Спокойствие и не только спокойствие
Детские неврозы – что это: болезнь или следствие нехватки родительской любви? Как истерики, капризы ребенка могут повлиять на душу? Что правильнее: беречь психику юного человека, ограждая от проблем, или учить преодолевать трудности? Об этом мы беседуем с медицинским и православным психологом Татьяной Анатольевной Твердохлебовой.
– Что такое невроз у ребенка и как он может проявляться? Каковы его причины?
– Говоря о неврозе, мы имеем в виду три аспекта: травмирующая ситуация, личность человека, который может быть ранимым или тревожным, и отношение личности к ситуации. Невроз возникает, когда все это встречается. Это относится и к детям, и к взрослым. Травмирующая ситуация задевает человека и его потребности, он реагирует на это болезненно и не видит выхода – так и проявляется невроз. Выражаться он может в страхах, раздражительности, гипервозбудимости, истеричности, навязчивых движениях и действиях.
– Есть стрессы, на которые родители повлиять не могут. Это потеря близких, финансовые проблемы, самоизоляция. От всего ребенка не оградишь… да и стоит ли?
– Для одного человека невроз может спровоцировать ситуация, которую другие не заметят. У меня в практике был случай: детям в садике рассказывали про технику безопасности с иголками, подчеркнув, что нужно быть аккуратными, убирать их, потому что иголка может проникнуть глубоко в тело человека. На одну девочку это произвело такое впечатление, что она несколько лет боялась иголок, у нее были навязчивые движения.
Важна реакция родителей на ситуацию. У тревожных родителей и дети будут склонны к неврозам. Дети не знают сами, как реагировать на ситуацию, ей дают оценку родители. Они показывают, как реагировать, а дети считывают и повторяют. Работает один из главных принципов воспитания: начинай с себя.
– У детей многих моих знакомых есть различные признаки неврозов. Это ребята из обычных семей, они неплохо учатся, больными их не назовешь. Если ребенок не может понять и сформулировать причину беспокойства, как ему помочь?
– Это может быть следствием синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). У таких детей есть особенность нервной системы – им нужно двигаться, чтобы думать. Нанесение себе вреда – вырывание волос, грызение ногтей – не всегда проявление невротическое, это может быть просто вредной привычкой. Когда-то ребенок переживал и научился так себя успокаивать, потом привык.
Могут влиять слишком строгие и требовательные родители. Ребенку важна мамина любовь и ее оценка, но он не справляется с чем-то, не может во всем соответствовать. У некоторых детей к себе завышенные требования, выходящие за грань способностей. Нужно разбираться в каждой ситуации, все это корректируется, помочь такому человеку можно и нужно.
– Почему в последнее время стало больше детей с СДВГ? Видите ли Вы в этом духовную подоплеку?
– Есть несколько научных точек зрения, и все они сходятся в одном: мозг ребенка не созрел. Могли быть нарушения во внутриутробном развитии, наследственная нехватка химических веществ, сложная беременность и роды. Итог один – мозг ребенка незрел, не может контролировать процессы возбуждения-торможения. Здоровье матерей сейчас вообще гораздо хуже, чем было даже 20-30 лет назад. По официальным данным, человечество вообще здоровее не становятся. С каждым поколением это накапливается. Есть группа нейропсихологов, проводящих обследования детей еще с советского времени. Они заметили, что после 1985 года количество детей с глубинными нарушениями в работе мозга увеличилось резко. Эти дети уже сами стали родителями.
По моему, не научному мнению, духовная проблема — в зацикленности на себе, нездоровом упрямстве, понимании себя как центра Вселенной. Такие черты свойственны и детям с аутичным синдромом, и с СДВГ. Это эгоизм, доведенный до болезненности. Хотя сейчас много, вроде бы, и здоровых людей, которые совсем не умеют считаться с мнением других, уступать. И этот дух потребления растет, становясь уже частью человека и порождая болезни нервной системы и психики.
– Ребенок с СДВГ не воспринимает слова педагога, отказывается подчиняться правилам. Но самое страшное – не понимает, что не всегда останется ребенком. Что с каждым даже небольшим этапом взросления эти внешние признаки внутренних проблем будут мешать ему развиваться. Как родителям правильно это корректировать?
– Есть разные мнения относительно медикаментозного подхода и вообще лечения. Я считаю, что связь со специалистом нужно держать, и при необходимости подкреплять нервную систему препаратами.
Необходимо соблюдать несколько важных правил. К ребенку нужно предъявлять последовательные требования, понятные. Размеренная жизнь, обязательный режим дня, четкая структура во всем. Последовательная жизнь вводит ребенка в колею, он успокаивается, учится жить и держать себя упорядоченно.
Новые требования должны вводиться постепенно и быть четкими. Если ребенок какие-то правила нарушает, его нужно ограничивать сразу. Бесполезно говорить с ребенком вечером, если он напроказничал утром, он уже все забыл за дневными впечатлениями. Реакция должна быть мгновенной, чтобы ребенок четко понимал, что за каждый проступок он понесет определенное наказание. И наоборот, если он сделал что-то хорошо, сразу подбадривать, подхваливать. Это важно для таких детей, ведь им из-за проблем с поведением достается мало хороших слов. Система поощрений и наказаний должна быть четкой, с ней можно добиться успехов. И когда ребенок должен будет выйти во взрослую жизнь, он найдет дело, с которым сможет извлечь выгоду из своего гиперактивного склада и неумения сидеть на месте.
Большая проблема детей с СДВГ, что на незрелость нервной системы ложится много побочных вещей – неврозы, плохое поведение, неуспеваемость и постоянные замечания, которые приводят к низкой самооценке и впоследствии нежеланию стремиться к чему-либо. Получается замкнутый круг. Потому таких детей особенно важно поддерживать, показывать им, что они не плохие, что они могут многое. Ни в коем случае не враждовать с ними и не опускать руки, не отчаиваться в своем родительстве. Хотя таких детей действительно непросто воспитывать, их мамы и папы нуждаются в поддержке.
– С медицинской точки зрения, мы понимаем, что это болезнь, а с житейской – проявление отрицательных черт, которые в жизни будут мешать …
– Важно обходиться без постоянных упреков, иначе ребенок может озлобиться. У детей диагноз может быть один, а личности и характеры разные. Нужно опираться на сильные стороны ребенка, взращивать их. И человек научится с этим жить.
– Есть ли общий совет о грани любви и строгости? Наблюдая дурное в ребенке, мы должны помочь ему увидеть свои недостатки, подсказать, как справиться, но не сформировать комплексы…
– Говорить о любви и давать ее почувствовать. Не выплескивать негатив на ребенка, даже если он спровоцировал. Родители устраивают детям скандалы из-за собственной беспомощности, неумения правильно реагировать на ситуацию. Здесь нужно немного отодвинуть свои эмоции и включить рационализм, бить в цель, в причину. Это бывает непросто, но без этого никак. Тогда у ребенка будет понимание «я совершил ошибку, но родители мне помогли».
Но и наказывать при умышленном нарушении правил и упрямстве, жестко ограничивать, чтобы ребенок всегда понимал последствия. Не давать испытывать себя на прочность. Уроком может послужить временное лишение внимания, совместного проведения времени или прогулки. Наказание должно быть логичным: сидит в телефоне и не учит уроки – забрать помеху. А отнимать гаджет за хамство – это не логично. Может быть, ребенка «понесло», потому что он себя плохо чувствовал или родители сами не оказали ему должного внимания.
– Детская душа ранима. Влияют ли на нее органические проявления болезни?
– Трудный и спорный вопрос. Мне кажется, нередко болезнь приходит уже за личностными трудностями. То есть сначала появляется проблема, а потом как ее продолжение или попытка разрешения ситуации проявляется болезнь. К примеру, шизофренией может заболеть человек с очень жестким нравом, стремящийся всех и все под себя подмять. Характер может испортиться, если человек болеет и не пытается извлечь из этого духовную пользу. Но это наблюдение и отдельные частные мнения, они могут отличаться от научного.
– Как родителю дошкольника, младшего школьника или подростка понять, что пора обратиться к специалисту? И что делать, если ребенок не хочет этого?
– Если вас что-то волнует, и вы не знаете, что делать, всегда можно обратиться к специалисту, так же, как и к любому врачу. Если ребенок не хочет, можно прийти родителям. Особенно это касается дошкольников и подростков. Меняя свое поведение и отношение к ребенку, выступая как единое целое, работая в команде с общими интересами и взглядами на воспитание, родители могут добиться хороших результатов. И лучше прийти на прием и убедиться, что все не так уже плохо, чем недооценить ситуацию и пустить на самотек, потому что потом будет сложнее выбраться и справиться. И, конечно, всегда работать над собой и своим отношением к жизни.
3 ноября 2020 г.