покорностью перед ханом отвращать набеги татар на Русь.

14 ноября 1263 года князь скончался в Городце, перед смертью он принял схиму с именем Алексий. Православная Церковь причислила Александра Невского к лику святых.

Из жития святого мы с уверенностью можем сказать, что Александр Невский – пример по-настоящему свободного человека. Жил князь по Божьей воле и был свободен. Господь дал ему власть, смекалку, ум, красоту, доброту. Он умел владеть собой, своими поступками, чувствами и благодаря этому князь был по-настоящему свободен.

Каждый должен научиться этой свободе, потому что противоестественно позволять вещам, страхам, искушениям, мнениям и страстям обладать нами. Ещё страшней таким образом отказываться от Бога и предаваться греху, становясь заложником у своих страстей, думая, что всё это и есть настоящая свобода.

 

 

 

Арина Куликова

 

Саратовская епархия, храм в честь Казанской иконы Божией Матери р. п. Татищево

 

Теги: Наследие благоверного князя Александра Невского, Покровские образовательные чтения 2020.
Поделиться в: