Тихий и смиренный отец Георгий
На 9-й день по преставлении диакона Георгия, клирика Покросвского храма г. Покровска (Энгельса), делимся воспоминаниями о нем.
Промыслительная ошибка
Диакон Роман Ахундов:
– Отца Георгия (тогда дядю Юру) я узнал весной 2005 года. Великим постом отец Василий Стрелков (в ту пору настоятель Троицкого храма Покровска) привел его на клирос, обратился к чтецам и певчим, чтобы научили его чтению, пению, помогли разобраться с Уставом. Его скромность сразу бросилась в глаза. Моя мама тогда регентовала в храме, на третий день знакомства с ним сказала: «Такой смиренный и добрый». С тех пор на протяжении 15 лет я не припомню ни одного негативного слова в его адрес с чьей-либо стороны.
При хиротонии его произошел примечательный случай. Рукополагал его епископ Лонгин (сегодня – митрополит Симбирский и Новоспасский), опять же в Троицком храме, в день престольного праздника. Во время хиротонии диакона архиерей возлагает на него руки и произносит такие слова молитвы: «Божественная благодать, всегда немощное врачующая и оскудевающее восполняющая, поставляет (имя) благоговейнейшего иподиакона во диакона». Но в этот момент владыка Лонгин, может быть, оговорился, а, может, по промыслу Божию сказал «блаженнейшего иподиакона Георгия». Судя по лицу, владыка сам удивился такой своей оговорке, но исправляться не стал и продолжил чтение молитвы.
Бывшие в алтаре в тот момент осторожно переглянулись, и как мне кажется, поняли, что такая оговорка оправдана. И, как потом выяснилось, отец Георгий был действительно блаженнейшим – человеком, исполнившим Божии заповеди. Ни разу не слышал, чтобы он осудил кого-то, он просто не позволял себе такого. Навсегда запомнятся его доброта и подлинная мужская скромность.
И еще он очень благоговейно относился к службе. Чувствовалось, что служба для него, как это и должно быть у священнослужителя, – смысл жизни. Сколько бы дней и часов подряд не приходилось служить, в алтаре он никогда не сидел. Исключением стали годы болезни – когда он уже не мог служить. Видно было, что ему очень тяжело и скорбно от этого, но просто молитва, пребывание в храме были для него утешением.
Несмотря на горечь утраты, уверен, что мы обрели молитвенника за нас.
Рассудительный, скромный и добрый
Светлана Алексеевна Молоканова, (трудилась несколько лет старшей по соборной трапезной, сейчас живет в другом городе):
– Вспоминается кротким и благодарным. Он благодарил за всё, за каждую малость, улыбался всегда. Даже если что-то шло не так, не успевали, улыбался и говорил: «Всё хорошо, спасибо, не переживайте». В трапезной люди себя «отпускают», расслабляются. И становится хорошо видно, какой человек в быту. Не на службе.
Отец Георгий был очень нетребовательным. И с ним было легко и приятно общаться. Светлой души человек. Даже тяжко писать «был»... Пишу вам и плачу. Буду молиться. Он ушёл от нас к Тому, в Кого верил и служил. И жил по Его законам.
Анна Колычева, прихожанка:
– От отца Георгия веяло настоящей церковностью. Всегда вызывал трепет и самые теплые чувства.
Татьяна Афанасьевна Сажина, прихожанка:
– Как точно сказано, ещё я бы прибавила тихий и смиренный! Царствия Божия!
Его будет не хватать
Алексей Лузган, сотрудник пресс-службы Покровской епархии, пономарь Свято-Троицкого кафедрального собора:
– В нем была рассудительность, взвешенность решений, настоящие мужские качества. Старательный и ответственный очень был. С широкой душой. Он пришел в храм зрелым человеком, но можно было подумать, что всю жизнь пробыл в Церкви.
Ольга Владимировна Стрелкова, журналист, прихожанка:
– Это был первый диакон, которого я увидела и услышала, начав ходить в храм. Огорчалась, если отец Георгий не служил. Была в нем какая-то необычность, он весь был сосредоточен на службе, невозможно было отвлекаться, когда он молился. Его голос, интонации, его постоянная собранность очень помогали молитвенному настрою.
Когда отец Георгий был переведен в Покровский храм, мне, и я думаю, многим его не хватало. Так хотелось увидеть вновь его на амвоне, услышать его голос. Царствие Небесное замечательному служителю Церкви отцу Георгию.
6 ноября 2020 г.