«Хранить веру и жить по вере – вот что я желаю как патриарх»
Православная Церковь простилась с Предстоятелем Поместной Сербской Церкви – Святейшим Патриархом Иринеем. Первоиерархом, для которого все перед лицом Господа равны, все – чада Божии, все трудятся на благо Церкви.
Патриарха Иринея, свое общение со Святейшим, вспоминает писатель, переводчик Светлана Луганская.
Глубокая вера и скромность, непретенциозность
«Он ревностно служил, в любви к Богу и Его Церкви, с той же любовью и жертвенностью, и с большой скромностью служил и своему народу. В трудных обстоятельствах, с особой мудростью Предания и большим смирением, оставался верен самому ценному, что хранит сербская история. Решения, которые он принимал как Патриарх Сербский, всегда были взвешенными, всегда – в соответствии с тем, о чем говорит учение Церкви, народный этос. С большой грустью вспоминаю оставшиеся теперь уже в прошлом многочисленные встречи с ним, его жизнь, главными особенностями которой были глубокая вера и скромность, непретенциозность. Руководство этими чертами в отношении к людям, о ком бы ни шла речь, патриархах, епископах, государственных деятелях и простых людях, позволяло ему быть очень внимательным и посвященным в проблемы ближнего. Эта внимательность позволяла ему решать те или иные вопросы намного легче, чем кому бы то ни было в его окружении. В последние годы с самой горячей любовью он относился к делам, связанным с завершением храма Святого Саввы. Образ этого почти завершенного прекрасного собора можно считать иконой его служения на Троне сербских патриархов»,
– написал в прощальном слове Митрополит Загребско-Люблянский Порфирий (Перич).
Мы все надеялись, что и второе известие о кончине Сербского Патриарха Иринея окажется ложным, но официальное сообщение Сербской Православной Церкви подтвердило это скорбное известие.
Патриархия Сербской Церкви, с ее кафедральным собором Святого Михаила Архангела, находится в самом центре Белграда, и очень часто можно было видеть, как Его Святейшество идет в собор служить вечерню, к нему подходят люди, просят благословения, задают вопросы, что-то рассказывают, – для каждого Архипастырь находил теплое слово…
Мне многократно приходилось встречаться с Патриархом Иринеем в разных обстоятельствах, и на знаменитых белградских книжных ярмарках, которые он неизменно посещал, на презентациях и праздниках, после богослужений в разных концах страны, но самое яркое воспоминание осталось после личной встречи с ним, когда я брала у него интервью для книги «Люди Сербской Церкви». Мы договорились с Его Святейшеством за несколько дней, он попросил прислать вопросы заранее, так как речь шла об исчерпывающем рассказе о его жизненном пути и истории Сербской Церкви в тяжелые годы коммунистического правления. С большим волнением ехала я ранним утром на встречу с Патриархом. Меня встретил секретарь, проводил на второй этаж патриархии, где находятся очень скромные покои Патриарха. Он вошел, собранный, доброжелательный, и началась беседа, которую я хотела бы процитировать, так как в России о личности Патриарха Иринея, о его жизненном пути известно очень мало.
Побег в монашество, запрет посещать храм и монашество как условие
– …Я родился в христианской семье, традиционно религиозной. В те времена, времена моего детства, было принято соблюдать посты, я ходил в церковь, причащался, мы праздновали традиционную крестную Славу.
Отца помню не очень хорошо, я был маленьким ребенком, когда он погиб. Мама была очень верующей женщиной, она принадлежала к богомольческому движению, которым руководил владыка Николай (Велимирович), посещала соборы, которые устраивались в монастыре Жича и других монастырях. Это было атмосферой моего детства и оказало сильное влияние на меня; также большое значение имело и то, что моя родная деревня находится поблизости от Овчарско-Кабларских монастырей, десяти монастырей, и мы регулярно ходили в храм, ходили в монастырь Йоване, восстановленный монастырь. Это было и первым знакомством с монашеской жизнью, пониманием монашеской жизни, мысль о которой зародилась с детства и сопровождала в юности.
Я очень рано полюбил монастырь. В монастыре Йоване был один святой человек, отец Макарий, у него я исповедовался в детстве, когда был ребенком, меня завораживала эта жизнь, и однажды, против воли моей матери, а мать была вдовой, отставив учебу, я ушел жить в монастырь и остался там на год. Но позже я уже сам понимал, и один весьма образованный монах, которого я там встретил, рекомендовал мне продолжать учебу в гимназии, что я и сделал спустя год жизни в монастыре.
Таким образом, решение поступать в духовную семинарию не представляло для меня проблемы. Я закончил гимназию, поступил в семинарию, затем – на богословский факультет Белградского университета, и могу сказать, что у меня не было серьезных проблем в связи с моим решением.
– И позже?
– Слава Богу, и позже не было больших проблем, я не совершал ничего, что могло бы спровоцировать власти, я был законопослушен, но держался христианского пути и христианского образа жизни.
– Вы служили в армии?
– В армии ко мне относились довольно уважительно. Конечно, в армии царила атеистическая идеология, и первым полученным мной приказом был запрет посещать храм, это было понятно, но меня уважали и солдаты и офицеры, часто просили поговорить с ними – не с целью провокации, они просто хотели знать о том, чего не знали, и очевидно, происходили из христианских семей, так что с этой стороны в армии у меня не было проблем.
После армии я приехал в Белград и продолжил обучение на юридическом факультете, и даже начал работать, но так как умер один преподаватель семинарии в Призрене, мне посоветовали предложить свою кандидатуру, и я, скорее для порядка, принял участие в конкурсе, и меня приняли как младшего преподавателя, но, знаете, мне поставили условие: я должен был быть рукоположен. Для меня это стало некоторой неожиданностью, у меня была идея принять монашество, но все-таки я думал так: если женюсь, то не буду священником, – но и мысли о монашестве были всегда, я принял постриг и отправился в Призрен уже как монах.
Дружба с Патриархом Павлом
– Как вы восприняли известие о вашей епископской хиротонии?
– Я этого не ожидал. В то время я был очень занят организацией семинарии, восстановлением ее зданий, занимался этим с любовью, был рад своей работе, своему призыву, и избрание в епископы было неожиданностью, но я принял его с благодарностью. В течение года был викарием Его Святейшества, а затем стал епископом Нишским.
– В каком состоянии вы застали епархию?
– Там находился владыка Иоанн, он долго, почти 40 лет, был в епархии, очень трудолюбивый, благородный человек. Он стал епископом Нишским где-то в 1933-м году, сделал все тогда возможное, но пришла военная пора, стало совсем трудно, а он уже был стар, и его замещал епископ Жичский Василий, замещал 3 года и вернул епархии неплохой порядок, наведенный когда-то владыкой Иоанном. Таким образом, я оказался в достаточно хорошо обустроенной епархии.
– Ваше Святейшество, расскажите о вашей дружбе с Патриархом Павлом, может быть, были какие-то особенно запомнившиеся вам моменты?
– Я познакомился с Патриархом Павлом, когда он был еще мирянином, в тот год, когда я находился в монастыре Преображение. Монастырь в духовном смысле был очень хорошо организован, там было два известных духовника – отец Вассиан и отец Евстатий Святогорец. Отец Вассиан принадлежал к богомольческому движению, был миссионером и проповедником. Монастырь всегда был наполнен благочестивым народом со всех краев Сербии, это давало мне чувство силы веры, силы Церкви, осознание их значения в нашей жизни. Патриарх Павел, тогда еще Гойко Стойчевич, находился в соседнем монастыре Благовещение, так что мы знакомы с тех пор. Когда пришла пора отправляться в семинарию и необходимо было написать прошение епископу, пошел к Гойко, чтобы он помог мне написать это прошение.
Вскоре он, уже как диакон, был назначен преподавателем семинарии, и там наше общение продолжилось, а когда я был назначен преподавателем, он был уже епископом Призренским, так что мы на протяжении многих лет были рядом. Это был благородный человек, человек слова, человек твердой позиции, его слово было непоколебимо, позиция, которую он занимал, – всегда верной, он не отступал от нее ни при каких условиях. В нас, молодых, это вызывало огромное уважение к его личности. Он со всеми был в добрых отношениях, к нам, ученикам, он обращался на «вы», в отличие от других преподавателей, и это как-то поднимало нас в наших глазах, укрепляло. Мы были с ним, я могу так сказать, в достаточно близких отношениях, жизнь тесно нас связала, особенно важной была его помощь, когда я исполнял обязанности ректора. Из всего этого родилась наша истинная дружба, которая продолжалась позднее, когда я стал епископом, которая была для меня очень драгоценна, я всегда разделял позицию Патриарха Павла.
Жребий Патриаршества
– Ваше Святейшество, какой была ваша первая мысль, чувство, когда вы узнали, что избраны Патриархом? Могли бы об этом рассказать?
– Воспользуюсь возможностью сказать, что у меня никогда не было мысли, желания быть Патриархом, я понимал, что это очень высокое место в Церкви, большая ответственность, звание, которое требует большой жертвы, служение и миссия, когда человек уже не принадлежит себе и живет не своей жизнью, а жизнью и проблемами священства, народа – в тех условиях, что даны, – и мысль стать Патриархом никогда не приходила мне в голову. Когда начались разговоры на эту тему, я не придавал им большого значения.
После смерти Патриарха Павла начались выборы, и я оказался в последнем круге, в котором осталось три епископа: митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, епископ Бачский Ириней и я… Я хотел поблагодарить и снять свою кандидатуру, но некоторые епископы убедили меня этого не делать, но дождаться результатов выбора жребием, так как эти три личности были избраны Собором, а затем ожидался выбор жребием одного из трех епископов. Молился Господу, я рассказал об этом и Собору, чтобы эта чаша меня миновала, и предал себя в волю Божию, молился, чтобы Господь уберег меня от этого, однако случилось то, что случилось.
Да, это высокое звание, требующее огромной ответственности, ответственности перед Богом, перед народом, перед человеком. Я полагал надежду на Бога и на братьев архиереев, так как Патриарх – лишь один среди членов Собора, первый среди равных, и все мы составляем Церковь, все трудимся, чтобы сделать все на благо Церкви и своего народа.
Все мы – Церковь
– Ваше Святейшество, в Сербии существуют теплые близкие отношения священства и народа, в пример многим, и нам, хотелось бы спросить вас, как вы воспринимаете эти отношения? Что вас радует, что беспокоит, существуют ли какие-то искушения?
– Знаете, это нормально. Церковь – это не только епископы и не только священники, Церковь – это и народ, только в общении с народом мы составляем Церковь. Церковь – это одно тело, духовное тело, тело Церкви, и, естественно, чтобы отношения были духовными, искренними, близкими, родительскими, братскими, мы сами перед Богом должны быть такими, и народ должен знать и чувствовать, что в Церкви царит атмосфера духовного согласия, духовных отношений, чтобы мы спрашивали не «кто из нас больше?», «кто значительнее?», а кто может сделать больше для развития Церкви своим личным развитием в духовной жизни, и это нормально. Священство и народ – наши сотрудники, священники – самые непосредственные сотрудники в отношениях с народом, а народ – духовное поле, духовная нива, на которой сеется семя – слово Божие, и в этом должна быть гармония.
– Ваше святейшество, расскажите о каких-то важных для вас встречах с людьми, которые произвели на вас какое-то особое впечатление, возможно, повлияли на вас как на личность.
– Каждая встреча, каждый контакт с людьми приносит что-то новое, что-то особенное, но мне кажется, что самые яркие воспоминания остались у меня от встреч с простыми людьми, с людьми, полными веры и Духа Святого, – от таких простых людей вы можете услышать то, что не услышите от интеллектуалов, от людей образованных, а это и есть действие благодати Божией, Духа, Который говорит их устами и через них. А с образованными людьми… Их отличает стиль и образ мышления, образ выражения воззрений, конечно, каждая личность неповторима, имеет право на неповторимость, это очевидно, ясно и нормально, но подчеркиваю, что встречи с обычными, простыми людьми невозможно забыть, ибо мудрость Божия выражается и открывается для меня через них.
Косово – сербский Иерусалим
– Ваше Святейшество, ваше отношение к проблеме Косово и Метохии, она представляет собой вопрос нашей общей ответственности, что мы могли бы сделать для того, чтобы сохранить святыни и народ и облегчить людям жизнь?
– К сожалению, вопрос и проблема Косово и Метохии представляет собой очень серьезную проблему и серьезный вопрос для Сербии и сербского народа. То, чем Иерусалим является как для еврейского народа, как и для христиан, то для нас – Косово и Метохия, где находится 1500 монастырей и церквей. Самые значительные наши монастыри, которые имеют огромную историческую роль, находятся в Косово и Метохии. Уже не говоря о том, что сербский народ, от Косова поля, от Косовской битвы в 1389-м году, дал и сделал для Косово, сколько крови пролил, сколько народа пострадало, защищая Косово и Метохию, особенно со времен турецкого нашествия. Сколько переселений, не только в 1699-м и 1897-м годах, это были большие переселения, было четыре или пять переселений, и страдания там продолжаются веками, и народ боролся со всеми бедами. А албанская пропаганда в 1878-м году? Когда албанцы, которые когда-то назывались арнаутами, планировали Косово присоединить к Албании, и с тех пор они разрабатывают этот план, эту программу. С тех пор сербы все больше и больше страдают, бегут из Косово и Метохии, и до наших дней, до Второй Мировой войны, когда опять было большое переселение, 200 000 тогда было изгнано с Косово. К сожалению, коммунисты, когда они, так сказать, освободили Югославию, Сербию, под влиянием Коминтерна запретили народу возвращаться, так что там сохранился малый остаток народа, который борется за жизнь в очень тяжелых условиях, не имея того, что является самым главным для человека – свободы, права на жизнь. Состояние очень тяжелое, Сербия сейчас старается что-то сделать, видимо, есть и были, раньше и теперь, ошибки в политике властей и Сербии, и Югославии. После войны открыли границы с Албанией, и масса албанцев хлынула из страны, под предлогом того, что они беженцы из Албании. На самом деле это был план захвата Косово, чем больше они заселяли край, тем больше сербов вынуждено были бежать, так как на них оказывалось давление. Ситуация очень и очень тяжелая. Сейчас мы боремся за выживание, чтобы можно было выжить в Косово и Метохии, а люди живут в невыносимых условиях. Как и чем все это закончится, будет видно. Нас очень удивили наши друзья, наши недавние друзья, Европа и Америка, которые, не углубляясь в проблематику Косово и Метохии, встали на сторону албанцев, шиптар, и усердно трудятся в их пользу, это трудно понять. Мы очень надеемся на Россию и на государства, которые к нам расположены – Китай, Индия и так далее, к сожалению, Европа на другой стороне, Америка на другой стороне, не хотят видеть страдания, несвободу, отсутствие элементарных условий для самой обычной жизни и достоинства человека.
Что Бог дал России?
– Ваше Святейшество, не так давно вы были в России с визитом, поделитесь вашими впечатлениями?
– Первый раз я был в России на похоронах Патриарха Пимена, это было 20 с лишним лет назад.
Россия тогда и Россия сейчас – это две разные России, они совсем не похожи друг на друга. Сейчас я находился в России дольше, примерно 15 дней, и у меня была возможность многое увидеть. Я восхищен тем, что Россия сделала для себя за последние 20 лет. Господь дал России большие материальные блага, дал России русскую душу! Насколько меня окрылила красота русских восстановленных монастырей и церквей, позолоченных куполов! Как воодушевил меня народ, который носит в себе, в своей душе Бога, который способен часами ждать очереди, чтобы приложиться ко кресту святого апостола Андрея и другим святыням, наполняет церкви.
России Бог дал две выдающиеся личности: Патриарха и Президента, они вместе работают на пользу своего народа, своей Церкви. Особенно меня вдохновили слова президента Владимира Путина, когда он сказал: «Я немного знаю о вере, но мой учитель и мой советник – Патриарх, я учусь у него». Симфония Церкви и государства необходима каждому народу, а мне кажется, что в России она в большой мере достигнута. Конечно, есть и немало проблем, но они решаются наилучшим образом.
Пожелания Патриарха
– Ваше Святейшество, как выглядит обычный рабочий день Сербского Патриарха?
– Вот так, как сегодня: мы начали в половину девятого, почти каждый день приемы, прежде всего, богослужения в патриархии, богослужения в архиепископии, у меня два ставропигиальных монастыря – Печская патриархия в Косово и Метохии и Святого Саввы в Америке, в Чикаго. Работы много. Также приемы дипломатов, политиков и так далее, стараемся ничем не навредить Церкви, это главное, насколько это в наших силах, и все проблемы решать в духе предания, конечно, в сотрудничестве с епископами и священством, только в совместном труде мы можем ожидать какой-то плод.
Не просто хранить, не просто говорить о ней, но жить по вере
– Ваше Святейшество, что бы вы пожелали нам, верующим, в России и Сербии?
– Что я могу пожелать как Патриарх – прежде всего, хранить веру. Не просто хранить, не просто говорить о ней, но жить по вере, ибо именно так мы можем показать ценность и сущность веры – жизнью. И то, что нам необходимо сейчас, – единство православных. К сожалению, проблемы, существующие в мире, не миновали и нас, и у нас в Церкви существуют расколы, и у нас в Сербии, и в какой-то мере в России, в других странах, так что нам необходимо единство, а его отсутствие – это тоже одно из последствий ослабления веры, таким образом, самым необходимым в наше время является единство.
Биографическая справка
Святейший Патриарх Сербский, Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий Ириней родился 28 августа 1930 года в селе Видова под городом Чачак. Получил начальное образование в родном селе, затем окончил гимназию в Чачаке, по окончании гимназии продолжил обучение в духовной семинарии в Призрене и богословском факультете Белградского университета.
По окончании университета служил в армии, после чего назначен преподавателем Призренской семинарии. Перед вступлением в должность, в октябре 1959 года, принял монашеский постриг от Святейшего Патриарха Сербского Германа в монастыре Раковица с наречением имени Ириней. В день святой преподобной Параскевы Сербской, 27 октября того же года, рукоположен во иеромонаха в храме Ружица на Калемегдане.
Продолжил образование в аспирантуре при богословском факультете Афинского университета. В 1969-м году назначен заведующим монашеской школой Острожского монастыря; затем – ректором Призренской семинарии.
В 1974-м году избран епископом Моравичским, викарием Святейшего Патриарха Сербского. На кафедре с 14 июля 1974 года, с 1975 года – епископ Нишский.
22 января 2010 года, на заседании Архиерейского Собора в Белграде, в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом Сербской Православной Церкви, избран на Сербский Патриарший престол.
23 января 2010 года в белградском кафедральном соборе Святых Архангелов состоялась первая интронизация 45-го Патриарха Сербского Иринея.
Церемония официальной интронизации состоялась 3 октября 2010 года в Печской Патриархии (Косово).
24 ноября 2020 г.