Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, каждый воскресный день мы слышим Евангельское поучение. Это одна из самых важных частей Литургии. Мы учимся у Христа, следуем за Ним, исполняя Его заповеди. И как говорил еще святитель Игнатий (Брянчанинов), христианин должен растворить свой ум в Евангелии и каждый момент своей жизни руководствоваться заповедями Спасителя.

Сегодня мы слышали очень глубокую и важную притчу о сеятеле. Он вышел разбрасывать зерна, которые упали при дороге, в терние, на каменистую почву, и не принесли плод. И только те, что упали на добрую почву, этот плод принесли.

Христос говорит, что апостолам дано понимать эти притчи, а многие люди даже слыша, не понимают их смысл. И в наше время, когда мы являемся наследниками христианской культуры, можно встретить человека, который услышав духовное слово, его вовсе не понимает. Почему Христос говорил притчами? У каждого есть своя мера восприятия – кто-то более образован, кто-то прост. И каждый понимает смысл сказанного в меру своего духовного роста.

Господь объясняет притчу. Сеятель – это Сам Господь, который всеивает в нас Свое слово, пытается достучаться до сердец человеческих. Семя, упавшее при дороге, – образ людей, у которых духовную пользу похищает враг рода человеческого. Бывает и хороший настрой, и пытается человек что-то делать, но помыслы не дают. Принимая их, человек разрушает духовную жизнь и добрую настроенность. Человек не может совсем не грешить, но нужно иметь мужество не принимать помыслы.

Семя, упавшее на каменистую почву, – это люди, которые с радостью принимают слово Божие, но малейшие испытания выбивают у них почву из-под ног. И человек оставляет духовную жизнь. Перестает молиться, подвизаться, в нем нет постоянства. Он быстро вспыхивает и быстро гаснет.

Некоторые семена попадают в терние – образ мирских забот, суеты. Мы все с этим сталкиваемся, у всех есть свои житейские обязанности и трудности. Но когда человек забывает о служении Христу, эти заботы поглощают его сердце и он теряет всякую надежду. Его жизнь превращается в рутину, наполняется болью, скорбью. Человек обижается, унывает и даже доходит до отчаяния порой.

Добрая земля – это труд человека над своей душой. Когда он старается никого не судить, а поступать так, как подсказывает совесть. Христос говорит, что доброе семя нужно взращивать в терпении. И это одно из самых главных качеств, которое нам необходимо приобрести. Часто люди, придя в храм, сразу ждут изменений. А духовная жизнь – это постоянное терпение каких-то скорбей, трудностей, искушений, она требует колоссального терпения. Но тяжелее всего – научиться терпеть себя. Ибо человек, не умеющий терпеть себя, очень быстро оставляет все попытки исправления собственной души.

Все мы знаем, как тяжело бывает смириться с тем, что е тебя многое не получается. Как тяжело бывает после падения встать, ибо гордость затмевает глаза. Не находится сил принести покаяние. «Как долго вставать после падений»», – спросил монах авву Сисоя. «Доколе душа твоя не разлучится с телом», – услышал он в ответ.

Приходя в храм, слыша Священное Писание, молясь дома, будем трудиться, будем терпеть и ближних, и самих себя. И со смирением, с молитвой будем следовать за Христом. И даст Бог, что-то доброе получится в нашей жизни. Ведь и теперь, если мы обернемся назад, увидим, что многое уже изменилось.

Храни вас Бог. Желаю всем здоровья, помощи Божией, возрастания в духовной жизни и благодарности нашему Творцу. Аминь.

 

Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покрвска (Энгельса)

+ Епископ Покровский и Николаевский Пахомий
Поделиться в: