Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Первый историк Руси

Удивительное дело – подвиг. Человек посвящает себя и свою жизнь Богу и людям, трудится, не жалея времен и сил, созидает историю и входит в нее. И оставляет после себя труд, к которому даже спустя почти тысячу лет будут прибегать историки, учителя, деятели науки и культуры, а также простые школьники. Этот труд и становится главной памятью о нем – преподобном Несторе Летописце. Его память Церковь чтит 9 ноября. О подвиге святого рассуждаем вместе со священником Димитрием Вразовским, клириком Свято-Троицкого кафедрального собора Покровска (Энгельса).

Смиренный монах

О жизни преподобного Нестора в Киево-Печерской Лавре известно очень мало, а до прихода в обитель – и вовсе сплошная тайна. Считается, что он родился в 50-х годах XI столетия. По одним данным, будущий инок поступил в монастырь в возрасте около 17 лет, другие историки считают, что это был уже взрослый человек с жизненным опытом.

Тогда преподобный Антоний уединялся в пещере, а преподобный Феодосий занимался устроением обители, уставом и иноками. С их благословения Нестор остался в обители и принялся за послушания, которые исполнял с ревностью и благодарностью наставникам. Так он приучался к посту, молитве, вольной нищете.

«Многим преподобный Нестор известен, прежде всего, как летописец. Но для образа ангельского, образа святости он прежде всего монах Киево-Печерской Лавры, прославившийся своими трудами», – считает священник Димитрий Вразовский. По его мнению, сам святой не ставил своей целью написание летописи: «Ведь это было его послушание, данное преподобным Феодосием. Нестор исполнял порученное с благоговением, но, конечно, и Божественная благодать действовала в нем. Даже здесь он полностью отрекается себя и всячески избегает упоминания собственного имени в написанном. Исключение составляют смежные произведения, к примеру – житие преподобного Феодосия и какие-то моменты, где автор не мог не упомянуть себя, так как это затрагивало историческую достоверность.

В этом, стоит отметить, его глобальное отличие от многих других писателей, в том числе современных авторов. Большинство из них, так или иначе, хотят оставить свой след в истории. Здесь желание безызвестности – это еще одно свидетельство его святости, смирения и духовных подвигов. Одним словом, добродетелей, за которые и прославила его Церковь».

Считается, что за довольно короткий промежуток времени – около четырех лет – пребывания в монастыре инок успел принять постриг и получить сан диакона. Монах Нестор считал себя недостойным Божиих Даров, в «Житии Феодосия» он сокрушается о своей молодости, наполненной грехами. Но история сохранила свидетельства о его высоких духовных дарованиях. Как пример – факт, что он в числе других преподобных участвовал в изгнании беса из прельщенного в ересь Никиты затворника, впоследствии Новгородского святителя.

Святой книжник

Неся послушания и молитвенный подвиг наряду с иноками Печерской обители, он на собственном опыте «сердцем сокрушенным и смиренным» познавал Божественную благодать. Но не отрицал и важности теоретических знаний. Богоугодные книги он называл сокровищницей Истины: «Великая бывает польза от учения книжного, – говорил он, – книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами».

Примерно в 80-х годах XI столетия он составляет житие своего духовного наставника, Феодосия Печерского, а позже еще и участвует в обретении мощей одного из основателей русского иночества и становится свидетелем совершавшихся чудес. Из-под пера Нестора выходят «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» и «Сказание о святых первых черноризцах Печерских». Но, пожалуй, самым выдающимся творческим трудом Летописца явилась история развития Русской земли – «Повесть временных лет».

«Это фундаментальный труд, один из немногих источников знаний о древней Руси, – поясняет отец Димитрий. – Нельзя сказать, что преподобный был единственный, кто так глубоко занимался историей на тот момент. Мы знаем и Византийских хронистов, и летописцев из соседних славянских стран. Но, так или иначе, “Повесть” ложится в основу всех последующих летописных сводов Руси. Нам известно множество ее списков. Самые известные из них – это Лаврентьевская и Ипатьевская летописи. Они дополнялись, расширялись, но остались неотделимы от начального текста Летописца. Можно сказать, что труд Нестора, хоть и имеет некоторые заимствования, все же уникален».

В «Повести временных лет» исторические факты тесно переплетаются с главными вехами развития Церкви. Но на что опирался сам преподобный? На самом деле, список источников этого «мужа ученого» необычайно широк. Это предшествующие русские летописные сказания, монастырские записи, византийские хроники, исторические сборники, рассказы старцев, торговцев, воинов, путешественников. И все они осмыслены с единой, строго церковной точки зрения.

Орудие Промысла

«Преподобный Нестор опирался еще и на Священное Писание. Свою летопись он начинает от сотворения мира. При этом, как и многие летописцы того времени, ставит своей задачей образование. В труде он стремится охватить как можно больше событий, которые привели к тем или иным современным ему ситуациям. Священные книги также помогают ему написать историю Руси как составную часть всемирной истории и истории спасения человеческого рода», – считает отец Димитрий.

По его мнению, уникальность трудов Летописца и его «Повести» еще и в том, что она дает нам возможность почувствовать ту удивительную жизнь, которой жили первые насельники Киево-Печерской Лавры: «Каждый из них, по сути, уникален – ведь они оставили величайший след в истории не только Церкви, но и Русского государства. А преподобного Нестора Господь Сам избрал как орудие Своего Промысла».

На особенный исторический взгляд Нестора обращает внимание и Василий Осипович Ключевский: «Научная задача историка состоит в уяснении происхождения и развития человеческих обществ. Летописца гораздо более занимает сам человек, его земная и особенно загробная жизнь».

Преподобный Нестор мирно почил о Господе в 1114 году и погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского.

 

Татьяна Уютова
Поделиться в: